Знатоки бокса называют Хеймона самым выдающимся менеджером последнего
десятилетия. Он вывел на большую орбиту более двухсот боксеров,
включая Деонтея Уайлдера, Адониса Стивенсона и Флойда Мейвезера. Все
они молятся на Хеймона. Элу 60 лет, он окончил один из университетов
Лиги плюща и некоторое время проработал музыкальным продюсером. Он
избегает публичности, отказываясь от съемок и интервью.
В
январе 2015-го боксерский мир вздрогнул, когда компания NBC Sports
Group объявила о запуске серии программ Premier Boxing Champions.
Двадцать боев должны были транслироваться в прямом эфире NBC в течение
года. До этого бесплатное телевидение не показывало боксерских поединков
на протяжении трех десятилетий. А тут – целая серия, включая пять шоу в
прайм-тайм! Создателем и владельцем бренда Premier Boxing Champions
стал Эл Хеймон. Но на этом он не остановился. Он объявлял о новых
контрактах с телеканалами каждую неделю. CBS, ESPN, Spike, Bounce, Fox
Sports. В общей сложности Хеймон привлек $425 миллионов, чтобы вернуть
бокс на бесплатное телевидение и таким образом вновь внести его в
повестку дня миллионов американцев.
Некоторые славили
Хеймона за смелый шаг, способный вдохнуть новую жизнь в давно
стагнирующий вид спорта. Другие обвиняли его в попытке рейдерского
захвата и выдавливании из бизнеса авторитетных промоутеров и платных
телеканалов вроде HBO и Showtime. Кое-кто полагает, что он заходит
далеко за пределы своей компетенции. «Многие умники с большими деньгами
принимают дурацкие решения, – говорит Кэти Дювей, генеральный директор
промоутерской компании Main Events. – Они надувают пузырь – и он
лопается. И этот пузырь тоже лопнет».
Но пока в Sun Dome
неистовствует семитысячная толпа болельщиков. «Леди и джентльмены, мы в
прямом эфире ESPN! Давайте немного пошумим!» 11 телекамер старательно
фиксируют нарастающее возбуждение толпы. «Они дают в эфир
супербоксеров!» – хвастается Брайан Куэдер, программный директор ESPN.
…Наконец, на ринге появляются сегодняшние звезды. 26-летний Турман
доминирует в первых нескольких раундах. Лишь в пятом раунде ветеран
Коллацо проводит левый хук в корпус соперника. Но Турман приходит в
себя, а истекающий кровью Коллацо не в силах выйти на восьмой раунд.
На выходе я натыкаюсь на Тима Смита, вице-президента компании Хеймона
по связям с общественностью. Бывший спортивный репортер нью-йоркской
Daily News беседует с седовласым джентльменом, заявляющим, что Хеймон
сделает для бокса то же, что Дэйна Уайт проделал для индустрии боев без
правил. «Нет, это будет куда круче», – ухмыляется Смит.
В
сентябре 1977-го бой Мохаммеда Али против Эрни Шейверса собрал у
экранов 57% американской телеаудитории. Около 100 миллионов человек
прильнули к экранам. В 1995-м бой Майка Тайсона против Бастера Матиса
посмотрели 26,5 миллионов зрителей. Но времена изменились: сегодня бокс
на канале HBO смотрят в среднем 1,3 миллиона человек. В мае 2014-го
самый ожидаемый поединок – Флойд Мейвезер против Мэнни Пакьяо –
посмотрели лишь 4,4 миллиона зрителей платных каналов. «Когда-то бокс
был бешено популярен, – говорит бывший король бокса с HBO, а ныне
нью-йоркский промоутер Лу ДиБелла. – Сегодня мы не входим даже в
топ-лист интернет-сайтов, болтаясь где-то между бильярдом и спортивной
рыбалкой».
Нельзя сказать, что индустрию бокса поделили
между собой дураки и негодяи. HBO и Showtimes помогли созданию таких
звезд, как Хулио Сесар Чавес, Эвандер Холифилд, Оскар Де Ла Хойя, Флойд
Мейвезер. И все же индустрия бокса тяжело больна. «Не первое
десятилетие бизнес ориентируется лишь на нескольких промоутеров и пару
телеканалов, – жалуется Лу Феррер, директор по закупкам программ NBC
Sports. – Они забирали себе каждый цент, хотя из-за этого падал интерес
зрителей к тематическим программам и боксу в целом».
Как
решить проблему? Это ни для кого не секрет. Сократить до разумного
количества расплодившиеся ассоциации (WBO, WBC, IBF, WBA). Снизить число
весовых категорий – сегодня их аж 17. Покончить с жадностью,
внутренними дрязгами и кумовством. И главное – вернуть бокс на
бесплатное телевидение. «Невозможно развивать интерес к спорту через
платное ТВ и премиальные сети», – утверждает ДиБелла.
Разумеется, ни HBO, ни Showtime не были заинтересованы в появлении
конкурентов в лице бесплатных каналов. Промоутеры не спешили спорить:
для них платные кабельные сети означают больше доходов при минимуме
проблем. До Хеймона никто не пытался изменить ситуацию.
Весна 1973 года. В жизни Хеймона – полный порядок. Он живет в восточном
Кливленде. Полгода назад, в ноябре, сидя на трибуне «Кливленд Арены»,
он смотрел, как толпа фанатов ревом приветствует его старшего брата
Бобби, выигравшего свой восемнадцатый боксерский матч. Осенью Эл уезжает
учиться в Гарвард. Глядя на его фото в выпускном альбоме, не
сомневаешься, что он готов к жизни. Его улыбка будто говорит: «Ну что,
говнюки, я иду!»
И он пришел. К концу 1980-х он уже
продюсировал целую кучу топовых исполнителей – от Лютера Вандросса и
Патти Лабелль до Стэнли Кларка и Фредди Джексона. «Хороший ли он был
человек? Он был бизнесмен. По моему опыту, они редко бывают хорошими
парнями, – усмехается О’Джейс Уолтер Уильямс. – Но он хорошо относился к
людям, завязывал полезные контакты с промоутерами и устраивал нам
концерты по всей стране. Я лично
его безумно уважаю».
Карьерный успех не привил Хеймону страсти к шикарной жизни. «Мы
работали из дома в Ньютоне, штат Массачусетс, – вспоминает Арлан Литтл,
работавший с Хеймоном в 1980-х. – Он вкалывал больше, чем любой другой
в шоу-бизнесе». Жил Хеймон, и правда, весьма скромно. Он не пил, не
курил и, хотя и устраивал шумные вечеринки после концертов своих
подопечных, сам никогда не участвовал в них. «Он был тихим парнем и
никогда не грубил, – говорит Литтл. – И даже дал мне свой BMW, чтобы я
мог попрактиковаться перед экзаменом по вождению».
Хеймон с
головой погрузился в бокс после встречи с боксером, напомнившим ему
брата. Вернон Форррест был точь-в-точь как Бобби: тот же вес – второй
полусредний, та же спокойная манера держаться и те же проблемы – в
начале карьеры у Бобби Хеймона были серьезные трудности с менеджером. И
вот в 2002-м Форрест, стремясь выпутаться из кабального контракта,
обратился за помощью к Элу. После того как Форрест одержал победу над
Шейном Мосли, Хеймон выбил для него контракт с HBO на шесть боев.
Жестокие драки на ринге, на первый взгляд, весьма далеки от глянца
музыкальной индустрии – но не для Хеймона. «Эл не раз говорил мне о
своей любви к спорту, – рассказывает Стивен Эспиноза, исполнительный
вице-президент и генеральный менеджер канала Showtime Sports. – Но еще у
него очень развито желание защищать – и спортсменов, и музыкантов. Он
знает, что многих из них просто-напросто эксплуатируют».
Действительно, никто из менеджеров не заботится о боксерах так, как
Хеймон. Обычно менеджеры забирают у боксеров 33% призовых, а некоторые и
того больше. Хеймон, по слухам, берет себе лишь 10-15%. Говорят, что
он к тому же не берет ни цента с первого боя после подписания контракта
и с матчей, где сумма призовых меньше $100 000. Его ни разу не
обвиняли ни в воровстве, ни в некорректности. С его именем связаны лишь
регулярные жалобы на то, что его подопечные получают больше, чем
заслуживают, по сравнению с честной рыночной ценой. «Многие были
ошарашены, узнав, сколько я зарабатываю за бой, – говорит Андре Берто,
экс-чемпион во втором полусреднем весе, подписавший контракт с Хеймоном
в 2006-м. – Но ведь промоутеры и менеджеры не выходят на ринг и не
получают по голове. Так с чего им завидовать тому, кто рискует своей
жизнью?»
Впервые Хеймон позвонил Берто в 2005-м. Но тот
работал с ДиБеллой и не искал себе нового менеджера, о чем тут же и
сообщил. «Но мы все равно продолжили общаться, – вспоминает Берто. – Мы
созванивались почти каждый день в течение восьми или девяти месяцев.
Мы говорили не о боксе, а просто о жизни».
Хеймон не желал
меняться, оставаясь таким же, как в 1980-е. Он по-прежнему работал в
своем доме в Массачусетсе. У него не было отпусков: свой кайф он
получал от работы. С ним работали те же люди, с которыми он начинал.
Самым важным человеком в его жизни оставалась мать, Эмма Лу. Он
регулярно ходил с ней в церковь и по магазинам, не ленясь проделать
ради этого длинный путь в Кливленд.
Может, это всего лишь
игра на публику? Нет, считает Пол Уильямс, бывший боксер среднего веса,
оставшийся парализованным после аварии, в которую попал на мотоцикле в
2012-м. «Он был со мной с первого дня, – говорит Уильямс. – Все время
звонил, интересовался, как дела. Я больше не могу приносить ему деньги,
и все равно он продолжает поддерживать меня». Лео Санта Крус,
известный не только тем, что ушел с ринга непобежденным, но и своим
скандальным характером, назвал второго сына в честь Хеймона. За все
время от Эла ушли лишь два боксера, причем один из них, Андре Диррелл,
назвал свой уход «величайшей ошибкой» в своей жизни. И что бы вы
думали? Хеймон принял Диррелла обратно.
«Да врежьте же друг
другу, черт возьми! Что вы как вареные!» Я смотрю еще один бой,
проходящий в рамках бренда Premier Boxing Champions. Два бойца
полутяжелого веса без особого энтузиазма обмениваются ударами. Но зато я
замечаю у ринга Флойда Мейвезера.
Пути Хеймона, Мейвезера и
его менеджера Леонарда Эллерби впервые пересеклись в Атлантик-Сити в
2005-м. Мейвезер чувствовал, что не может раскрыть свой потенциал – ему
недоставало как боев, так и заработков. К тому моменту Хеймон уже
работал с такими фигурами, как Уитни Хьюстон, Эдди Мерфи и Майкл
Джексон. Со своим гарвардским дипломом, острым умом и привычкой
говорить начистоту он стал незаменимым советчиком для молодых боксеров.
«Мы договорились по-дружески, – вспоминает Эллерби. – И это было
лучшее решение, принятое Флойдом за всю его жизнь».
В 2006-м
при поддержке Хеймона Мейвезер заключил свой первый контракт с
компанией Top Rank. Но очень скоро, обретя независимость, он получил
возможность диктовать условия каждого боя кабельным сетям и промоутерам.
Он получил $25 миллионов за бой с Оскаром Де Ла Хойей, а за восемь
последующих лет заработал миллиард на отчислениях от платных
телепросмотров, став одним из самых высокооплачиваемых спортсменов в
истории бокса.
Тем временем у Хеймона понемногу вызревала
идея Premier Boxing Champions. Чтобы воплотить ее в жизнь, требовалось
перевернуть традиционные отношения спортивной индустрии и телесетей с
ног на голову. Обычно телевизионщики сами платили спортивным
ассоциациям за лицензии на трансляцию программ. И платили немало: к
примеру, в 2012 году телеканал NBC отдал $250 миллионов за право
транслировать матчи английской премьер-лиги в течение трех лет. Но для
бокса это было нереально. Поэтому Хеймон решил сделать все наоборот –
он сам будет платить телесетям за трансляции его боксерских шоу.
Правда, для этого требовалась куча денег. Но в 2013 году он сумел
добыть около 500 миллионов в компании Waddell & Reed. Рискованная
игра? Безусловно. Но с головокружительными перспективами в случае
удачи. Хеймон мыслил глобально. Он стремился отнюдь не к тому, чтобы
продать несколько рекламных роликов или заполучить пару спонсоров. Он
мыслил глобальнее.
7 марта Premier Boxing Champions впервые
вышли в прайм-тайм на NBC с лас-вегасской MGM Grand Garden Arena. Кит
Турман встретился на ринге с колоритным уроженцем Цинциннати Эдриэном
Броунером. Победа осталась за Хеймоном: шоу посмотрели 4,4 миллиона
телезрителей. Это был наилучший результат за 17 лет, с 23 марта
1998-го, когда «Ночь боев Оскара Де Ла Хойи» собрала у экранов 5,9
миллионов любителей бокса. За следующие четыре месяца Хеймон выпустил в
эфир еще 12 шоу.
Толпы ненавистников не замедлили явиться.
Хеймона обвиняли в том, что он подрывает индустрию бокса, платя
телевизионщикам, что он всю жизнь устраивает дерьмовые бои, что у него
не хватает времени и сил на работу с молодыми боксерами, что он
просто-напросто уничтожает спорт. Нашлись и те, кто придрался к его
образу жизни. Почему он покинул музыкальную индустрию, если не из-за
профессиональной несостоятельности? Почему он не общается с прессой?
Что он скрывает?..
Весной 2015-го сплетни переместились в
юридическую плоскость. Оскар Де Ла Хойя и его компания Golden Boy
Promotions подали против Хеймона иск на $300 миллионов, обвиняя его в
нарушении «Закона Мохаммеда Али», запрещающего менеджерам боксеров
выступать в качестве промоутеров. В июле в игру вступила компания Arum,
владеющая брендом Top Rank. На сей раз Хеймона обвинили в нарушении не
только «Закона Мохаммеда Али», но и антитрестовского закона Шермана.
Ирония состоит в том, что «Закон Али» был создан для защиты боксеров.
Между тем ни один боксер не подал свой голос против Хеймона.
…Вот наконец и он! Эл Хеймон явился в Barclays Center в Бруклине, на
второй эфир своего шоу для ESPN. Дэнни Гарсия выйдет на ринг против Пола
Малиньяджи. Говорят, Хеймон в раздевалке. Впрочем, похоже, никто не
собирается пускать меня к нему.
Глядя на технику последнего
поколения, такую же, как в Sun Dome, понимаешь, что присутствуешь при
грандиозном эксперименте, имеющем неплохие шансы на успех. Поклонникам
бокса нужны звезды, а у Хеймона в запасе – целый список ярких имен.
Турман, Портер, Гарсия и самый, пожалуй, заметный – тяжеловес Деонтей
Уайлдер, двухметровый бронзовый призер Олимпиады-2008, идущий на смену
Мейвезеру, чья карьера близка к завершению.
Но Хеймону и
его Premier Boxing Champions не обойтись без толики удачи. Удачные
матчи должны превращаться в легенды и попадать на первые страницы газет
– как, к примеру, эпическая битва 2005 года между Диего Корралесом и
Хосе Луисом Кастильо. В этом смысле настоящей находкой для Хеймона
могут стать Лео Санта Круc и Абнер Марес, чья битва, продлившаяся 12
раундов, собрала у экранов 1,2 миллиона зрителей – самую большую
аудиторию боксерского матча, зафиксированную ESPN с 1998 года.
Хеймону необходимы матчи, которые захотят увидеть зрители.
По-настоящему кровавые. Возможно, эта задача окажется самой сложной. С
самого начала Хеймон делал для своих боксеров что мог. Платил им,
защищал их… Но вот трагический парадокс: то, что хорошо для спортсмена,
не всегда хорошо для спорта.
Впрочем, сегодня в Barclays
Center спорт не пострадал. В первом же раунде разогревающего матча оба
бойца побывали в нокдауне. В главной битве Малиньяджи продержался до
девятого раунда. Когда судья вздернул вверх руку Гарсии, я поспешил к
выходу, надеясь на встречу с Хеймоном. Но его все нет. Поток людей
иссякает, и я понимаю, что неуловимый Фантом ускользнул. Я замечаю, как
Малиньяджи, направляясь к раздевалке, говорит кому-то из знакомых:
«Игра закончена».
Его игра – да. Но для бокса все только начинается.