Аудиторы почти 8 месяцев проводили проверку в нашем инкубаторе прорывных технологий. Итог печален: обнаружены не новые технологии, а старые добрые растраты. Прокуратура пока ограничилась лишь представлением президенту фонда. «КП» попыталась разобраться: на что потрачены десятки миллиардов бюджетных денег? И почему мы так и не дождались обещанных инноваций?
В ведомстве Татьяны Голиковой пришли к выводу, что многие расходы, мягко говоря, необоснованны и вызывают вопросы. К примеру, деньги в «Сколково» вливались опережающими темпами. Да такими, что инноваторы не успевали их переварить. С 2013 по 2015 год госинвестиции составили почти 60 млрд. рублей. Но очень большая их доля лежала на банковских депозитах. В итоге фонд только в виде процентов «настриг» почти 6 млрд. рублей.
Удивили аудиторов и, мягко говоря, завышенные заработки сотрудников фонда. В прошлом году средняя зарплата 333 работников перевалила за 468 тысяч рублей в месяц. Это в 14 раз больше средней зарплаты по России. И таким доходам позавидует львиная доля столичных жителей. На оклады за три года потратили почти 9 млрд. рублей. Это почти вдвое больше, чем на научно-исследовательскую деятельность. Как итог: зарплаты реальные, а прорывные технологии пока остаются лишь в фантазиях.
- «Сколково», как и «Роснано», изначально производило впечатление организации для масштабного распила денег под прикрытием слов о модернизации, - заявил в эфире Радио «КП» Михаил Делягин, глава Института проблем глобализации. - Это деньги для такого совокупногоЧубайса. Хорошо, что публичное разворовывание денег начинают хотя бы называть таковым. У нас в стране есть 32 научных городка, которые живы до сих пор. На те деньги, которые вбухиваются в «Сколково», можно было бы возродить все наукограды!
По словам эксперта, вкладывать логичнее не в чистое поле, а туда, где для этого есть готовая инфраструктура и нужные наработки.
УТЕЧКА МОЗГОВ
Примечательно, что флагманом госинноваций стала... дочерняя структура Сбербанка. На нее приходится почти 40% выручки всех компаний, получивших поддержку фонда (всего их около полутора тысяч). Еще примерно 40% относится к 36 крупным проектам. Каждый третий из них, как выяснили в Счетной палате, зарегистрирован в офшорах. И сколько денег таким образом вывели за рубеж, подсчитать пока трудно.
Есть и другие претензии. Во-первых, государство деньги в фонд вкладывает, но следить за их вложениями и влиять на решения не может. Таков закон. Во-вторых, фонд активно привлекает западных топ-менеджеров. И даже тратит на них приличные деньги. Но вряд ли у них есть стимул развивать российские технологии. Скорее наоборот.
- «Сколково» - пример удачного внедрения в российскую интеллектуальную сферу иностранных компаний для выуживания мыслей, - считает доктор экономических наук Никита Кричевский. - У нас была «изобретена» модель, когда все флаги в гости к нам при полном отсутствии защиты интеллектуальной собственности. Государство даже не додумалось уменьшить потенциальный и реальный отток мозгов за границу. В итоге мы остались у разбитого корыта, а «мозги» работают на стороне, приумножая богатства транснациональных корпораций.
И наконец, конфликт интересов. По закону о фонде, члены грантового комитета и эксперты не имеют права входить в число получателей бюджетных денег. А на деле наоборот. Более чем в половине проектов так называемыми заинтересованными лицами оказались участвовавшие в отборе проектов эксперты. А каждый третий грант был выдан компании, приносящей прибыль тому или иному члену грантового комитета. То есть деньги в этих случаях они выдавали сами себе.
- У нас в стране нет дорог и нет денег на пенсионеров, - сетует Михаил Делягин. - Удачность или неудачность любого нормального бизнес-проекта, который хорошо проработан, становится понятна в первые месяцы его работы. А нам рассказывают сказки про новые технологии, которые появятся через «дцать» лет. И пока за реальное воровство бюджетных средств не начнут сажать, у нас ничего не изменится.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Видеоролики за 54 млн. рублей и другие траты
✓ Доходы фонда распределены так. Почти 80% - это субсидии от государства (хотя непонятно, почему это считается доходом). Около 7% - проценты по банковским депозитам. И всего 4,5% - это доход от деятельности самого «Сколково»...
✓ На проект «Правил функционирования фонда» потратили 12 млн. руб. То есть каждая страница текста этого документа обошлась более чем в 40 тысяч рублей.
✓ За четыре видеоролика под названием «Каждодневные чудеса» общей продолжительностью три минуты фонд заплатил баснословные 54 млн. руб. Но найти этот ролик в открытом доступе, чтобы оценить качество, «КП» не удалось.
ОФИЦИАЛЬНО
Вице-президент фонда «Сколково» Александр ЧЕРНОВ - в эфире радио«КП»:
Нецелевых расходов фондом допущено не было
- В ноябре прошлого года Счетная палата вошла с регулярной проверкой деятельности фонда «Сколково». Проверка длилась, по-моему месяцев семь, 20 или 25 инспекторов достаточно глубоко и всесторонне анализировали нашу работу. По всем направлениям – исследовательским, образовательным, грантовым, строительным… Коллегия Счетной палаты написала целый список рекомендаций по улучшению нашей деятельности – по повышению контроля, более профессиональной отчетности и т.д. Мы все эти рекомендации выполнили. Представители Генпрокуратуры работали у нас после этого в течение двух месяцев - в июле и августе и сделали заключение, в рамках которого сказали, что никаких нецелевых расходов фондом допущено не было.