«Сотруднику ФСБ и военнослужащему РФ вечная память, они защищали нас от терактов. Соболезнования родным и близким» — эти слова чаще других повторяются сегодня в крымских соцсетях. Погибшие — командир отряда силового сопровождения операций и десантник из армейского прикрытия границы спасали Крым от большой беды. На что именно нацеливались диверсанты? Версий обсуждается много: объекты туризма, керченский паром, химический завод, кортеж Аксенова на ялтинской трассе... Но главное в том, что они шли к нам взрывать и убивать.
Рев моторов над севастопольским военным аэродромом Бельбек. Истребители один за другим заходят на посадку и вновь идут на взлет. Кажется, рябь бежит по бассейнам гостевых домов Качи от грохота боевых машин. Крым готов постоять за себя, если придет нужда.
Да, крымчане вынуждены жить с ненадежным и злым пограничьем. И наши армия и флот — самые надежные союзники. Но теперь придется быть бдительным и внимательным каждому. Ведь каким-то образом диверсанты смогли просочиться через плавни Сиваша. Между прочим, о подозрительной группе в камуфляже первыми сообщили в ФСБ местные жители.
Физиономистика — спорная штука. Но как похожи друг на друга оказались украинский медик-садист Александр Чернов и задержанный террорист Евгений Панов, сотрудник украинского ГРУ. В послужном списке 39-летнего жителя Запорожья Панова значится Евромайдан, активное участие в карательных операциях АТО, отряд нацистской самообороны. Неделю назад он отправился «отдыхать на юг». Теперь выясняется, что вместе с подельниками готовил диверсии на газораспределительных пунктах и станциях очистки воды.
Они несколько раз приезжали на полуостров как туристы. Ходили по домам как агенты торговых компаний. Высматривали подходы к объектам. Часть «отдыхающих» осталась в Крыму. Кадровые спецы выехали из Крыма после разведки, оставив на месте исполнителей. Сделать это было нетрудно.
Помните доктора Чернова, жирного подонка, который в украинском телеэфире бахвалился, как добивал на операционном столе раненых ополченцев Донбасса? Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении Чернова. Невероятно, но уже после этого он свободно пересек крымскую границу и отправился отдыхать рядом с Артеком. «Я в Крыму, в Гурзуфе, с 25 по 29 июня, — куражился Чернов в Facebook, выставляя пляжные фото на фоне гурзуфских скал. — У старинных друзей, а сейчас еще и соратников...»
О какой безопасности может идти речь, если границу спокойно пересекает убийца, объявленный в федеральный розыск? Неужто так важны для Крыма деньги, оставленные доктором Черновым в Гурзуфе? Глава Центра реформирования ВСУ Александр Данилюк открыто говорит о намерении проводить так называемые акты возмездия. По его словам, украинские диверсанты будут совершать убийства, маскируя их под несчастные случаи. И что, пропускать такие высказывания мимо ушей?
Крымчане все громче требуют запретить въезд на полуостров всем украинским участникам карательной операции на Донбассе. Да и как отделить яростных нацистов от мобилизованных вояк ВСУ? Но пока граница для них гостеприимно открыта. Первый вице-премьер крымского правительства Михаил Шеремет сокрушался: мол, украинские пограничники медленно осуществляют пропуск автотранспорта на совместном участке границы в районе Армянска...
Между тем нынешняя диверсионная операция началась в ночь с 6 на 7 августа, когда группа проникла на российскую территорию у села Суворово, возле того самого Армянска. Здесь узкое место залива Сиваш, глубина до метра. Именно в этом бою погиб офицер ФСБ. Другие группы заходили следующей ночью.
Очевидцем боя оказался молодой украинский поп-певец Вадим Олейник. Нынешней весной он «спивал» в патриотическом флешмобе #яЛюблюСвоюКраїну, а сейчас со своей девушкой Анной направился из Херсона в Ялту к ее родителям.
— На КП «Каланчак» мы быстро прошли украинский КП, перешли нейтральную территорию, — рассказал парень. — До Крыма осталось каких-то 500 метров. Подошли к будке, где проверяли паспорта, и тут началась стрельба. Было страшно, Аня плакала... Сидели два часа, и тут у нас взяли паспорта и пропустили.
Глава республиканского правительства Сергей Аксенов убежден, что украинские туристы, побывав в Крыму, становятся нашими союзниками, поскольку видят реальное положение дел на российской территории. А потому надо радоваться притоку гостей с Украины. Но только ли радость несут такие туристы? Симферопольские чиновники пока излучают оптимизм.
— Очень приятно, что вдвое по сравнению с прошлым годом увеличился поток туристов с украинского материка. На 1 августа их количество составило более 1,7 млн человек. Уходят барьеры, которые искусственно выстраиваются между Украиной и Россией. Это сближает наши народы, — рассказывает министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий.
Не все так просто насчет сближения. Киевский тележурналист Андрей Лащ без проблем объехал весь полуостров. Ялта, Алушта, Феодосия, Керченская переправа, Симферополь — отдыхал и снимал все, что хотел. И на перроне херсонского вокзала запостил сообщение: «Крымские горы прекрасны! И обязательно будут нашими!» А как объяснить тот факт, что власти Симферополя поддержали идею создания в городе стены памяти музыканта Андрея Кузьменко, выступавшего под псевдонимом Кузьма Скрябин? Этот Кузьма называл Россию «парашей», а ее жителей — «суками». «Я обнес бы ее колючей проволокой и забыл, что она есть», — заявил киевский артист на концертах в поддержку АТО. Год назад он разбился в ДТП — и вот теперь ему собираются ставить памятник в крымской столице. В сети гуляет копия разрешающего письма из мэрии.
— В Симферополе увольняют неугодных директоров библиотек и домов культуры. Застопорилось строительство концертного зала и на грани уничтожения Театр кукол. Зато получено добро на открытие мемориала музыканту, приветствовавшему сожжение людей в Одессе, — с горечью пишет крымский публицист Алексей Васильев.
«Украинский культурный центр в Крыму», созданный после возвращения полуострова в Россию, позиционирует себя как общественная организация, сохраняющая язык и культуру украинского народа, политических задач не имеющая. Но по сути прямо в столице Крыма без проблем функционирует координационный центр украинских националистов. Представьте себе работу организации, «сохраняющей язык и культуру русского народа» где-нибудь в Киеве или Днепропетровске. Да, в отличие от дичающей Украины здесь живут нормальные люди. Кровь и ненависть остались за Перекопом. Но нельзя оставаться настолько беспечными!
В Симферополе вандалы разбили мемориальную доску в честь советского фотожурналиста и военкора Леонида Яблонского. Власти обещают «изыскать возможность» охватить патрулями улицы, где имеются мемориальные доски. Но разве это выход?
— Обстановка на полуострове сегодня далеко не такая благостная, как кажется чиновникам, — говорит комендант молодежно-патриотического лагеря «Крым. Донузлав — 2016», атаман регионального отделения Союза казаков-воинов России Сергей Юрченко. — Особенно актуально это в районе Донузлава, где находилась украинская военно-морская база. Мы видим в прилегающих к Донузлаву поселках экстремистские, антироссийские надписи на стенах. Провокаторы пытаются втянуть в «пятую колонну» юных крымчан.
От озера Донузлав до приграничного Армянска, где прорывались украинские диверсанты, — всего час езды.