Рекордный залог в мировой судебной истории уплатили за украинского олигарха Дмитрия Фирташа австрийскому суду – 125 млн евро. Бывало, судьи назначали и большие суммы залога, но их никогда не вносили. А за Фирташа – тут же внесли. Наличными! И сделал это, если верить The New York Times, российский миллиардер Василий Анисимов.
Фирташу он не кум, не сват и даже не партнёр – в партнёрах у Анисимова, как уверяет Bloomberg, видимо, на что-то намекая, Аркадий Ротенберг. Состояния Фирташа и Анисимова примерно равны – вот и пойми, почему залог оплатил россиянин. Может, украинский олигарх что-то ему посулил? Например, газотранспортную систему (ГТС) Украины?
Пять лет назад, после долгих и нудных переговоров длиной чуть ли не в два десятилетия, Москва и Киев, казалось, принципиально договорились по поводу купли-продажи украинской транзитной «трубы». Договориться-то договорились, да не сошлись в цене. Тогдашний украинский президент Виктор Янукович готов был уступить всю «трубу» за 20 млрд долларов. «Газпром» в лице Алексея Миллера предлагал 4 миллиарда. «Труба» ваша, мол, дряхлая, в ремонт и модернизацию придётся вбухать ещё 6 млрд (это, кстати, год спустя подтвердил украинский премьер Николай Азаров). Но Янукович упёрся. И Миллер в сердцах воскликнул: «Если украинская ГТС такая ценная, то ей место в музее!» В общем, сорвалась сделка. Между тем Янукович явно поскромничал. И доказать это проще пареной репы. «Белтрансгаз» продал акции своей ГТС за 5 млрд долларов. А «прокачивает» белорусская «труба» порядка 30 млрд кубов газа в год, в то время как украинская – вторая по протяжённости в Европе – 170 миллиардов. Несложно подсчитать, что теоретически украинская ГТС вполне может потянуть на тридцатку. Впрочем, Янукович взял свои 20 млрд явно не с потолка – как пояснил бывший управленец «Нафтогаза Украины» Виталий Землянский, эту цифру «он назвал потому, что именно столько русским надо было вложить в «Южный поток». Так или иначе, цена вопроса примерно ясна.
Почему майданщики боятся того, кто заказывал майдан
Теоретически украинская газотранспортная система находится в собственности государства. Но в украинской реальности теория и практика существуют в параллельных мирах и редко пересекаются. Скажем, львиная доля земли на Украине формально не приватизирована. Тем не менее государство контролирует лишь 10-ю часть земельных угодий страны – у остальной землицы имеются реальные хозяева. Точно так же и с газовой «трубой»: пять лет назад Дмитрий Фирташ провернул изящную комбинацию, приватизировав государственные пакеты акций «облгазов». «Проданные Фирташу «облгазы», – писала «Украинская правда», – получили государственные газораспределительные сети на праве хозяйственного ведения». В долгосрочную и совершенно бесплатную аренду. Таким образом, резюмировала «Украинская правда», «Фирташ фактически контролирует государственные газовые компании «Укргаздобыча» и «Укртрансгаз» (это дочерние структуры «Нафтогаза Украины». – Ред.). А украинская ГТС числится в ведении именно этих двух структур. Вот вам и реальный собственник. Сложность и непрозрачность данной структуры – это неспроста. В мутной воде выручку от прокачки газа удавалось «регулировать» – то в сторону Фирташа (в период позднего Ющенко), то в сторону государственного «Нафтогаза» (как последние три года). С Фирташем руководству страны бодаться – себе дороже, ведь помимо того, что он делец, он ещё и крупнейший на Украине профсоюзный босс. Федерация работодателей Украины, которую он контролирует, при этом последние три года не выезжая из Австрии, – это 10 тыс. предприятий по всей стране, на которых работают 5 млн человек. Не сошёлся характером с предыдущим президентом Украины – и устроил тому майдан. И Янукович в итоге досрочно бежал из страны. Вот только и Фирташу не довелось в полной мере вкусить своей победы – в марте 2014-го его задержали в Вене по запросу ФБР США. Американцы обвинили миллиардера, навещавшего в Австрии свою собственность, в попытке дачи крупной взятки в Индии (взятку он, к слову, не дал – лишь собирался). Так и живёт теперь Фирташ – ни в тюрьме, ни на воле. Из Австрии он, разумеется, ни ногой – дал подписку о невыезде. Но исправно грозится вот-вот на Украину нагрянуть. Майдан ведь устроил, сам всё оплатил – а дивидендов не получил ни копейки. Непорядок! Самое время для того, чтобы выставить счёт бенефициарам – Петру Порошенко и его команде.
Вот потому-то возвращения Фирташа в Киев майданщики так боятся. Им страшно настолько, что глава МВД Арсен Аваков, прознав в октябре прошлого года, что миллиардер якобы возвращается со дня на день (Фирташ был уверен в успехе апелляции – адвокаты его убедили), распорядился закрыть небо над страной для всех частных самолётов. А ещё Аваков побожился отдать олигарха американцам прямо в Борисполе, по прилёте, – вопреки украинским законам, запрещающим выдачу граждан страны зарубежным правоохранителям. Политолог Лев Вершинин в связи с этим высказал предположение, что с американцами Фирташ заранее всё обсудил и те больше не возражают против возвращения воротилы на родину. Несомненно, догадываясь о его планах «снести» режим Порошенко. В этой связи эксперт намекнул, что действующий глава украинского государства, судя по всему, перестал устраивать даже своих заокеанских хозяев и те выдали «ярлык» Фирташу. Правда, тогда с апелляцией не задалось и миллиардеру пришлось пересмотреть свои планы. Но от возвращения в Киев он и не думает отказываться. Как говорит сам Фирташ, туда он «вернётся через Москву». Гадай теперь, что может значить на самом деле эта двусмысленная фраза.
Кто сидит на украинской «трубе»
Подобьём бабки. Обещанное Фирташем возвращение «через Москву». Астрономический залог, по всей видимости, внесённый российским предпринимателем. Наконец, недавний венский «десант» отечественных депутатов и сенаторов, по странности совпавший с вынесением судебного вердикта (судья в итоге, от греха подальше, «перевёл стрелки» на министра юстиции Вольфганга Брандштеттера – ему теперь принимать «окончательное решение» по делу Фирташа). Не слишком ли много совпадений? А как вам такое совпадение: как мы указали выше, в партнёрах у миллиардера Анисимова, внёсшего за Фирташа залог, по данным Bloomberg, состоит Аркадий Ротенберг. Предприниматель, считающий для себя приоритетным, по его же собственному признанию, нефтегазовое строительство. И учредивший минувшим летом компанию «Национальная газовая группа». К слову, «Стройгазмонтаж» Ротенберга «Газпром» выбрал единственным подрядчиком по строительству объектов газопровода «Сила Сибири». Ну просто целый каскад совпадений!
Впрочем, украинские издания пишут открытым текстом, мол, нет никаких совпадений, а Фирташ пообещал Ротенбергу украинскую газотранспортную систему. Якобы денег на её реставрацию на Украине всё равно нет, иностранным инвесторам эта «тема» неинтересна, так что забирайте, россияне. Когда вы ещё достроите свои южные и северные потоки! И, в общем-то, все должны быть довольны: Киеву больше не нужно вбухивать миллиарды в ремонт «трубы», а Москва раз и навсегда избавляет себя и Европу от головной боли с транзитом. Всем хорошо! Только не забываем, что украинская газовая «труба» хотя и государственная, но не вполне бесхозная. Есть у неё теневые хозяева помимо государства. Как-то давным-давно президент России Владимир Путин, беседуя с тогдашним германским канцлером Герхардом Шрёдером об украинском газовом транзите в ходе подписания бумаг по строительству трубопровода Выборг – Грайфсвальд, загадал ему детскую загадку про «А и Б сидели на трубе». Тогда Шрёдер этой простой загадки не разгадал, но дело не в этом – загадав загадку, Путин очень изящно очертил положение дел в украинском газовом раскладе. Сидят, значит, на «трубе» условные А и Б в лице «дочек» «Нафтогаза Украины» – «Укргаздобычи» и «Укртрансгаза», но есть там ещё одна буковка, «и». Вроде бы незаметная, но сидит она на «трубе» как влитая, так, что её оттуда и не согнать.
За девять месяцев прошлого года «Нафтогаз Украины» выручил от транзита российского газа рекордные 19,8 млрд гривен чистой прибыли (гривна к доллару сегодня – примерно 27 к 1). А весь доход госкомпании за тот же срок составил 25,5 млрд гривен. Таким образом, 78% чистогана «Нафтогазу» приносит именно российский газовый транзит. И при таких барышах «Нафтогаз» в долгах как в шелках – на конец декабря они составляли 60 млрд гривен. Кто-то втихую «тырит»? Или – в открытую? Украинская пресса указывает на две близкие к Петру Порошенко фигуры – на предпринимателя Константина Григоришина и политика Игоря Кононенко. Вот вам та самая буковка «и». Что же до формального руководителя «Нафтогаза» Андрея Коболева, то он, как отмечает украинское издание «Олигарх», «вряд ли что-то решает сам» и «играет роль исполнителя воли своих кураторов» – Григоришина и Кононенко.
Лев ВЕРШИНИН, политолог:
По теме
1240
В Лондоне набирают популярность варианты съема жилья в обмен на интим
Владельцы недвижимости в Лондоне все чаще размещают объявления о сдаче жилья в обмен на секс. Столица Великобритании известна высокими ценами на съем жилья, поэтому подобные предложения обретают актуальность среди приезжих женщин.
– Я бы не торопился утверждать, что Фирташ передаст украинскую ГТС Москве. Во-первых, обещать – не значит жениться, а во-вторых, сегодня у него, сидящего в Вене в ожидании экстрадиции в США, одни планы, а завтра могут появиться другие – если миллиардер благополучно вернётся на родину. Нужна ли России украинская ГТС? Безусловно. Кусок лакомый. Но кто же добровольно откажется от такого куска в чью-то пользу? Фирташ – опытный делец, и кто-кто, но уж он-то точно не прогадает. Не исключено, что обещания он раздаёт намеренно, зная о том, что решение австрийского министра касательно его дальнейшей судьбы в известной мере может зависеть от Москвы.
Роковые ошибки олигарха
Готовя майдан в 2013-м, Фирташ допустил две роковые ошибки, чуть было не отвернувших от него российских партнёров. Во-первых, он не поставил Москву в известность о готовящемся майдане. Во-вторых, без всяких консультаций с российской стороной потащил в будущие президенты Украины Виталия Кличко. А ведь Москва чуть не с руки кормила украинского воротилу! После прихода к власти Виктора Януковича Газпромбанк кредитовал Фирташа 11 млрд долларов, а «Газпром» продал ему по льготной цене 20 млрд кубометров газа – это данные расследования агентства «Рейтер». В 2013 году принадлежащая Фирташу группа компаний Ostchem даже обошла «Нафтогаз» по объёмам поставок российского газа в Европу. И что же в итоге? А в итоге Фирташ устраивает и оплачивает майдан (об этом прямо заявил экс-глава СБУ Александр Якименко), явно чреватый для Москвы большими проблемами, мягко говоря. В январе 2014 года замначальника департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Виктор Валов запоздало включает заднюю: «В текущем году поставки для Ostchem не рассматриваются». Москва сочла целесообразным прокачивать весь европейский транзит через «Нафтогаз Украины». И тут как-то сразу олигарх оказался в Австрии, где его и арестовали. Может быть, совпадение. Или нет?
Москву и Вену связывают, скажем так, особенные отношения. Австрия хоть и поддержала антироссийские санкции Евросоюза, на внешнеполитическом сотрудничестве и торговле это совершенно никак не сказалось. В прошлом году – на самом пике санкционного угара – правительства России и Австрии подписали межгосударственную программу по реализации 26 совместных проектов общей стоимостью 4 млрд евро. Особые отношения сложились и у служителей Фемиды. Если страны Евросоюза, как правило, не выдают России задержанных преступников, то Австрия экстрадирует их за милую душу. Три года назад нам выдали бывшего владельца Восточно-Европейской финансовой корпорации Александра Гительсона, разыскиваемого за хищение 2 млрд рублей. В 2015-м Вена выдала Анатолия Радченко, которого в России обвиняли в организации заказных убийств. В общем, тот факт, что украинского олигарха свинтили именно в Вене, а не где-то ещё, может, и не совсем случаен.
Поначалу Фирташ «качал права» и совершенно не желал каяться. Но, по мере того как вчерашние партнёры-майданщики «подстригали» его украинские активы, миллиардер, что называется, прозревал. Окончательное прозрение наступило тогда, когда Пётр Порошенко попытался «отжать» у Фирташа телеканал «Интер» – «первую кнопку» украинского телевидения. Теперь, прозревший, он грозится нагрянуть в Киев, чтобы разогнать предавших его партнёров-майданщиков во главе с Порошенко. Ресурсов у олигарха достаточно, деньги тоже есть, ну а поддержит ли его Москва, станет ясно в ближайшее время – по той позиции, которую займёт в деле Фирташа австрийский министр юстиции.
Украинская ГТС – удачное приобретение
Но вернёмся к украинской газовой «трубе». Есть основания полагать, что вопрос её передачи России новым украинским руководством – решённый. В ближнем кругу Фирташа даже озвучили цену вопроса: ГТС Украины акционируют и продадут контрольный пакет Москве (при этом не факт, что именно «Газпрому», а не кому-то ещё) за 3 млрд долларов. Но есть два условия. Во-первых, российская сторона должна гарантировать ремонт ГТС за свой счёт, а это уже не 6 млрд, а несколько больше. Во-вторых, за «трубу» придётся уплатить «живыми» деньгами. Система взаимозачётов, которая была бы очень на руку Москве (Януковичу дали 3 миллиарда? Вот и возьмём ГТС Украины в счёт этого долга!), в данном случае не прокатит. Но неплохо бы понять: а нужна ли эта украинская рухлядь нашей стране?
«Северный поток» обошёлся России примерно в 9 млрд евро. Строительство «Южного потока», как ожидается, потянет на все 20 миллиардов. Пропускная способность ГТС Украины на европейской границе даже в сегодняшнем «убитом» состоянии – примерно 180 млрд кубометров газа в год. А суммарная прокачка обоих потоков (при том, что «Южный» ещё предстоит построить) в лучшем случае составит 118 млрд кубов. При этом, как уверяют эксперты, ещё не факт, что мощность «Южного потока» составит анонсированные 63 млрд кубов, а не 16 млрд (это оценка экспертов Международного фонда Блейзера, исследующего украинскую экономику). Да, после того как оба потока выйдут на заявленную мощность, с украинской ГТС можно будет конкурировать. Но если можно эту самую ГТС заполучить за разумные деньги, то нет смысла от этого отказываться, не так ли?
КСТАТИВ биографии Дмитрия Фирташа немало «белых пятен», зная о которых можно составить более полное представление об этом непростом человеке. Ну, например: в 1986 году солдат-срочник Фирташ был награждён орденом «Знак почёта» и медалью ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». Обе награды – серьёзные, кому попало их не вручали. И уж точно не награждали ими солдат срочной службы. За что их получил Фирташ, он не рассказывает. Но факт – он их получил. А вот ещё белое пятнышко: после армии будущий олигарх трудоустроился водителем на обувную фабрику в Черновцах. Возил изготовленные на заводе валенки, ими же – крадеными! – в свободное время торговал на рынке. Попался на горячем, посадили в КПЗ, возбудили уголовное дело. Но Фирташ неожиданно выходит на волю, дело рассыпается, а у молодого человека откуда ни возьмись появляется новенькая вазовская «шестёрка». Как следует из официальной биографии Фирташа, семья у него была простая, помидоры выращивала, но тем не менее после армии на книжке у паренька оказалось аж 40 тыс. рублей. Хватило бы на три кооперативные квартиры или четыре новые «Волги»! Нет, не прост он, этот Фирташ, не прост.