Все москвичи знают, что главное бомбоубежище - станции метро. Но кроме этого, каждая квартира в столице относится к тому или иному укрытию (то есть ее жильцы в случае чего должны бежать по определенному адресу).
Улица Коштоянца (на западе Москвы). Новая десятиэтажка, огороженная забором. Сразу под ней - паркинг. И там же перед воротами табличка - «Вход в убежище». Подземное помещение оборудовано задолго до строительства дома. Наверху был пустырь, а под землей - потайное место.
- Оно рассчитано на 2700 человек, - рассказал «КП» главный специалист столичного Департамента по делам ГО и ЧС Вадим Шепелев. - То есть сюда смогут спуститься жители не только этого дома, но и соседних.
В течение шести часов после объявления сигнала тревоги убежище должны освободить от всего лишнего. Выгнать оттуда машины, убрать ящики, запасные колеса и прочее. И в последующие шесть часов притащить сюда нары (в данном случае двухэтажные если потолки позволяют, бывают и трехэтажные), лекарства и другие необходимые материальнотехнические средства.
Насчет нар есть некий секрет, который мне не раскрыли: откуда их возьмут? Но объяснили, что это - ответственность управляющей компании и что есть некие склады... Ну, будем надеяться. После того как убежище укомплектовано, дается команда закрыть двери. И люди под землей могут просидеть двое суток почти в комфорте. Запасы воды есть. Сейчас баки пусты, но в случае ЧП их наполнят водой (20 кубов на питье и еще 36 кубов на технические нужды).
В отдельном помещении установлена дизельная электростанция (чтобы при любых обстоятельствах было освещение).
- Всего в Москве несколько десятков тысяч подвальных помещений, в которых могут укрыться жители, - рассказывает Шепелев. - Они должны знать дорогу к своему убежищу. Указать ее могут в управляющей компании или управе.
Если в подъезде на стене адрес укрытия не указан, это не является нарушением. И в УК, скорее всего, просто не хотят акцентировать на нем внимание.
ЕСЛИ ЧТО БЕГИ В ПОДВАЛ
Полежав несколько минут на нарах, я побоялся привыкнуть и отправился на белый свет (кстати, во время пребывания в убежище все делается по графику - спят по очереди на верхних койках, на нижних сидят рядком).
Заскочил в Академию труда и социальных отношений (Лобачевского, 90). Дорогу перегородил охранник. Я с ним разговорился и спросил про убежище.
- А черт его знает, ответил мужчина в форме. - Я понятия не имею, есть оно или нет.
Иду дальше. Улица Коштоянца, 33 (12-этажка). Возле первого подъезда покуривают два местных мужичка. Начал их спрашивать. Отвечают:
- Надо идти в «Жилищник». Там все скажут.
Кстати, в доме есть подвалы (они тоже могут послужить убежищем, пускай без воды, света и санузлов). Все они закрыты на замки.
- А ключи, скорее всего, у дворников, догадались мужики. - Вон видите, там метла. И ведра...
В том же доме есть еще один вход в подвальное помещение. И это магазин «Продукты». Спускаюсь. А там настоящее убежище. Душно, тесно и мрачно. Администратор сказала, что она не арендатор, а собственник. Выкупила несколько подвальных камер, сделала ремонт и сдала торговцам. Там есть и мясной отдел, и - самое защищенное место. Предназначено поражения, для защиты от оружия массового а также от химических веществ. (ПРУ). По Противорадиационное укрытие можно спрятаться от названию понятно, что в нем радиации. воздушно- предназначено для защиты от и пуль. ударной волны, от разлета осколков рыбный, и шитье, и куртки, и текстиль.
- Да не будет никакой войны, - пообещала мне одна продавщица, похожая на актрису Ким Бейсингер. - Лучше напишите про что-нибудь доброе. Весна все-таки.
КСТАТИ
Это был, так сказать, контрольный звонок. Я живу в этом районе и понятия не имею, где у нас укрытие. Но в управе-то должны знать. - Здравствуйте, я живу на Литовском бульваре. И хотел бы узнать, где у нас тут бомбоубежище. - Вы серьезно? Девушка в замешательстве просит подождать и минут на пять пропадает. Затем берет трубку и говорит: - Вы, по-моему, первый, кто обращается с таким вопросом. Мне просили передать, что ваш дом находится рядом с метро (15 минут ходьбы. - Так что вам, если что, туда.
Больше всего убежищ и укрытий в центральных районах Москвы. На окраинах столицы их меньше. Но во время проектировки новых районов обязательно учитывается, куда в случае тревоги смогут деться жители. Поэтому заранее определяют места для убежищ (чаще всего ими становятся парковки для машин). В столице до сих пор остаются укрытия 40-х годов постройки. Многие из них переоборудовали в 50-х и 80-х годах.
В убежищах обязательно есть системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, которые могут работать в автономном режиме в течение 48 часов. Вместимость объектов колеблется от 5 человек до 10 тысяч.