ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 24, 2020

Фейк на миллион

Рейтинг: 0

Автор: Екатерина Головина. Вечерняя Москва

Впервые за два года в стране увеличился выпуск фальшивых банкнот. Месяцы карантина не прошли для криминальных умельцев даром: за полгода правоохранители выявили 19 тысяч поддельных купюр — на 20 процентов больше, чем в предыдущие годы. Но подделывают, как известно, не только деньги — недавно выяснилось, что ГМИИ им. Пушкина больше века хранил в экспозиции фальшивый саркофаг, а уж о фейковой живописи не слышали разве что ленивые да нелюбопытные…

Начнем с истории о знаменитом саркофаге, которая прогремела в СМИ. Как показала недавно комплексная многоступенчатая экспертиза, один из старейших экспонатов музея (инв. № I, 1а 6122, зал 1, витрина 18), глиняный гроб с мумией, который относили к додинастическому периоду Древнего Египта (4000–3100 гг. до н.э.), был на самом деле сделан чуть больше века назад. Мумия, впрочем, свой возраст подтвердила. Саркофаг со всем содержимым музей купил в 1913 году в Лондоне на распродаже коллекции Роберта де Рустафьелля, который, в свою очередь, вроде как приобрел артефакт за несколько лет до этого. Несмотря на то что саркофаг провел в ГМИИ кучу времени, исследовать его приборными методами у музейщиков все руки не доходили. Хотя смутные сомнения их все же терзали. Во-первых, в коллекции Рустафьелля уже находили подделки, во-вторых, от покойного в такой упаковке должен был остаться лишь скелет (глина органику долго не хранит), а в-третьих, изображение на крышке саркофага не сильно вписывалось в эстетические стандарты того времени. В общем, как в воду глядели… Вот только не слишком ли долго глядели? Ведь технический прогресс к вершинам проницательности не вчера скакнул. — А вы представляете, сколько единиц хранения в Музее изобразительных искусств и сколько там хранителей, которые могут реально заниматься такими исследованиями? — вступается за коллег Екатерина Святицкая, заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы. — Надо понимать, что археологическая коллекция — вещь чрезвычайно объемная. Если один хранитель живописи может курировать собрание ну в 100, ну в 200 картин, то каждая подобная коллекция может насчитывать и 300, и 500, и 1000 единиц хранения только с одного археологического памятника. Например, в моем ведении, помимо небольших, находится коллекция в 1422 предмета, и она считается средненькой. И это только основной фонд, к которому «прицепом» идет еще 6 с лишним тысяч единиц из научно-вспомогательного фонда. Абсолютно все проверить приборными методами просто нереально! Особенно когда речь идет о таких уникальных старых собраниях, как в ГМИИ. Да и время археологических фейков, уверена историк, уже прошло. Это раньше, на заре археологии, можно было втюхать музею слепленную на коленке диковину (да и то подделку рано или поздно разоблачали), а теперь времена совсем иные: — Полноценные массовые археологические раскопки начались у нас уже в советское время, так что разнообразные методы датировки, которые активно появлялись в этот период, помогали отсечь фальшивку. Но главное, бурное развитие археологии служило активному пополнению музейных фондов. Да, до революции они росли в том числе и за счет закупок у населения. Например, многие московские археологи конца XIX века приобретали у крестьян старинные предметы, которые те находили у себя на пашне. Эту практику начал еще Петр I, который давал своим воеводам указание выкупать у крестьян, потрошивших курганы, награбленное. И в такой ситуации действительно имело экономический смысл вылепить условный горшок, искусственно его состарить и продать под видом старины. Но с приходом советской власти законы поменялись: все, что находится в земле, стало принадлежать государству, вся археология начала поступать в музеи абсолютно бесплатно, а ее продажа — преследоваться по закону. Как и незаконные археологические исследования, кстати. Вот и получается, что поле, на котором вырастают мастера подделок, в современном музейном мире просто исчезает. Ведь не имеет смысла подделывать то, что нельзя продать.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни