«У нас с Валерой не было свадьбы, мы просто расписались в загсе. Интересно, что у моей мамы тоже не было торжества с фатой и белым платьем. Но этим летом моя сестра Лера выходит замуж. И мы решили устроить такую грандиозную свадьбу, чтобы хватило всем троим — маме, мне и Лере», — смеется Евгения Брик.
— Нет, слово «звезда» мне не нравится, и относительно Зои я бы его не использовала. Я — мама 9-летней девочки, которая случайно попала в кино три года назад, получила невероятный опыт и открыла для себя много нового. Но про дальнейшую карьеру мы всерьез не думаем, это не наша цель. И слово «блистала» тоже не годится. Дочь даже наряжаться особо не хотела к премьере. Она предпочла нарядному платью комбинезон, который я купила для нее в Москве. Выглядела и скромно, как ей хотелось, и в то же время празднично, как и полагается на таких мероприятиях.
Она не любит излишнее внимание, и с возрастом это у нее только усиливается. Зоя даже не хотела позировать фотографам со всей командой, которая сделала этот сериал. Она и на премьере первого сезона не фотографировалась, мы вообще приехали тогда только к началу фильма. Но тогда Зое было всего семь лет, мы даже не представляли, как это она встанет и начнет фотографироваться. А в этот раз нас прямо попросили: «Пожалуйста, приезжайте пораньше. Дайте нам артистку-то, чтобы она была рядом со своей взрослой героиней». На самом деле, я ее прекрасно понимаю.
На премьерах всегда такое волнение, главное — какой фильм получился, а не вся эта суета. И честно скажу, я очень рада, что дочь ведет себя именно так. Вот если бы она побежала, всех растолкала и стала фотографироваться — это был бы плохой признак. Помню, как я волновалась, когда дочь снималась в первом сезоне «ОА»! Думала: «Боже, что она там сыграет в шесть лет?» А оказалось, что у нее и в шесть лет уже были и стержень, и умение собраться. И было видно, как ей интересен процесс. Я рада, что, когда снимался второй сезон, мы были на площадке уже всей семьей, и Валера посмотрел, как дочь снимается, как внимательно слушает режиссера, как исполняет то, что он сказал…
— Второй сезон не хуже первого?
— На премьере нам показали две серии. Я очень жду, когда весь сериал выложат в Интернете. Буду смотреть все серии сразу, потрачу на это целую ночь. «ОА» — очень талантливая работа, которая лишний раз подтверждает: нет ничего невозможного. Если у тебя есть действительно хорошая идея, ты можешь о ней рассказать, и тебя услышат. Именно так произошло с актрисой Брит Марлинг, написавшей сценарий «ОА», а потом и сыгравшей главную роль. Она пришла и представила этот проект на Netflix, и они ее запустили на свой страх и риск, никто не ожидал, что сериал станет таким успешным. Второй сезон уже ждал весь мир. Для меня это очень вдохновляющая история, я восхищаюсь Брит.
— Вы же тоже пишете сценарий. Как продвигается работа?
— Как говорят мудрые люди: не говори никогда о том, что еще не сделано, что еще только в задумке. Поэтому я могу сказать только, что это долгий процесс и, к сожалению, не всегда такой активный, как хотелось бы. Я не хочу откладывать это на долгие годы. Но так бывает, что, как только ты что-то запланируешь, тут же возникает десять предложений, от которых невозможно отказаться. Сейчас впереди у меня три проекта, ну и когда тут писать? Иногда мне кажется, что я просто неорганизованный человек, не могу спланировать время таким образом, чтобы выделить пару часов в день на свои идеи. Хотя, на самом деле, успеваю очень многое. Валера мне рассказывал, что раньше сценаристы брали свои печатные машинки и уезжали куда-нибудь в Переделкино. И это правильно! Вот и мне надо отстраниться от домашних дел, выключить все телефоны, сесть и погрузиться в работу. Иначе я так и буду «беременна» всю жизнь.
— Кстати, о беременности. У вас ведь в планах еще было пополнение в семействе.
— Да, именно так. И это тоже нельзя уже надолго откладывать, какие бы проекты и предложения ни возникали. Но в Америке многие женщины в моем возрасте еще только задумываются о первом ребенке. Так что, думаю, у меня все впереди. Раньше я хотела иметь детей-погодков, чтобы они были друзьями. Но уже все, у нас так не получилось. Видимо, я иду по родительским стопам. Мама родила мою сестру, когда мне было 11 лет. Разница на первый взгляд невероятная. Но со временем она перестала быть такой уж значительной. И сейчас Лера — самый близкий мне человек. Думаю, все идет к тому, что и у Зои появится сестра или брат примерно с такой же разницей, как у нас с сестрой. Чувствую, что мы с Лерой одновременно родим и будут наши дети ровесниками. Ведь сестра летом выходит замуж. У нее прекрасный жених Сергей. Пусть это звучит нескромно, но у нас в семье все мужчины такие, о которых можно только мечтать.
— Вы когда-нибудь сталкивались из-за этого с завистью?
— Знаете, есть знаменитая фотография, на которой запечатлен взгляд Софи Лорен, брошенный на декольте молодой актрисы. Даже Софи Лорен — самой красивой женщине в мире — не чуждо это чувство! Зависть присуща всем, особенно актерам: мы ненасытны, нам вечно не хватает ролей, мы всегда хотим большего. Но для меня дикость, когда люди неприкрыто пытаются обидеть или уколоть. Мне кажется, они тем самым ужасно унижают самих себя. И с теми, кто ко мне подобным образом относится, я просто не общаюсь. К счастью, люди меня окружают талантливые и успешные.
— Вы Зое рассказываете о том, что люди бывают хорошие и не очень?
— Она уже сталкивается с такими людьми в своей жизни. Например, Зоя дружила с одной девочкой, считала ее лучшей подругой, они играли, много времени проводили вместе. А потом подружка резко все оборвала, перестала общаться, начала плести какие-то интриги, говорить колкости в адрес Зои. Дочь не понимала, что такое случилось, что произошло. Знаете, в отличие от мальчишек, которые разбираются друг с другом в драках, девчонки действуют иначе, но, мне кажется, они могут гораздо сильнее ранить. Вот как от этого уберечь своего ребенка? Она должна сама научиться защищаться. Я рассказываю ей много своих историй, я помню, как попадала в подобные ситуации в детстве, и, наверное, это меня закаляло и делало сильнее. Ведь в школе, в институте ты окружен людьми, которых не выбираешь. Вот я Зое и говорю: «Если тебя обижает твой одноклассник — это всего лишь ученик, с которым ты вместе учишься, он не может тебя всерьез ранить. Больно, когда что-то подобное делает близкий человек».
— А какая система обучения в американской школе Зои, в чем специфика?
— Для нас в ее школе все необычно. Каждый год меняются учителя, и ученики собираются заново, перемешиваясь из разных классов. Каждый раз ты начинаешь учебный год в новом составе. Это как лотерея: не понятно, в какой класс и к какому учителю попадешь. Я люблю бывать у Зои в школе, там потрясающая атмосфера. Вот сейчас у нас планируется марафон по сбору средств: весь день будут продавать футболки, кепки, а деньги пойдут на счет школы. Родители придут волонтерить, помогать. И дети рады, и родители, и школа. Но если говорить о программе, тут дети не особенно загружены. Например, русские школьники в возрасте Зои знают таблицу умножения, а в Америке математика немного другая и другой способ счета. Но мы с дочкой дома много занимаемся, так что она таблицу умножения знает. В Москве накупили много русских книг, тетрадок, прописей.
— Сейчас принято всячески развивать детей, водить по кружкам. У Зои с этим как?
— Она занимается музыкой, плаванием и детской капоэйрой (бразильским национальным боевым искусством, включающим элементы танца и акробатики под бразильскую музыку. — Прим. ред.). А еще Зоя пишет сценарий. Это то, чем она по-настоящему увлечена. Может четыре часа, согнувшись, писать. Я не говорю, что моя дочь — какой-то уникальный, идеальный ребенок, но что меня в ней поражает — это ее усидчивость, целеустремленность. Недавно записала ее еще и в театральный кружок, и это ей тоже очень нравится. Дети репетируют мюзиклы, танцуют, поют, готовят постановку, и в конце семестра родители приходят на выступление. Еще Зоя раз в два месяца выступает на концертах, которые устраивает ее учитель по музыке. И тоже приходят родители. Зоя, конечно, очень волнуется, но она умеет собраться и на концерте играет еще лучше, чем на репетиции.
— У Зои есть теперь и опыт работы в российском кино — папа снял ее в своем фильме «Одесса».
— Нам хотелось, чтобы дочь побыла с нами на площадке, хотелось провести всем вместе побольше времени. Для съемок на «Мосфильме» построили настоящий одесский двор 70-х годов. А во дворе должны играть дети. И Валера спросил у Зои: «Не хочешь стать одной из жительниц двора?» Конечно, она согласилась и прекрасно справилась со своей ролью. Сначала Зоя просто прыгала на заднем плане через резиночку, рисовала мелками, играла в камешки. А дальше ее роль стала разрастаться: то она гладит кошку, то ее загоняют с улицы домой. Зоя на площадке стала папиной музой! Вообще, невероятным счастьем были съемки «Одессы». Собралась потрясающая команда: Евгений Цыганов, Ксения Раппопорт, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, оператор Роман Васьянов. И у всех была одна мысль: пусть этот проект никогда не заканчивается. Нам не хотелось расставаться.
— Вы с Зоей недавно вернулись в Лос-Анджелес из Москвы, где пробыли довольно долго. Чем занимались?
— Мы много ходили по театрам: были в Малом, в МХТ, в Театре Наций. Зоя поучилась в московской школе, и ей понравилось. Она очень коммуникабельна, любит общаться с детьми и сразу там с кем-то подружилась. Как будто бы всегда туда ходила — такое было ощущение. Для нее это был очень интересный опыт. Кстати, здесь, в Лос-Анджелесе, в Зоиной школе я подписала бумаги, что обязуюсь выполнять с ней домашние задания и привозить их на проверку. И благодаря этому мы получили возможность проводить месяц-полтора в Москве, потом месяц-два в Америке. Раньше мы так часто не летали, потому что Зоя была маленькой…
— Приходилось разлучаться с мужем?
— Если мы с Валерой далеко друг от друга, то как минимум три раза в день созваниваемся, еще переписываемся, пересылаем друг другу фотографии. Но, конечно, очень важна и тактильная связь. Я даже не замечаю, как все время глажу и обнимаю Зою и Валеру. Дочь уже подшучивает надо мной: «Мама, мои волосы ты уже перебрала, давай теперь папины». (Улыбается.) Сейчас, возможно, мы будем с ней проводить в Москве еще больше времени. Надеюсь, весь четвертый класс Зоя будет учиться здесь. Мне хочется, чтобы в России она не чувствовала себя иностранкой, и в этом поможет русская школа.
— У вас, конечно, было совсем другое детство. Если бы была возможность вернуться в то время, хотели бы?
— Конечно, возвращение в детство — это моя медитация, способ расслабиться и отключиться от всего. Я постоянно во сне вижу себя маленькой, именно в том возрасте, какой сейчас у Зои. Какое же было счастье поехать летом к бабушке с дедушкой. Там у меня были утята. Недалеко от дома находился инкубатор, я ходила туда забирать «бракованных» утят с перекошенными шеями — это от того, что яйца неправильно лежали. Продать таких утят невозможно, вот их и отдавали мне. А я приносила их домой, выхаживала, и уже через неделю шеи вставали ровно, потому что это всего лишь был мышечный зажим, как у маленьких детей при рождении. И дальше, вы не поверите, утята бегали за моими ногами, как собачки. Это были мои питомцы. Дедушка говорил: «Ой, они же повыдергают всю траву во дворе». Он-то сам цыплят заводил, а уток не хотел. Но ради меня все это терпел и делал утятам ванну, чтобы они плавали. Я мечтала стать ветеринаром. До сих пор животные — моя страсть. Я умею их растить, лечить. Разве что операцию не смогу сделать. Не знаю, может быть, в старости уеду куда-нибудь в Австралию и заведу себе наконец-то всех животных, которых хочу.
— Ну а театр, кино вам в детстве нравились? Как возникло решение стать актрисой?
— Меня папа с мамой направляли. Не в том смысле, что внушали мне: ты будешь актрисой. А просто прививали интерес к искусству во всех проявлениях. В том числе и водили в театр. Теперь я Зое стараюсь побольше привить. Если мы с ней в каких-то музеях мира не были, то смотрим репродукции в книгах. Я помню, как папа учил меня листать художественные альбомы, чтобы не помять. Это было наше семейное сокровище, папа покупал их, как только видел в магазине. И у меня с раннего возраста были уже любимые картины. Очень важно развивать ребенка, а уж в какую сторону это в итоге повернется — будет видно. Я в результате пошла в школу с театральным классом. Помню, как ходила на пробы к Андрону Кончаловскому, к Ролану Быкову. Как снималась на птичьем рынке в эпизоде с Сергеем Шакуровым в фильме «Друг»: играла девочку, которая покупает хомячка. Все это и был тот опыт жизни, который привел меня к актерской профессии. Я очень любила смотреть кино и ходить в театр. Ой, боже, я таких артистов успела застать! Во МХАТе я смотрела «Вишневый сад» со Смоктуновским, мне повезло. Но, наверное, все-таки есть еще какие-то предпосылки генетические к тому, чтобы человека к чему-то потянуло…
— Сейчас на ТНТ идет второй сезон «Адаптации». Знаю, что вы очень ждали премьеру.
— Конечно, потому что это один из самых моих любимых проектов, в котором я, наконец, сыграла комедийную, характерную роль. Второй сезон немного другой: более острый жанр, появились новые линии. Моя героиня Марина вместе со мной взрослеет, ведет себя уже более осмысленно и терпеливо, но, конечно, все равно в своем репертуаре. Из-за ревности она порой совершает безумные поступки, но в то же время Марина любящая, понимающая и принимающая своего мужчину таким, какой он есть. За время съемок мы с партнерами, конечно, все сроднились. Помню, как начинали снимать второй сезон. Пришли на площадку, надели костюмы своих персонажей — и все, мы уже в этом мире, мы уже эти люди. Вот моя подруга, а вот мой любимый мужчина, а это друг любимого мужчины… Очень надеюсь, что будут снимать третий сезон.
— В этом сериале вы просто невероятно похожи на Дженнифер Лопес…
— Забавно, первый раз это отметил Федор Бондарчук, когда мы с ним снимались в «Тисках». Но тогда я как-то не увидела никакого сходства. Но потом, постепенно все чаще и чаще с ней сравнивали. А в «Адаптации» во втором сезоне мы это даже обыграли: Лопес местного розлива. Прошло двадцать лет, как первый раз я увидела эту актрису. Сейчас ей уже 49 лет, но она выглядит так, что мне самой не страшно стареть. У нее дети, у нее молодой красивый мужчина, который сделал ей предложение. Так что вот, пожалуйста, хотите не исходить злобой и завистью — просто смотрите и учитесь, как надо жить, как человек сам себя сделал. Потому что она талантливая и трудолюбивая.
— Женя, у вас ведь и у самой начинает складываться карьера в Голливуде. Вы снялись в американском сериале «Романовы». А я помню наше первое интервью три года назад, вы говорили: «Я в России работаю. Если строить карьеру в Голливуде, то нужно там все время присутствовать, ходить на пробы».
— Про складывающуюся карьеру в Голливуде — это вы преувеличили. Я бы сказала, появился какой-то новый интересный опыт, потому что изменилась жизнь и необязательно уже нигде присутствовать, чтобы сходить на пробы. Ты просто снимаешь себя на телефон и отсылаешь видео, как я сделала это для Мэттью Вайнера. А через месяц мне написали: «Он утверждает тебя, вылетай в Прагу на съемки». Все гораздо проще, чем кажется. Хочешь расширять свой мир, играть роли на разных языках, пожалуйста — работай, развивайся и будь терпелив. Но никто не обещал, что обязательно получится все, как бы нам хотелось. И это надо принимать и идти дальше. Каждый день столько всего происходит, нужно много сил, поэтому важно высыпаться, правильно питаться и заниматься спортом.
Вот сейчас я пошла на бокс, мне это очень нравится, дает много энергии. А где ты завтра будешь сниматься — об этом вообще не стоит задумываться. Сегодня в России, а завтра где угодно. В сериале «Романовы» я играла русскую, которая по-русски-то практически и не говорит. Понятно, что я даже не могу это назвать какой-то большой работой, но все равно это роль, это участие в проекте, это два съемочных дня, проведенных с Мэттью Вайнером и прекрасными артистами. И знаете, что я поняла? На площадке происходит абсолютно то же самое, что и у нас, только люди говорят на другом языке. Так что никакого особенного секрета в Голливуде нет.