В последние годы тренд на ответственность и экологичность распространился и на сферу инвестиций. Если в 2015 году в фонды, которые придерживаются принципов устойчивых инвестиций, пришло менее $5 млрд, то в 2020-м — уже $51,1 млрд. Рост социально ответственного инвестирования во многом объясняется ценностями поколения миллениалов. Они больше других обеспокоены глобальными проблемами, в том числе изменением климата, и стремятся повлиять на сокращение вредного воздействия человека на природу. И хотя этическая сторона бизнеса уже давно волновала людей, именно поколение миллениалов повлияло на зарождение «сознательного» капитализма и рост популярности ESG-инвестиций.
ESG-инвестирование — это форма социально ответственного инвестирования, когда решение о вложениях средств в бизнес принимается на основе вклада компании в развитие общества. Положительное влияние компании оценивается с точки зрения трех основных факторов.
02 КАК ПОЯВИЛОСЬ ESG-ИНВЕСТИРОВАНИЕ
Истоки этого явления можно найти еще в XVIII веке — тогда в США представители одной из протестантских конфессий, методизма, выступали против инвестиций в игорный бизнес, алкогольные и табачные компании (т.н. sin stocks, «греховные инвестиции»).
Однако по-настоящему вопросы социальной ответственности и этичности бизнеса попали в повестку дня в 1960-е годы, когда американские студенты, выступавшие против войны во Вьетнаме, требовали, чтобы фонды университетов перестали инвестировать в оборонные компании США.
Таким же образом американские студенты протестовали и против апартеида в ЮАР, требуя, чтобы университеты перестали поддерживать компании, работающие в этой стране. Эта социальная активность впоследствии привела к законодательным и институциональным изменениям.
В современном виде ESG-принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он предложил управленцам крупных мировых компаний включить эти принципы в свои стратегии, в первую очередь для борьбы с изменением климата.
03 ЧЕМ ESG-ИНВЕСТИЦИИ ЛУЧШЕ ТРАДИЦИОННЫХ
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом. Эксперты считают, что это происходит в том числе из-за интересов миллениалов (родившихся в 1980–1990 годах), которые стали платежеспособной аудиторией. Ценности этого поколения отличаются от предыдущего: для них бизнес и инвестиции — это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе.
В ESG-инвестициях на первый план выходит человек: его позиция по тому или иному вопросу, качество жизни или условий труда, справедливость в распределении благ и отношениях между людьми. Прибыль и другие финансовые показатели бизнеса учитываются только после оценки социального вклада компании.
Вложения с учетом ESG-факторов помогают создавать портфель, отражающий ценности инвестора. Такие инвестиции важны в том смысле, что позволяют частному инвестору влиять на рынок и экономику путем поддержки компаний с близкой ему миссией. Этот процесс получил название «сознательный капитализм». Его сформулировали предприниматель и основатель Whole Foods Market Джон Макки и профессор маркетинга Раджендра Сисодиа в своей одноименной книге.
В то же время ESG-инвестиции могут оказаться столь же выгодными, как и традиционные. Исследование Morningstar показало, что в 2019 году ESG-фонды обошли по прибыльности обычные фонды, а многие из них даже были на уровне или превосходили индекс S&P 500.
Более того, ESG-фонды — это менее рискованные инвестиции по сравнению с традиционными подобными инструментами. По данным Института устойчивого инвестирования Morgan Stanley, с 2004 по 2018 год снижение прибыльности в ESG-фондах было на 20% меньше, чем в обычных.
На эффективность этих фондов, по данным Journal of Sustainable Finance & Investment, влияют такие факторы, как низкие репутационные, политические и регуляторные риски, что, в свою очередь, приводит к более стабильному денежному потоку и увеличению прибыльности.
04 КАК ФОРМИРУЮТСЯ ESG-РЕЙТИНГИ
ESG-рейтинги формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv, RAEX-Europe (об их ESG-рэнкинге читайте на с. 76) и другие. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы.
Например, конгломерат Kering (модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent) с 2019 года остается лидером рейтинга MSCI среди 28 компаний в сфере производства одежды и предметов роскоши. Все благодаря его программе устойчивого развития, которая включала в том числе:
отказ от использования токсичной пластмассы на 99,8%;
использование «регенерированного» кашемира, который создают из отходов производства;
запуск бесплатного онлайн-курса по сознательной моде.
Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на расследования о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
05 РИСКИ ESG-ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Отсутствие универсальных стандартов ESG
Несмотря на то что есть рейтинги и индексы для оценки ESG-критериев в ведении бизнеса, единых стандартов для оценки соблюдения ESG-факторов не существует. Поэтому в некоторых фондах можно встретить компании, уровень социальной ответственности которых вызывает вопросы.
Отсутствие данных о финансовых показателях ESG-компаний в долгосрочной перспективе
Если выяснится, что бизнес компаний, придерживающихся ESG-стандартов, не настолько устойчив, как это считалось ранее, то инвесторы, которые сосредоточены на получении высокой прибыли, скорее всего, уйдут из этого сектора.
06 ESG-ИНВЕСТИЦИИ ОБЛАГАЮТСЯ «НАЛОГОМ»
Эксперты отмечают, что у стремления бизнеса соответствовать ESG-критериям есть свои недостатки. Во-первых, для крупных компаний это может быть просто уловкой для обеления своей репутации и сокрытия настоящего вреда от их деятельности.
Бывший главный инвестиционный директор BlackRock по устойчивому инвестированию Тарик Фэнси отмечает, что экологическая риторика выгодна компаниям, но реальные действия в этом направлении не приносят им такой же ощутимой отдачи. А инвестиционные управляющие юридически обязаны «не делать ничего, что может поставить под угрозу получение прибыли».
В итоге на словах они соблюдают инвестиционные критерии ESG, а на практике ищут компании, которые будут приносить более высокую прибыль. Если они инвестируют в компании, которые менее прибыльны, то облагают своих клиентов «налогом» в виде меньшей прибыли.
07 ESG-ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ
Аналитики в общении с «РБК Инвестиции» отмечают, что в России ESG-инвестиции только набирают популярность. По словам руководителя отдела анализа акций ФГ «Финам» Натальи Малых, для российских розничных инвесторов пока главным критерием остается цена актива и его потенциальная доходность. В то же время профессиональные управляющие — фонды, особенно те, кто хочет работать с зарубежными инвестициями, — начинают вводить в линейку продуктов экологичные новинки, «облагораживать» состав портфелей, а также ссылаться в маркетинговых материалах и инвестиционных декларациях на соответствие инвестиций ESG-параметрам, добавляет собеседница РБК.
«Мы видим, что российские эмитенты, которые заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов, начали активнее заниматься раскрытием этой темы. В развитых странах ситуация другая: инвесторы — как институциональные, так и розничные — уже давно могут и голосуют своим долларом на рынках капитала, и эмитенты уже давно начали адаптировать свой бизнес, чтобы не остаться на задворках биржи», — отмечает Наталья Малых.
Ведущий аналитик «Открытие Брокер» по международному рынку акций, эксперт
«Открытие Research» Алексей Корнилов соглашается с тем, что инвесторам в России сейчас не хватает информированности о возможностях ESG-инвестирования. Появление спроса на такие инструменты со стороны инвесторов, в свою очередь, вызовет интерес компаний соответствовать ESG-требованиям. Но необходимо также уделить внимание составлению и усовершенствованию ESGрейтингов и индексов, замечает Корнилов.
Аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк говорит, что среди инвесторов в России наиболее популярны вложения в облигации компаний и учреждений, которые в качестве цели размещения эмиссии декларируют привлечение средств в ESG-проекты. При этом вопрос выгоды для инвесторов неоднозначен, подчеркивает он.
По мнению аналитика, в качестве потенциальных выпусков облигаций в России могли бы быть интересны проекты по энергоэффективности и водоочистке. Но большинство этих проектов реализуется крупными компаниями энергетического и коммунального секторов, и свои облигации они не маркируют как «зеленые» из-за широкого спектра задач, на которые привлекают финансирование.