Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко согласовали, а премьеры Михаил Мишустин и Роман Головченко подписали 28 программ экономической интеграции двух стран. Их обсуждение шло три года (и порой казалось, что стороны никогда не придут к компромиссу), а история с созданием Союзного государства тянется еще с девяностых годов. И вот наконец прорыв - по крайней мере именно так расценивают договоренности в Москве и в Минске. Как же будет происходить эта самая интеграция? Об этом «Комсомолка» расспросила директора Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексея Зубца.
Последним камнем преткновения была цена на газ. О чем в итоге договорились?
На пресс-конференции в Москве Владимир Путин объявил, что единый рынок газа двух стран будет создан к концу 2023 года. Но и в 2022 году Белоруссия будет получать «голубое топливо» по ценам значительно ниже мировых - $128 за тысячу кубометров. Притом что на европейских биржах этой осенью цены подбираются аж к $1000. - Белоруссия получает доступ к внутреннему российскому рынку энергоресурсов. Это то, о чем так долго мечтал Лукашенко, - говорит Алексей Зубец. - Получать газ и электроэнергию по внутренним российским ценам. Остается только вопрос различного налогообложения. Не исключено, что цены в Белоруссии будут отличаться от наших просто за счет разных налоговых режимов. Но я уверен, что договоренности будут вступать в силу пошагово. То есть общий рынок электроэнергии, нефти и газа Белоруссия получит после того, как выполнит другие интеграционные договоренности. Это будет некая плата.
Что касается скидок на газ в следующем году, то себестоимость добычи и транспортировки Газпрома составляет около $100 за тысячу кубометров. То есть в любом случае наша компания не будет работать себе в убыток. .
Зачем Россия выдает белорусам еще один кредит? Они еще с прошлым не расплатились
Как сообщил российский президент, в конце этого года и в течение всего последующего Россия выдаст Белоруссии кредит на сумму $630 - 640 млн. Это притом что за последний год Москва выдала в долг Минску $1 млрд. - $640 миллионов - это совсем небольшие деньги. В пересчете - около 45 млрд рублей, - говорит экономист. - У Белоруссии не самая лучшая сейчас экономическая ситуация. Не столько даже из-за европейских санкций, сколько из-за санкций США против Новополоцкого НПЗ - одного из ключевых предприятий белорусской экономики. Российские нефтяные компании не очень-то горят желанием лезть под санкции и поставлять туда нефть. Скорее всего, российский кредит пойдет в первую очередь на удержание белорусского рубля и на реструктурирование долгов. Во втором случае Россия фактически выдает деньги сама себе, до Лукашенко они даже не дойдут. Не секрет, что Минск рассчитывал получить кредит в $3 млрд, и я думаю, если интеграция будет идти по плану, то в перспективе он может рассчитывать на более значительную поддержку.
Будет ли у России и Белоруссии общий рубль?
Разговоры о создании общей валюты ведутся уже на протяжении добрых двух десятков лет, но до сих пор две страны никак не продвинулись в этом вопросе. Однако Владимир Путин произнес обнадеживающую фразу «о перспективах интеграции валютных систем двух стран». - За этой формулировкой кроется перевод Белоруссии на хождение двух валют, российского и белорусского рубля. Понятно, что в таком случае белорусский рубль, как менее стабильная валюта, довольно быстро будет вытеснен с рынка российским. Возможно создание некой общей валюты, но в любом случае это будет тот же модифицированный российский рубль, вид в профиль, - уверен Зубец. Однако, судя по всему, окончательно этот вопрос еще не утрясен. По крайней мере Александр Лукашенко, заявил о «проблеме эмиссионного центра» и выразил надежду, что она будет решена еще в бытность его и Владимира Путина президентами. - Лукашенко хочет печатать российские рубли. То есть один печатный двор в Москве, другой - в Минске, - объясняет Алексей Зубец. - Россия на это не пойдет, потому что это самоубийство. Иначе Минск получит возможность допечатывать рубли, чтобы решать проблемы в своей экономике, конвертировать в валюту и так далее. Единственный возможный вариант, если белорусский эмиссионный центр будет полностью под контролем российского Центробанка. Это будет такой белорусский филиал Центробанка. Кроме того, Александр Лукашенко давно высказывал желание, чтобы Белоруссия получила половину мест в правлении Центробанка. Это тоже безумие, сравните размеры российской и белорусской экономик. Лукашенко предлагали одно место в правлении ЦБ, но он отказался. Возможно, этот вопрос поднимут вновь. В любом случае Банк России вопросы кредитования экономики и контроля за денежной массой никому не отдаст.
Кому будут принадлежать знаменитые белорусские заводы (такие как БелАЗ, МАЗ, Минский тракторный, Беларуськалий и другие)?
Путин анонсировал переход к единой промышленной политике двух государств. На практике это в первую очередь должно означать возрождение производственных цепочек, как в Советском Союзе: например, детали для новейших российских самолетов смогут производить белорусские заводы. Также страны должны снять все барьеры для реализации промышленных товаров на территории обеих стран, в том числе через систему госзаказа и госзакупок. Однако эксперты считают, что в конечном счете могут измениться и собственники некоторых белорусских предприятий. - Я думаю, мы увидим много случаев перехода белорусских предприятий под контроль российских собственников, - говорит Алексей Зубец. - Но вместе с этим белорусские заводы смогут участвовать в российских программах импортозамещения, оборонных программах и так далее. То есть возможностей у белорусской промышленности станет больше.
А общие органы власти будут?
Пока что осторожно объявлено о возможности создания Союзного парламента. При этом о полном политическом объединении двух стран речь не идет - модель будет скорее похожа на Евросоюз. «Нужно сначала создать экономический базис, фундамент, чтобы двигаться дальше в том числе и на политическом треке. Мы вопросов политической интеграции пока не обсуждали», - заявил Владимир Путин. - На этом этапе происходит обмен экономики на политику. Россия фактически получит контроль над белорусской промышленностью. Но Александр Лукашенко сохранит полный политический контроль за Белоруссией, - прогнозирует Алексей Зубец. - На самом деле это взаимовыгодный обмен для двух стран. У России есть рычаги, чтобы смягчить, в том числе экономически, некоторые эксцессы силовой политики Лукашенко.