— Ирина, в картине «Странный дом» много трюков, знаю, что вы исполняли их сами. Но у вас же нет каскадерского опыта, зачем так рисковать?
— Я горела этой ролью с той минуты, когда дочитала сценарий. «Боже, я знаю, как это все сыграть!» — подумала я. И когда уже была утверждена, сказала режиссеру Максиму Максимову, что готова исполнять и трюки. Не секрет, что если на площадку приглашается дублер, то качество страдает. В кадре не сам герой, а «его» спина, затылок. Другая энергетика, да и у зрителя создается недоверие к тому, что он видит. Но! Я не ожидала, что некоторые трюки окажутся такими тяжелыми.
Например, в одном из эпизодов автомобиль, в котором сидит моя героиня с родителями, раскрутят вокруг оси, как центрифугу на космическом тренажере! Вначале речь шла лишь о том, что машину просто будут раскачивать из стороны в сторону. Вдобавок мне не разрешили пристегнуться ремнем безопасности. Прозвучала команда «Мотор!», автомобиль, в котором я сидела на заднем сиденье, закрутился на безумной скорости, по салону полетели вещи. Тяжелая мужская сумка, набитая железной фурнитурой, била меня по ногам... А после двух дублей в конце съемочного дня у меня были разбиты в кровь не только ноги, но и руки и даже лицо. Кстати, в сцене со Стасом Бондаренко, в больнице, зрители увидят самые настоящие синяки на моем лице.
И еще был один тяжелый трюк с падением в воду и уходом на глубину. Передо мной поставили задачу: не задержать дыхание, как мы делаем обычно при нырянии, а максимально выпустить из легких воздух и уйти под воду. А она, на секундочку, температурой всего плюс семнадцать — холодно, страшно. Я села на бортике на корточки и никак не могла решиться прыгнуть. Подошли ребята: «Ира, время идет, ныряй, у нас жесткий тайминг!» Пока лепетала «не могу, не могу» — меня столкнули в воду…
Я не отключилась резко, но в голове «поплыло», и я начала терять сознание. Сцену, разумеется, не сняли, меня вытащили, стали растирать, приводить в чувство. Режиссер перепугался, решил искать дублершу. Через час ее еще не нашли, и я, после горячего чая и шоколадки, взбодрилась: «Макс, идем снимать, не хочу подводить команду».
— Как же вы решились прыгнуть после такого стресса?
— Ничего, спустилась в бассейн, постояла пару минут в холодной воде, чтобы привыкнуть, и нырнула. В итоге получились потрясающие кадры! У меня такой характер: если берусь за что-то, то делаю максимально хорошо. Я отчаянная. Меня всегда ругали за это мой бывший муж, друзья, родители. Но что поделаешь, какая есть… Живу по принципу: решать проблемы по мере поступления, и лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и тоже пожалеть.
Моя мама присутствовала на площадке, когда снимали эпизод с крутящейся машиной. Я видела, что ей страшно. Но что мама может сделать? Я зарабатываю с пятнадцати лет и содержу не только себя, но и родителей. Поэтому они давно привыкли, что, если я посчитала что-то правильным, значит, так и сделаю.
— Ирина, вы говорите, что загорелись этой ролью с первой минуты. А чем вас так зацепил фильм? Почему его стоит посмотреть?
— «Странный дом» снят в жанре фантастического триллера, в нем много экшена, каскадерских трюков. А еще заложен глубокий смысл. Зачастую мы не замечаем по-настоящему близких людей, годами ищем свою любовь, отправляясь для этого в дальнюю дорогу. Если говорить метафорически — идем в поход за Синей птицей, забывая для начала посмотреть внимательнее на тех, кого оставляем дома. Моя героиня проходит серьезные испытания для того, чтобы переоценить свою жизнь.
— Не могу не спросить, каким чудом вы получили главную роль? Ведь вы — профессиональная модель, в актерской профессии новичок.
— Пробы шли четыре месяца, претендовало много актрис, в том числе известных. Как я поняла, в мою пользу сработало несколько факторов. Продюсеры искали свежее лицо, не примелькавшееся зрителю. К тому же «Странный дом» претендует на международный прокат, поэтому внешность героини должна быть европейской. Я числилась в одном актерском агентстве, и кастинг-директор выслала продюсерам мои фотографии — вот вам фактурная блондинка, ростом метр восемьдесят, за плечами киношкола, сейчас учится в Щукинском училище. И опыт киношный есть, снималась в фильме «Любовь без сомнений» в главной роли — в общем, все, что вы хотели.
Перед утверждением у меня состоялся разговор с генеральным продюсером. Он спросил: «Ира, ты готова погрузиться в роль с головой? Нам нужно, чтобы зрителя цепляло происходящее на экране, поэтому именно актерской игры мы от тебя не ждем. Ты готова каждый божий день находиться в состоянии повышенного нервного возбуждения?» Когда-то мой педагог, Валентина Петровна Николаенко, сказала, что убедительно сыграть Каренину может лишь актриса, у которой есть жизненный опыт, та, которая в реальности проживает насыщенную женскую судьбу. Так вот, у меня, несмотря на красивую внешнюю картинку, совсем не глянцевая жизнь. Она не раз меня била. Много чего случалось нехорошего, так что есть о чем вспомнить, чтобы вытащить из себя чувства грусти, разочарования, страха, боли…
— Как вы это делали?
— Марина, коуч-психолог, которую наняли, чтобы помочь мне готовиться к этой драматической роли, говорила перед трудной сценой: «Ира, ты рассказывала, что, когда приехала в Москву, сидела дома без денег, без работы и много плакала. Вспомни то состояние, поделись им». Я все делала искренне — ревела, страдала, боялась, мне постоянно было психологически тяжело. При этом нужно было помнить текст! Съемки стали и личной психотерапией: на них вылилась та боль, которую я накопила за последние несколько лет. Был и долгий тяжелый развод, и предательство близкой подруги…
«Странный дом» еще дорог мне тем, что в очередной раз доказал, что мысли материальны и невозможное возможно.
— Что это значит?
— Всего три года назад я посмотрела по телевизору сериал «Верни мою любовь» со Стасом Бондаренко. Меня так впечатлило то, что происходило на экране, что я заливалась слезами. Я влюбилась в героя Стаса, нашла страничку Бондаренко в соцсети. И подумала: вот бы с ним познакомиться! А еще лучше сняться вместе в кино. И вот прошло три года, мы со Стасом Бондаренко и Володей Яглычем, двумя популярными актерами, снялись в полнометражном фильме и позируем втроем на билбордах страны! Мистика!
— Какими людьми оказались Яглыч и Бондаренко? Как отнеслись к новичку?
— Я познакомилась с ребятами уже на съемочной площадке, совместных проб не было в силу их занятости. Заранее себя накрутила, что меня воспримут в штыки, я действительно еще не профессиональная актриса. Загуглила обоих, прочитала, что пишут о Стасе и Володе. И первое, что увидела, — у Владимира тяжелый характер. Ого, придется несладко... Прилетаю в Минск на съемки, располагаюсь в вагончике и вскоре вижу на пороге улыбающегося Стаса. Пришел знакомиться! Бондаренко оказался человеком-праздником. Веселый, открытый, без намека на звездность. Он сказал: «Привет! Пойдем к ребятам. Ой, это твоя мама? Давайте вместе фотографироваться!» Я воспряла духом, мы с ним с первого дубля сыграли совместную сцену. Герой Стаса хочет признаться в любви, моя героиня смущается… Мне не стоило никакого труда показать это чувство, я просто вспомнила, как три года назад посмотрела сериал и влюбилась в Бондаренко как в актера. И вот он тут, передо мной…
Володя Яглыч другой. Первое время он держался обособленно, между сценами проводил время у себя в вагончике.
— У него действительно оказался тяжелый характер?
— Володя не любитель общения, не рубаха-парень, он профессионал. Связь с ним поначалу держали через агента, все вопросы только по делу. В первый день совместных с Володей сцен я так нервничала, что вышла в кадр с трясущимися руками, губами. Текст забыла… Володя остановил съемки, обратился к режиссеру: «Максим, дай, пожалуйста, десять минут, мне нужно с Ирой поговорить». Взял меня за руку, повел за угол дома, где снимали: «Ира, я не злодей! Я, так же как ты, заинтересован, чтобы фильм получился хорошим. Если ты будешь зажатой, если не сложится человеческого контакта, мы достоверно не сыграем супружескую пару. Давай привыкнем друг к другу, поговорим, попьем чай в перерыве».
Володя оказался интересным человеком, выяснилось, что у нас много общего. Я расспрашивала его о кино, он помогал мне разбирать роль, что-то даже добавлял с одобрения нашего режиссера. Постепенно в его присутствии я успокоилась. Хотя потом разные истории случались. Так, у меня никак не получалось сыграть сцену, где моя героиня, в слезах, кричит: «Останови машину!» На третьем дубле Володя развернулся ко мне и сказал жестко: «Ты ужасная актриса! Я проклинаю тот день, когда согласился на этот проект». И что-то еще ужасное в этом же духе. Для меня Яглыч — авторитет, от его слов стало так больно, так обидно, глаза наполнились слезами. Как же так, ведь еще вчера ты говорил, что я хорошая актриса, что у меня большое будущее! И тут Володя быстро сказал: «Максим, а вот теперь давай еще дубль». Я сыграла сцену очень эмоционально — все как нужно, я вся в слезах, в обиде… А Володя потом приобнял меня и успокоил: «Кобзева, ну прости, нельзя было по-другому, времени нет раскачиваться». Что ж, поблагодарила его за урок.
— Ира, вы сказали, что оканчиваете Щукинское театральное училище. Как вы в нем оказались после 30 лет? Ведь вроде бы для обучения в этом вузе есть возрастной ценз?
— Вот и я была в этом уверена. Когда-то давно я снялась у Кончаловского в маленькой роли в «Глянце». Помню, как меня захватил процесс. Я пришла домой и заявила мужу, что хочу поступать в театральный. В ответ услышала: «Ты что, сумасшедшая? У тебя дети, семья, забудь». Возможно, так и получилось бы, если бы случайно я не оказалась на съемках клипа Ани Лорак. Мне позвонил знакомый: «Ира, выручай! Нужна блондинка твоей фактуры. Приезжай, я познакомлю тебя с Каролиной. Платят мало, всего сто долларов, но это о творчестве, не о деньгах». Приехала на съемки, и хотя волновалась жутко, все сразу получилось.
— Потом были съемки с Сергеем Лазаревым, Стасом Пьехой…
— Да, Каролина дружит с Сережей Лазаревым. И вскоре он пригласил меня сняться уже не в эпизоде клипа, а в главной роли. После работы с Сережей меня позвали в клип Стаса Пьехи. Пресса много писала о нашем романе. Я так скажу: романа не было, а сильная симпатия была. Уже после съемок я попросила директора агентства показывать меня и киношникам. Она ответила прямым текстом: «Ира, без актерского образования это исключено, тебя ждут эпизоды в лучшем случае. Да и я не стану портить свою репутацию: кино — это другое».
Я загуглила ради любопытства, как поступить в театральный институт на второе высшее. Выбрала киношколу, там преподавали Вячеслав Манучаров и Валентина Петровна Николаенко, о которой я уже говорила. Они нас учили по программе Щукинского училища. Однажды Валентина Петровна сказала: «Если хочешь играть в кино, попробуй поступи в Щуку. Преступление не сниматься с такой фактурой». Эти слова меня окрылили, и она стала меня готовить к поступлению. Оказалось, что и после тридцати все возможно, я прошла конкурс и стала студенткой. А дальше как раз подруга Николаенко, кастинг-директор, показала меня режиссеру «Странного дома».
— У вас двое детей. Не возникает чувство вины перед ними за то, что слишком много работаете? Многие женщины не знают, что выбрать — самореализацию или материнство…
— Я преклоняюсь перед теми, кто отказывается от честолюбивых планов и посвящает себя семье. Одно время я тоже была с головой погружена в роль жены и матери. Когда родился старший ребенок, я поставила крест на модельной карьере, полностью погрузилась в быт. Честно скажу: это тяжкий труд — и физический, и моральный. И все же к работе на подиуме я вернулась не потому, что надоело заниматься детьми. Мы развелись с мужем, и пришлось элементарно выживать. Вернее, проблемы начались еще в браке. Муж потерял бизнес, мы жили бедно, на съемной квартире. Он тусил с друзьями, пока я занималась детьми и домом. Однажды, когда мы дважды пропустили платеж за аренду, пришел хозяин: даю вам два дня — и выезжайте. Я в слезы — с детьми на улицу?! Удалось его уговорить подождать. И уже через пару недель я летела в Китай сниматься в рекламе мороженого. Помню, что заплатили «безумный» гонорар — больше десяти тысяч долларов…
Каждый раз, уезжая работать и оставляя детей маме, я грустила. И говорила себе: «Ира, вариантов нет, нужно брать себя в руки и работать». Я не хотела больше ломать голову в магазине, что выбрать — лишний килограмм яблок или пачку масла. Спустя несколько лет я стала заниматься недвижимостью, доходы выросли, жизнь наладилась. А потом дошло дело и до актерства.
— Интересно, как отреагировал бывший муж, узнав, что вы все-таки стали актрисой?
— Мы смогли расстаться друзьями, и теперь у нас прекрасные отношения. После премьеры он прислал мне поздравление и рассказал, что его девушке очень понравился фильм и то, как я сыграла. Переслал ее предположение: «Ире, наверное, помогает какой-нибудь папик?» Он смеялся: «Надо знать Иру! Ей помогает только она сама». Так и есть. Знаете, я в модельном бизнесе с юности. И ко мне никогда не поступали непристойные предложения от мужчин. Даже странно, что со мной не так? (Смеется.)
— Муж был богат?
— Так многие думали. И еще то, что он старше меня лет на двадцать. На самом деле мы с ним почти ровесники. Между нами всего четыре года, поженились совсем юными. И рано стали родителями Анжелине и Тимуру. Мы обычные ребята, вместе строили жизнь, добивались результатов. Брак был неосознанный, не скажу, что по большой любви. У меня была установка — надо выйти замуж: чем раньше, тем лучше. Почему, откуда — не знаю. Мы ссорились, ругались, устраивали разборки. Часто при детях, они даже плакали... Так что финал семейной жизни логичен. Я решилась на развод после честного разговора с самой собой. Однажды проснулась и задала себе вопрос: «Ира, тебе нравится жизнь, которой ты живешь? Нет… Монотонно, тяжко. Значит, пора что-то менять. И какое мне дело, что подумают другие». О разводе я задумалась давно, но никак не решалась. Буквально все вокруг отговаривали: «Ты дура, с двумя детьми женщина никому не нужна! Ты не сможешь заработать себе и им на жизнь, погрязнешь в нищете. Терпи!» Даже близкие подруги так считали.
В итоге расставание сделало нас с мужем счастливыми. Девочки, не слушайте никого! Помните, что всегда можно начать жизнь с нуля. Почему я рассказала свою личную историю? Чтобы показать, что женщина может справиться даже без поддержки мужчины и кайфовать. Если вы несчастливы в браке, уходите! Даже если у вас трое детей… Моя подруга, многодетная мать, недавно вышла замуж, счастлива беспредельно. Как ни банально звучит, но надо себя любить, жить своей жизнью, а не ждать, что придет мужчина и раскрасит твою унылую жизнь яркими красками.
— И все же красивой, успешной и финансово состоятельной женщине непросто встретить мужчину мечты…
— А это вы в точку попали. Как говорит моя мама, сейчас нам тяжело будет найти мужа. У меня жесткий волевой характер. Я сама зарабатываю, содержу детей, родителей. Я уже становлюсь известной. Хочется, чтобы рядом был мужчина, который будет соответствовать. Разговоры про бедных сантехников не ко мне. Почему мне должно быть с ними интересно?
Дело не в деньгах. Я сама могу купить что угодно — и себе, и ему тоже. Шучу и утрирую. (Улыбается.) Если серьезно, то я хочу встретить осознанную любовь, не страсть...
Хочу, чтобы мой мужчина понимал специфику актерской профессии, не ревновал, не соревновался бы со мной. Еще, конечно, важен его контакт с моими детьми. Дочь и сын, им пятнадцать и двенадцать, всегда будут на первом месте, я не из тех женщин, которые подстраиваются под мужчину. Я не знаю, как будет выглядеть мой избранник, но знаю, что он сильный и уверенный человек, больше меня зарабатывающий. Если мужчина окажется слишком мягким и покладистым, я в силу своего характера скорпионьего его просто съем. Это сто процентов. Я хочу смотреть на него немножко снизу — наверх. Запустили мы с вами этими разговорами посыл в космос, может быть, пройдет…
Я не ставлю задачи выйти замуж, хотя, наверное, хотела бы родить третьего ребенка... Все сложится как сложится. Пока я и без близкого мужчины счастлива. Мне тридцать четыре, я прекрасно выгляжу. У меня четыре образования. Я успешно работаю в сфере недвижимости и все больше ухожу в актерскую профессию. В этом году я получу диплом Щукинского училища и с гордостью скажу: я профессиональная актриса. Мне стало нравиться видеть себя ненакрашенной, мне нравятся мои морщины и то, что, в конце концов, мне не двадцать пять. Я общаюсь с мужчинами, у меня есть поклонники, иногда я хожу на свидания. Вот сегодня очередное, а до этого было… четыре месяца назад. (Смеется.) Вообще, все очень хорошо!
— Многие мамочки спят и видят своих дочек моделями. Что скажете об этой профессии, Ирина?
— Модельный бизнес — не профессия. Это удача и фарс. По большому счету, ничего особого уметь не нужно. Немного опыта, и вот ты уже научилась ходить по подиуму. Модель имеет срок годности. Поэтому мамочкам я скажу: дайте дочерям защиту — хорошее базовое образование.
— Ирина, говорят, следует правильно мечтать. Вот у вас получилось мечту претворить в жизнь. Теперь какие ставите перед собой цели?
— Я продолжаю мечтать, а цели по-прежнему не ставлю. Сама себе задаю вопрос: Ира, какая у тебя цель? Выйти замуж? Нет, я хочу встретить любовь, а не сходить в загс. Хочу быть известной, узнаваемой на улицах? Боже упаси, это для меня стресс. Если ко мне начнут подходить незнакомые люди, я это не переживу. Я интроверт, мне трудно позировать на красных дорожках и себя рекламировать. Доносить до людей полезное через искусство кино, через интервью — да. Пиариться — нет. Хотела бы научиться плевать на чужое мнение, пока не совсем получается, но я в процессе. Одним словом, на сегодняшний день у меня нет цели. Зато я сейчас живу в абсолютной гармонии с собой.