Греческий парламент одобрил второй пакет согласованных с международными кредиторами реформ. Но для получения долгожданных €86 млрд Афинам, возможно, предстоит пойти еще на целый ряд «жертв» в экономике.
В четверг, 23 июля, греческие депутаты одобрили второй пакет реформ, на котором настаивают международные кредиторы. Заседание парламента длилось с восьми вечера до рассвета. В итоге второй раунд законодательных мер поддержали 230 депутатов из 300. При этом 36 из 149 депутатов правящей партии СИРИЗА проголосовали против реформ либо воздержались.
Второй пакет мер пока не стал публичным. Известно лишь, что он предполагает принятие нового гражданского процессуального кодекса для ускорения судебных процессов и снижения издержек, а также интеграцию в национальное законодательство директив ЕС о санации банков. Эти директивы предусматривают ограничение на использование средств налогоплательщиков при оздоровлении финансовых организаций, а также защиту вкладов менее €100 тыс.
Одобрение закона является «решающим шагом» на пути к принятию меморандума, в котором будет прописан механизм выделения спасительной для страны третьей кредитной линии. Сам меморандум греческие власти должны успеть принять до середины августа, чтобы получить средства для очередного транша в адрес ЕЦБ объемом €3,2 млрд, выплата которого приходится на 20 августа.
Соглашение о выделении Греции третьего пакета финансовой помощи было достигнуто 12 июля по итогам Евросаммита. Его получение лидеры стран еврозоны увязали с программой реформ, которые республика пообещала провести через парламент.
В парламенте реформы разделили на два пакета. Первый из них был одобрен 15 июля. Он предусматривает повышение налогов, расширение налоговой базы, подготовку к пенсионной реформе, полную реализацию мер бюджетной экономии, а также выполнение в полном объеме Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе.
Подписав заявление Евросаммита, греки также обязались усилить свои предложения по реформам и представить кредиторам четкий график их реализации. Только после этого Афины и международные институты смогут заключить меморандум о взаимопонимании (MoU), который «разблокирует» предназначенные для страны €86 млрд. В меморандуме должны быть детально прописаны график и объем передачи средств.
«Программа-минимум»
До подписания решающего меморандума Греции предстоит одобрить еще целый ряд экономических мер, на реализации которых настаивают кредиторы.
Речь идет о масштабной реформе пенсионной системы (предусматривает повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2022 году), реформе товарного рынка, доработке предложений по энергетическим рынкам, приватизации энергосетей и улучшению рынка труда. Также греки должны представить предложения по укреплению финансового сектора, расширению программы приватизации, совершенствованию греческого управления и методов работы с международными кредитными институтами.
Все это лишь минимальные требования для начала переговоров с властями Греции о выделении республике новой финансовой помощи, говорится в заявлении Евросаммита от 12 июля.
Переговоры властей Греции и международных кредиторов (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ) о третьем пакете финансовой помощи должны были начаться в пятницу, 24 июля. Тем не менее дискуссии были отложены — организаторам не удалось определиться с местом проведения встречи и решить все вопросы, связанные с обеспечением безопасности.
Приезды кредиторов в республику болезненно воспринимались большинством греков, которые видели в их визитах нарушение своего национального суверенитета. Именно поэтому правительство Алексиса Ципраса, пришедшего к власти полгода назад, настояло на том, чтобы программа финансовой помощи стране обсуждалась в Брюсселе.
Греческий чиновник подтвердил Reuters, что Афины не станут препятствовать доступу международных кредиторов к министерствам и ведомствам страны. В воскресенье агентство Bloomberg сообщило, что старт переговоров по заключению меморандума перенесен ориентировочно на вторник, 28 июля. Вместе с тем Афины предпочли бы заключить меморандум к 20 августа, когда настанет срок погашения очередного долга перед ЕЦБ на сумму €3,2 млрд.
Борьба с льготами
Из пакета первоочередных мер, которые уже одобрил греческий парламент, было исключено предложенное кредиторами повышение налога на доходы сельхозпроизводителей с 13 до 25–33%. Эту инициативу заблокировала правящая СИРИЗА. Но греческому правительству предстоит вернуться к обсуждению этого вопроса в ближайшие месяцы.
Льготный режим для аграриев действует в Греции уже несколько десятилетий, и им пользуются не только жители сельской местности, но и те, кто не занят в агросекторе, но регистрируется в качестве фермеров. Речь о десятках тысяч предпринимателей, поделился с FT один из бывших высокопоставленных чиновников Минсельхоза страны. Эти бизнесмены, как правило, сдают свою землю настоящим аграриям или зимой выращивают оливки, а летом сдают жилье туристам.
До 2009 года фермеры не должны были подавать налоговые декларации или вести бухучет, поскольку считалось, что они занимаются личным подсобным хозяйством, хотя и получают от ЕС тысячи евро субсидий за поставки продовольствия на рынок.
Проект реформы предполагает введение 25-процентной налоговой ставки на доходы аграриев в 2014 году, авансовых налоговых платежей в этом году, а также налога на доходы с выделяемых Евросоюзом субсидий. Увеличение налогов в отношении этой категории предпринимателей, по оценкам греческих властей, может принести бюджету минимум €200 млн ежегодно.
Как и в случае с «программой-минимум», эти меры предстоит согласовать с кредиторами. По словам заместителя главы греческого Минсельхоза Вангелиса Апостолу, аграрный пакет парламент может принять в августе-сентябре.