В понедельник власти Египта обнародовали предварительный отчет о расследовании катастрофы А321 компании «Когалымавиа» на Синае, жертвами которой стали 224 человека. Причина трагедии для местных расследователей так и осталась неизвестной. Во всяком случае, данных о «криминальном вмешательстве» в работу экипажа А321 или технических систем самого самолета комиссия не получила. Между тем, по данным “Ъ”, эксперты ФСБ России установили даже тип взрывчатки, с помощью которой был совершен теракт на борту аэробуса,— это был пластит, заложенный под кресло.
Глава комиссии Министерства гражданской авиации Египта Айман аль-Мукаддам в понедельник сообщил, что эксперты обследовали огромную территорию: обломки самолета оказались разбросаны в 16-километровой зоне. Тем не менее все детали удалось собрать, рассортировать и классифицировать — в ближайшее время ВВС отправит их в Каир, где из обломков, для их дальнейшего исследования, будет выложен полноразмерный макет воздушного судна. Там же будут проведены несколько экспертиз, назначенных комиссией. В ходе одной из них, например, предстоит ответить на вопрос о возможных «усталостных» деформациях в несущих конструкциях самолета, которые могли возникнуть в ходе его эксплуатации с 1997 года и из-за аварийной посадки в аэропорту того же Каира в 2001 году — тогда воздушное судно получило повреждение хвостовой части.
По данным господина аль-Мукаддама, в состав комиссии было включено специальное подразделение «Система», сотрудники которого в настоящее время собирают информацию с более чем 40 принадлежавших пассажирам смартфонов и планшетов. В памяти гаджетов, как полагают специалисты, могла сохраниться важная для расследования информация — например, телефонные звонки, фотографии или видеосъемки, сделанные пассажирами перед полетом или уже в воздухе.
В то же время, по словам господина аль-Мукаддама, «никаких данных, подтверждающих внешнее, в том числе криминальное, вмешательство в работу экипажа А321 или технические системы самого самолета, комиссия до сих пор не получила». В противном случае, как отметил господин аль-Мукаддам, они были бы направлены в Генпрокуратуру Египта для возбуждения уголовного дела.
Учитывая, что расшифровка записей речевого и параметрического самописцев разбившегося лайнера, как уже сообщал “Ъ”, не предоставила участникам технического расследования какой-либо существенной информации, господин аль-Мукаддам каких-либо предварительных версий аварии не выдвинул.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отказавшись комментировать предварительный отчет комиссии, напомнил, что эксперты российских спецслужб пришли к выводу о том, что катастрофа произошла из-за теракта.
Напомним, что в середине ноября директор ФСБ Александр Бортников доложил президенту Владимиру Путину о том, что на личных вещах пассажиров, багаже и обломках самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 октября, эксперты обнаружили «следы взрывчатого вещества иностранного производства». По оценке специалистов ФСБ, на борту A321 сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, что привело к разрушению самолета в воздухе. «Можно однозначно сказать, что это террористический акт»,— отметил тогда господин Бортников. Его информация послужила основанием для прекращения авиасообщения между Россией и Египтом.
По данным источника “Ъ”, вывезти какие-либо вызвавшие у них подозрения детали и фрагменты лайнера российские специалисты с места катастрофы не смогли, поскольку это противоречило международным правилам расследования авиапроисшествий. Однако в Россию был доставлен багаж и личные вещи пассажиров лайнера, а также смывы и соскобы с некоторых частей самолета, на которых участвовавшие в ликвидации последствий крушения сотрудники МЧС заподозрили следы взрывчатки.
По словам источника “Ъ”, исследуя привезенные образцы, эксперты установили, что А321 был взорван бомбой небольшой мощности, изготовленной на основе иностранной взрывчатки, аналогичной пластиту. Заложена она была, полагают эксперты, под одно из кресел в конце салона по правому борту. Взрывом в корпусе воздушного судна, находившегося в тот момент в процессе набора высоты, пробило отверстие диаметром около метра, что привело к так называемой взрывной разгерметизации, вызвавшей разрушение самолета. При этом источники “Ъ” затруднились сообщить, почему Следственный комитет России до сих пор не возбудил уголовное дело о теракте (ст. 205 УК), а все исследования проводятся в рамках расследования нарушений правил эксплуатации транспорта и оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 263 и ст. 238 УК). Официально в СКР воздерживаются от комментариев, а неофициально говорят о том, что объективные данные, необходимые для переквалификации уголовного дела, из ФСБ в комитет пока не поступили.