В одном углу ринга – президент и глава его офиса. Считается, что на этих поставил Лондон. В противоположном углу – главком ВСУ и куратор президентской фракции в Раде. За них, как принято думать, Вашингтон. На кону – власть. Ни о какой победе по очкам (на очередных выборах, которых не будет) речь уже не идёт.
На самом деле Безуглая в этом сюжете исполняет роль Труффальдино – слуги двух господ. До недавнего времени – пока Арахамия не сделал ей одно непубличное предложение – она входила в свиту шефа президентского офиса Андрея Ермака, выполняя по мере сил и таланта его деликатные поручения. Ермак спит и видит, как уволить набирающего популярность главкома, заменив его генералом из свиты: Сырским, Наевым или Шапталой – не важно. Растущая как на дрожжах популярность Залужного для Зеленского невыносима. А тут ещё социологи, замерив их рейтинги, обнаружили, что главком на 10% популярнее президента. Вот Безуглую и попросили спровоцировать Залужного на жёсткий публичный ответ – тогда его можно было бы высмеять за пререкание с дамой и тихонько уволить. Но Залужного кто-то загодя предупредил (не Арахамия ли, проинформированный самой Марьяной?), и тот как воды в рот набрал. Долг платежом красен – и теперь Арахамия везёт Безуглую за океан как члена своей команды. А Залужный тем временем остаётся на своём посту – в Вашингтоне категорически против его замены. Хотя после его нелицеприятного интервью американским изданиям, где генерал расписывается в невозможности продолжать контрнаступление, подспудно обвиняя офис президента в том, что он лезет не в своё дело, мешая работать, многие в Киеве поспешили поставить крест на его карьере. «По моему глубокому убеждению, именно ненависть Зеленского, ослеплённого дешёвым пафосом и авторитаризмом, в котором нет места другому мнению, особенно при тупике на фронте, является причиной атаки на Залужного», – отмечает сидящий в следственном изоляторе депутат Рады Александр Дубинский. Но Дубинский, вольно или невольно, умалчивает об основной подоплёке действий офиса президента. За офисом – Лондон. А за Залужным и Арахамия – Вашингтон.
В Вашингтоне проводит немало времени бывшая говорящая голова офиса президента Алексей Арестович – в Киев ему нельзя, против него возбуждено несколько уголовных производств. За океаном бывшего спикера офиса принимают на самом верху, причём как демократы, так и республиканцы. Кстати, именно Арестович в своё время рекомендовал Зеленскому назначить главкомом своевольного упрямца Залужного (а не лояльного Наева, которого прочили в командующие «слуги народа» во главе с Ермаком) – на это ему как-то попеняла Безуглая. «Отвечу Марьяне, не стыдно ли мне за рекомендацию Залужного на должность главкома и активное участие в его назначении, – не стыдно. Если коротко – это было спасительное решение». А ещё Арестович подтрунивает над внезапным союзом Арахамия и Безуглой («Вот и гадай, что ли Марьяна и Давид решили немного повоевать с президентом и его офисом?!»), но правда в том, что и сам он теперь по одну с ними сторону.
Кто отравил жену главы военной разведки?
А накануне Арахамия взбудоражил всю Украину, заявив, что Стамбульские соглашения, в результате которых Россия «в качестве жеста доброй воли» отвела войска из-под Киева, Сум и Чернигова, сорвались по указке из Лондона. В России этого заявления практически не заметили, а на Украине оно вызвало шквал недоумения вперемежку с негодованием: что же получается, можно было избежать сотен тысяч жертв? А Зеленский – по наущению Бориса Джонсона – эту возможность сорвал?! Говорить о том, что-де Арахамия не соизмерил масштабов негодования, выпуская джинна из бутылки, – наивно. Всё так и было задумано, в Вашингтоне, похоже, решили раз и навсегда покончить с британским влиянием на Киев. Джонсона заокеанские партнёры заблаговременно «съели», но, как видно, в Лондоне выводов не сделали, продолжая науськивать Зеленского и Ермака (а особенно – главу военной разведки Кирилла Буданова). Кстати, если слух об отравлении супруги Буданова не досужий вымысел, стоит задаться вопросом: кому выгодно? Не исключено, что из-за океана Буданову отправили чёрную метку, для первого раза – предупредив.
А пока Зеленский наотрез отказывается возобновить переговоры о мире через турецких и арабских посредников, Арестович, прежде «топивший» за победу Украины, теперь говорит обратное. Мол, если власть в Киеве решила воевать до победного конца, то «тем сильнее будет удар об стену реальности». Россия и Запад, – убеждает Арестович, – вот-вот начнут «принуждать Украину к реальности» синхронными действиями. «Россия попрёт в наступление, а Запад тем временем сократит помощь». «Поздно думать о выигрыше – Украина уже проиграла», а «дальше, кому повезёт, будет писать мемуары в Канаде». Арестович призывает к трезвой оценке ситуации – чтобы сохранить Украину хоть в каком-нибудь виде. Примечательно и то, что Арестович настойчиво убеждает, что вопрос о границах для Украины – несущественный. И делает он это явно с неким подтекстом.
Украинские олигархи разбежались
Второй президент Украины Леонид Кучма, стремясь сохранить украинскую государственность, создал класс олигархов, кои все эти годы её и удерживали, противостоя «российской угрозе». Но когда в 2014-м Запад решил окончательно перерезать пуповину, связывающую Киев с Москвой, оказалось, что олигархи не готовы к решительным действиям. Пример – поведение Петра Порошенко, согласившегося на «Минск-2» (который на Украине небезосновательно восприняли как капитуляцию), но наотрез отказавшегося от «большой войны». Выходит, делать ставку на олигархов непродуктивно, решили на Западе. И привели к власти Зеленского с его окружением, которому, по сути, тоже было нечего терять. То, что выдвижение Зеленского оплатил олигарх Коломойский, впоследствии оказавшийся за решёткой, – это скорее курьёз. Западу нужен был именно такой президент Украины – без отягчающих его обязательств и, если угодно, корней.
До начала спецоперации Зеленский попытался принудить олигархов к принятию ими новой реальности, в которой на Украине всё решает один человек – он сам. Часть воротил плюнули и уехали за границу (Косюк, Хорошковский, Жеваго и др.), другая, чуть меньшая часть, во главе с Коломойским (плюс Боголюбов) и Ахметовым (плюс Новинский), рискнули остаться. Кабы не спецоперация, возможно, ничего бы существенно не поменялось, Украиной так или иначе управляли бы её воротилы. Но в феврале прошлого года Зеленский и Ермак, оценив обстановку, «равноудалили» от себя всех богатых людей «кучминого призыва». Включая спонсора победы Зеленского – Коломойского.
А теперь читаем свежий номер Financial Times: «Могу вас на 100% заверить, что олигархов на Украине больше не будет», – заявляет замглавы офиса президента Ростислав Шурма. «Военное положение предоставило Киеву все полномочия, необходимые для борьбы с олигархами», – отмечает издание. Итог: Коломойский – за решёткой. Его партнёр Боголюбов – в бегах, при этом за ним гонится британская Фемида, «Наша Версия» подробно писала об этом в прошлом номере (нужно объяснять, почему именно британская – в свете лондонских связей офиса президента?). За решёткой «хозяин Закарпатья» миллиардер Нестор Шуфрич, запорожский магнат Вячеслав Богуслаев, а Константин Григоришин критикует Зеленского из-за границы («Мы докатились до феодализма!»). Константина Жеваго разыскивает Интерпол (и тоже с подачи англичан! – олигарха обвиняют в подкупе бывшего главы Верховного суда Князева, который сидит в тюрьме в ожидании суда). Впрочем, отмечает Financial Times, «на Украине могут появиться новые олигархи благодаря коррупции и связям с Зеленским».
Из тех, кто пока «при делах» – зять Кучмы Виктор Пинчук, выстроивший особые отношения с Демпартией в США, Александр Герега с супругой Галиной (чьи частные джеты нередко наблюдают в российских аэропортах). И, разумеется, богатейший украинец Ринат Ахметов. Старающийся лишний раз не отсвечивать. К чему столько об олигархах? К тому, что за последние годы их прослойка фактически ликвидирована. Нет больше той единственной силы, кровно заинтересованной в сохранении украинской государственности ради сохранения собственных активов и, что немаловажно, статуса. И не так уж важно, как поведут себя немногие украинские воротилы, обвались власть Зеленского. Их мнение больше никто не принимает во внимание.
В ожидании третьего майдана
На плаву, впрочем, остаются региональные элиты. Харьковская, во главе с Александром Ярославским, а также одесская, подконтрольная Сергею Кивалову и Геннадию Труханову. Казалось бы, офису президента ничего не остаётся, кроме как опереться на эти элиты. Но и тут у Зеленского не задалось – чрезмерная подозрительность сыграла с ним злую шутку. Дабы лишить региональные элиты остатков влияния, Ермак и Зеленский с 1 января решили закрутить им финансовый краник. До сих пор финансы на Украине распределялись по такому принципу: сперва регион отправляет все собранные в виде налогов и прочих поступлений средства в центр, в Киев, а затем оттуда получает причитающуюся часть на поддержку штанов. А с 1 января будет по-другому: из центра будут спускать разнарядку на места с предлагаемой суммой к оплате. Если местные власти нужной суммы не соберут, их заменят. Региональное руководство могло бы апеллировать к местным советам, но местным советам ещё летом пригрозили из Киева: упрётесь – распустим. И заменим военно-гражданскими администрациями – на срок действия военного положения.
Таким образом, потеряв поддержку украинской олигархии, офис президента вконец испортил отношения и с местными князьками. Опереться Зеленскому и Ермаку больше не на кого – разве что на Лондон. Остаётся дождаться, с чем вернётся Арахамия в Киев. Если с планом третьего майдана (о котором на днях упомянул Зеленский в своём ежедневном телеобращении) – Зеленскому не позавидуешь.
Судачат, что этот самый «третий майдан» могут спровоцировать судьи – чехарда в Верховном и Конституционном судах, как ожидается, запустит пересмотр решений, принятых в «каденцию Владимира Зеленского», с 2019 года. А Конституционный суд, имеющий право трактовать конституцию и признавать нелегитимными нормы, принятые руководством страны, может подыграть ВС. В этом случае все законные инициативы нынешней власти могут в одночасье обнулиться. ВС, действуя синхронно с КС, уже запустил процесс – с признания не соответствующей конституции земельной реформы. Конституционное производство о её несоответствии основному закону было запущено ещё 19 октября и оказалось не замеченным ни офисом президента Украины, ни силовыми структурами. По сути, судьи поставили вопрос о соответствии конституции указов Зеленского № 607/2020, № 79/2021 и № 124/2021. Признание их незаконными может запустить маховик пересмотра других указов. Судебная система Украины всегда чутко реагировала на грядущие изменения в управленческой среде. Именно разлад с судебными инстанциями запустил первый майдан и отправил в политическое небытие не только президента Леонида Кучму, но и его команду, в которой несколько высокопоставленных персонажей вынуждены были свести счёты с жизнью (или, возможно, пали жертвами претензий со стороны их незримых покровителей). Именно разлад с судебными инстанциями дал возможность разрастись второму майдану 2013–2014 годов, поставив крест на дальнейшей карьере президента Виктора Януковича.
Диана Панченко, украинский журналист (эмигрировала в Россию)
– Народ на третий майдан не выйдет. Но третий майдан могут спровоцировать элиты, лишённые питательной среды офисом президента. Страна не может ни экспортировать, ни импортировать, бюджет наполняется из западной помощи, и перспективы этой помощи туманны. Как только западная помощь начнёт иссякать, пауки в банке останутся без подкормки извне и начнут пожирать друг друга. Все, у кого есть оружие, начнут драться за последние крохи. Рейдерство, беспредел, анархия. Вот тогда-то мы с вами и поговорим про «единую» Украину.
Михаил Чаплыга, украинский политолог (эмигрировал в Европу)
– Украинское общество разочаровано и на новый майдан не выйдет. Но майдан могут запустить те, кто сегодня при власти. Кстати, напомню, что и второй майдан запустила сама власть – в лице главы президентской администрации Сергея Лёвочкина. А уж затем инициативу перехватили. Народ устал, но выход возможен только в случае капитуляции. А Зеленский капитулировать не готов. Значит, выход будут искать на майдане – раз счёт оплачен, наши западные партнёры доедят каждую крошку на столе. А майдан устроят, конечно же, наши, украинские элиты – хотя, как водится, не только на свои кровные.