В коридорах власти вновь обсуждают вопрос введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. На протяжении нескольких лет местные пивовары пытаются добиться введения минималки: крупные производители, благодаря внушительным оборотам, могут толкать свой товар с большими скидками, по этой причине мелким игрокам приходится продавать пиво чуть ли не по себестоимости, чтобы хоть как-то удержать потребительский спрос и не разориться. Таким образом, если Минфин поддержит введение минималки, то стоимость пива вырастет. Это ударит по потребителям, но у небольших пивоваров появится шанс на выживание. Если же нет, то мелкие производители схлопнутся не выдержав конкуренции.
Тема установления минимальных цен на пиво, по примеру водки и других спиртных напитков, муссируется в России уже несколько лет, но Минфин по-прежнему считает аргументацию мелких производителей неубедительной.
В феврале 2020-го компании уже просили установить МРЦ на пиво. Союз российских пивоваров (СРП) в письме Минфину указал, что российский рынок «перенасыщен так называемым акционным пивом по критически низким демпинговым ценам». Разногласия о минимальной цене привели тому, что три крупнейших производителя — на них приходится около 70% производства в России — демонстративно вышли из Союза.
Теперь СРП предлагает ввести минимальную цену на пиво в банке и бутылке на уровне 110 рублей за литр, а в ПЭТ-упаковке — 90 рублей за литр. При продаже на розлив цена за литр будет составлять 85 рублей. По мнению членов Союза, это поможет пивному рынку в борьбе с демпингом.
Против введения МРЦ выступает комиссия РСПП, а также крупные игроки рынка. Большие корпорации не заинтересованы в установке минималки. Они могут продавать товар по бросовым ценам — обороты позволяют. Союз российских пивоваров, объединяющий, в основном мелких игроков - за. Небольшим региональным производителям из-за демпинга гигантов приходится снижать цены на свою продукцию до себестоимости, чтобы хоть как-то удержать потребительский спрос. Минфин солидарен с «большими» и считает преждевременным введение минимальных цен на пиво.
Крупные игроки пивного рынка, независимо от того, введут ли в России минимальную розничную цену для пива, или нет, будут чувствовать себя хорошо, а вот небольшим производителям придётся тяжело — конкуренцию с продукцией международных пивоваренных компаний выдержать будет очень трудно, считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
«Минимальная цена и связанный с ней рост цен на пиво приведёт к тому, что независимых от транснациональных корпораций производителей этого напитка в России почти не останется — небольшие пивовары либо уйдут с рынка, либо будут поглощены международными корпорациями, желающими увеличить своё присутствие в тех регионах, где сегодня они представлены, по их мнению, недостаточно», — рассказывает эксперт.
С Мильчаковой солидарна член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике в Торгово-промышленной палате РФ Анна Вовк. По ее словам, до 90% игроков рискует покинуть рынок.
«Конкурировать с крупными пивными холдингами, у которых есть доступный капитал, большая прибыль, возможности для демпинга, они не смогут, — убеждена эксперт. — Рыночные силы малых и крупных производителей несоизмеримы. Гиганты могут месяцами работать себе в минус, лишь бы убрать своих конкурентов с рынка».
Между тем ряд аналитический агентств зафиксировали всплеск потребительского спроса на веселящие напитки. Например, по данным исследовательской компании NielsenIQ, среди сегментов офлайн-рынка опережающие темпы показал рынок алкоголя: +6,1% (4,2% годом ранее). Наибольший вклад в рост сектора сделала его крупнейшая категория — пиво, продажи которого ускорились до 5,8%, По их данным, рынок алкоголя показывал стабильный рост объемов потребления в каждом из месяцев и по итогам 2020 года в целом.
Мильчакова полагает, что введение МРЦ подтолкнёт потребителей переходить на другие напитки. «Если 0,5 литра пива будет продаваться по цене 0,5 литра вина, то уж лучше купить вино, оно даже полезнее для здоровья, чем пиво, но всё, конечно, в разумных пределах», — подытожила аналитик.