1 ноября в Экспоцентре стартовал 9-й Форум «Russian Interactive Week», посвященный Интернету и новым интерактивным технологиям. На конференциях обсуждались вопросы и касающиеся развитию новых медиа, среди которых самыми яркими представителями являются видеоблогеры, уловившие современный тренд — превращать воздух в деньги. «Вечерняя Москва» решила разобраться как им удается монетезировать свою жизнь, снятую на видеокамеру и опубликованную в Интернете.
Можно много рассуждать о рынке СМИ. Но появление новых цифровых медиа, постепенно набирающих обороты, это факт, ставший еще к тому же и рыночным явлением. Главные герои таких видео — резвые подростки, а вовсе не раскрученные юмористы с ТНТ или артисты мыльных сериалов. Кстати, зарабатывают начинающие «СамСебеРежиссеры» не меньше Басковых и Киркоровых. Только вот перспектива более быстрого заработка, устраивает их намного больше, чем получение высшего образования.
Харизма — и миллион в кармане
Минимальный набор для успешного старта — камера (можно и телефона), выход в интернет и харизма. Вот основные слагаемые популярности и первой прибыли начинающего видеоблогера.
Топовые российские видеоблогеры все как на подбор имеют в своей автобиографии историю Золушки-тунеядки. Были никем, страдали от депрессии, жили в деревне, а потом прозрели и захотели высказать народу свое мнение. И тут срабатывает эффект русской рулетки. Повезет тем, чья история тронет миллионную аудиторию, попадет в сердце чувствительному зрителю.
Давай поиграем
По последним данным компании Ютьюб, рейтинг российских видеоблогеров возглавляет Иван Р. На его канал подписаны 9 709 335 человек. Это на целый миллион больше численности населения Лондона, Нью-Йорка или Бангкока. А это значит, что 9 миллионам человек интересен 20-летний парень, который вырос в поселке Ингулец Днепропетровской области.
Последние четыре года он занимается летсплеем (Let’s play — «давай поиграем» — тренд в мире видеоигр, жанр интернет-сериалов, в которых игроки выкладывают и комментируют свой игровой процесс). Бросив обучение в Днепропетровском государственном университете, юноша сконцентрировал все свое внимание на производстве видеоконтента для сети.
И сегодня уже толпы поклонниц оставляют под каждым его роликом тысячи комментариев с признаниями в любви. Топовые международные бренды просят сделать им рекламу. Гарному хлопцу Ванюше только и остается загребать доход в широкие тинейджерские карманы зауженных джинсов, кривляться на камеру, стыдливо хихикая от морфологического корня слова «популярность». Из Донецкой области молодой человек перебрался сначала в Москву, а потом и в Лос-Анджелес, где в настоящее время арендует частный дом.
— Я не представляю себе, как раньше жил без интернета, — удивляется Ваня, чей годовой доход по партнерской программе Ютьюба приближается к 300 тысячам долларов.
Красота по Интернету
23-летняя москвичка Екатерина Т. — самая популярная российская девушка-видеоблогер. На нее подписаны 4 818 643 человека. Катя стала бредить Ютьюбом семь лет назад. А через год появился ее канал. Девушка одна из первых в России начала делать музыкальные пародии и снимать смешные ролики, выкладывая их в интернет. Все чаще Катя ведет обзоры косметики, обуви и даже электронной техники. Она — звезда Ютьюба.
— Нуждалась в коммуникации, хотела, чтобы мой контент был хоть кому-то нужен. Возможно, так я боролась со своими комплексами, — предполагает Катя.
С учебой в вузе у нее, так же как и у Ивана Р., история не сложилась. Поступив в Институт современного искусства на специальность «режиссер», она забрала документы, так и не окончив первый курс.
— Я уделяю своему ютьюб-каналу все время. Мое любимое дело приносит мне доход. Разве это не счастье? — спрашивает Катя, чьи обзоры для девочек о губной помаде и пудре настолько реалистичны и убедительны, что бренды, которые она рекламирует как бы между делом, разлетаются как горячие пирожки. Для своих зрителей Катя — главный авторитет. А если они что-то не поняли, всегда можно спросить у кумира, оставив комментарий под видео.
— Нельзя просто выставлять ролики, говорить, но не отвечать. Потому что таким образом ты закрываешься и просто ведешь монолог. Тебе не важно мнение человека, который пишет тебе комментарий. Но тогда для чего ты снимаешь видео? — размышляет Катя.
Золотая жила с привкусом доширака
Влоги — это реалити нашего времени. Помимо обучающих или юмористических видео, особенной популярностью пользуются дневниковые ролики из жизни героев. Такие, например, как видеоблог одного из самых возрастных блогеров Амирана С. В Москве он живет с шести лет. Но даже начального образования у Амирана нет.
— В детстве я плохо говорил по-русски. В начале 90-х кавказцев в Москве не очень любили, поэтому, отучившись всего три класса, я бросил общеобразовательную школу. В 15 лет пришлось включить голову, — вспоминает Амиран.
Он пробовал открывать интернет-магазины, но они не приносили желаемой прибыли, так же как его авторские философские видео, не получившие понимания у зрителей сети. От отчаяния он решил снимать свою жизнь. Главными героями его блога стали его друзья и земляки, среди которых спортсмены, певцы, артисты, живущие жизнью золотой столичной молодежи. Они ходят в клубы и рестораны, заводят романы, занимаются спортом, гуляют в парках. В объектив камеры Амирана попадает жизнь без ретуши, дублей и постановочных кадров. После пары публикаций этих видео на Ютьюбе Амиран понял, что золотая жила — это вовсе не бизнес-тренинги, психология или философия на камеру. Успех и заработок ему принесли видеоролики, напоминающие некий симбиоз американского сериала «Друзья» и скандального реалити-шоу «Дом-2». А спустя год 29-летний парень, поклонник белых футболок и доширака собрал больше миллиона подписчиков. И существенно увеличил количество нулей на своем счете.
— 87 процентов моей аудитории — это мужчины. Возраст 30 процентов из них — от 18 до 24 лет, остальные — взрослые и состоятельные зрители, — поясняет Амиран, продолжая рассказывать о продвижении своего канала.
— Ютьюб — это не телевизор. Звезды шоу-бизнеса здесь не вызывают восторг у зрителей. Они хотят увидеть настоящую жизнь, а не глянцевую фальшивку, — говорит человек, каждый ролик которого собирает по 1,5–2 миллиона просмотров.
Когда за строчку по рублю
Менеджер отдела маркетинга бизнес-портала yakonkurent.com Алексей Новиков уверяет, что большинство блогеров зарабатывают на рекламе. Выпуск платного ролика на канале с миллионом подписчиков может принести блогеру от 500 000 рублей в месяц. Начинающий же автор своих видеозарисовок с сотней тысяч подписчиков зарабатывает 250 000 рублей за тот же срок.
— Открыть свой канал на Ютьюбе можно бесплатно, но чтобы начать на нем зарабатывать, надо приложить немало усилий. Придется улучшить дикцию, научиться видеомонтажу, работать на камеру, продумывать план видео. Но для старта особенные инвестиции не нужны, необходимо иметь хотя бы микрофон и камеру. Первую зарплату можно получать, когда на канале будет несколько тысяч просмотров, — говорит Алексей Новиков.
Среди видео есть отдельная категория вирусных роликов — обладающих наиболее сильным воздействием, которые публикуют чаще всего пранкеры. Они также могут активно монетизировать блог. Например, всего один ролик с острой социальной тематикой, размещенный на популярном ютьюб-канале, набрал более 10 миллионов просмотров. Хорошо зарабатывают и видеоблоги о здоровом образе жизни, индустрии красоты и путешествиях. Условие — удачные контракты с рекламодателями.
— Я заключил прямую партнерскую договоренность с Ютьюбом, по которой каждый месяц только с просмотров моих видеороликов мне на карточку «падает» 1,5–3 тысячи долларов, — говорит блогер Амиран С. Основной же заработок популярных блогеров — прямая реклама.
— За один 30-минутный выпуск я могу получить 400 тысяч рублей, — говорит он.
К слову, для топовых блогеров это считается нормой. Реклама в их роликах стоит так же, как и на федеральных каналах.
— Работа с блогерами — это имиджевая история. Они интересны нам с точки зрения маркетинга, — говорит вице-президент по маркетинговым услугам содружества агентств АДВ Наталья Осипова.
ТВ-КАНАЛЫ ПОТЕРЯЛИ АУДИТОРИЮ
Эксперты не берутся прогнозировать: умрет ли классическое телевидение через 10 лет. Однако они сходятся во мнении, что будущее хороших качественных СМИ — за новыми форматами. Наши спикеры рассуждают о том, что происходит в современных медиа.
Мнение "ЗА"
Кирилл Калашников, генеральный директор центра "Лидеры мнения"
Приведу простой пример: когда плачет ребенок, современные родители дают ему гаджет с игрой или мультиками на Ютьюбе. Это тенденция, которая активно прогрессирует вот уже четыре года. Поэтому потребление видеоконтента именно у современных жителей мегаполиса постоянно увеличивается за счет элементарного прироста населения. Телевидение же, в котором уже и не осталось развлекательных программ для детей в возрасте от 6 до 16 лет, больше не конкурент для Ютьюба.
Метровое и кабельное вещание упустили малышей из своей зоны внимания. Производить контент для детей им невыгодно, ведь основные бюджеты ТВ-рекламодателей направлены на зрителей с самостоятельным достатком в возрасте от 25 до 50 лет.
Да и стоит ли сравнивать интернет с его бесплатным или недорогим контентом, хорошим покрытием сотовыми операторами с платным спутниковым телевидением?
МЕДИА ПРОСТО СТИРАЮТ ГРАНИЦЫ
Мнение "ПРОТИВ"
Алексей Вершинин, главный продюсер "Москва Медиа", телеведущий канала "Москва 24"
Логичное развитие средств коммуникации в современном мире предполагает появление новых медиа, в том числе распространяющихся и через интернет. Думаю, что со временем у нас появится что-то промежуточное. Ведь сегодня телевидение активно использует тот же Ютьюб и другие интернет-площадки. А средняя доля просмотров у всех телеканалов падает.
Сейчас телевизор смотрят люди старшего поколения. А те, кто помоложе, активно пользуются гаджетами и реже переключают кнопки муниципальных и федеральных каналов. Вовремя подметив эти тенденции, компания «Москва Медиа» не спешит хоронить российское телевидение. Мы просто стараемся отвечать запросам и ритму большого города. Поэтому наш телеканал активно «уходит» в гаджет. В последнее время мы все сильнее развиваем интернет-вещание, подаем информацию через социальные сети, раскладывая контент по разным ресурсам.
Я думаю, что в ближайшем будущем телевидение просто переродится в новые формы, сольется со всемирной паутиной. Гармоничный и логичный синтез — это и есть будущее качественных российских современных медиа.
МНЕНИЕ
Ольга Маховская, психолог, автор бестселлеров для родителей:
— Блогеры отличаются своей органичностью, непосредственностью, харизмой. Они делают то, на что не хватает смелости и фантазии у их сверстников. Они берут на себя риски своего поколения, озвучивают его страхи и агрессию. Но какого эффекта они добиваются? С одной стороны, это приводит к дебилизации, снижению уровня интеллекта. А с другой — зритель посредством таких видео отрабатывает свои страхи. Но, заработав свой миллион, блогеры «сдуваются». Ведь чтобы поддержать успех, харизмы недостаточно, нужны интеллект и предприимчивость. И тут встает вопрос образования, фундаментальных знаний. Поэтому не спешите завидовать тем, кто бросил вузы ради быстрой наживы. Этих людей нужно лечить. Вот только они пока об этом еще не подозревают.
ЦИФРА
19 лет — средний возраст видеоблогера. Но есть среди них и авторы помоложе. Так, например, герою одного из популярных ютьюб-каналов всего пять лет, а его сестренке Кате, также ежедневно появляющейся на видео, совсем недавно исполнилось три года.
*Влог — видеоблог