О восточном векторе российской политики и экономики Aif.ru поговорил с известным китаеведом, главным научным сотрудником Института востоковедения РАН, профессором Московского педагогического государственного университета, заместителем главного редактора журнала «Проблемы Дальнего Востока» Андреем Островским.
— Не очень-то она работоспособна. Неслучайно параллельно ей был создан БРИКС, куда вошли и Китай, и Индия, и Россия. А в 2024 году в БРИКС могут вступить еще 6 стран из 22 подавших заявки. Москва, правда, уже дала понять: в БРИКС будут принимать только тех, кто не поддерживает западные санкции.
Слова и дела
— Россия с 2013 года разворачивается на Восток. Насколько в этом преуспели?
— Ориентироваться на Восток, а не только на США и Евросоюз, надо было ещё раньше, не дожидаясь, пока жареный петух клюнет. Я давно говорил, что китайская экономика стремительно развивается и однажды обгонит американскую. Многие отмахивались — мол, это сказки. А теперь мы видим: если считать по паритету покупательной способности, то доля Китая в мировой экономике уже 18%, доля США — всего 16%. При этом товарооборот России с Америкой сегодня курам на смех — 20 млрд долларов в год. С Китаем наш товарооборот в 2022 году составил 190 млрд, а в этом году, по самым скромным прогнозам, достигнет 220-230 млрд долларов.
Проблема в другом. Можно сколько угодно говорить о «поворотах» и «разворотах», но ведь инвестиционного сотрудничества с Китаем у нас практически нет.
— Почему?
— Потому что наш бизнес всё на Запад ходил. И доходился до санкций. А ведь никто не мешал ему участвовать в инициативе «Один пояс — один путь», куда нас китайцы с 2013 года заманивали. Все проекты, включая высокоскоростную железную дорогу Москва — Пекин, так и остались на бумаге. Мы даже не пользуемся китайскими инвестициями, которые могли бы к нам прийти. Деньги есть — предложите хорошие проекты! А ведь Дальний Восток остро нуждается в таких проектах. Это и железные дороги, и мосты. Лишь недавно мы построили два моста через Амур: автомобильный Благовещенск — Хэйхэ и железнодорожный Нижнеленинское — Тунцзян. Но этих мостов недостаточно. По Амуру проходит большая часть нашей границы с Китаем, свыше 3000 км — это больше, чем расстояние от Мурманска до Сочи! Через реку Уссури вообще нет ни одного моста, а нужно хотя бы 2-3. В результате нам остро не хватает пограничных переходов, а на имеющихся образуются пробки из грузовиков.
— На форуме во Владивостоке наверняка тоже будет сказано много слов о том, что дальневосточный регион нуждается в дополнительных инвестициях. Деньги найдутся?
— Конечно, местные бюджеты потянуть крупные проекты не могут. А убедить тех же китайцев вкладывать в развитие этого региона будет не так-то просто. Однажды, еще до ковида, я участвовал в конференции в Харбине и агитировал вкладываться в наши дальневосточные проекты, в том числе в развитие портов в Приморье. В ответ из зала мне задали вопрос — сколько народу проживает у вас на Дальнем Востоке? «Миллионов восемь наберется», — ответил я. Китайцы захихикали — у нас, мол, только в Харбине 10 млн человек живут. Маловат, дескать, ваш рынок — кто же там будет покупать наши товары и услуги?
— Выходит, сперва надо решать проблему малонаселенности Дальнего Востока?
— Именно! А народ поедет, только если будем развивать там инфраструктуру и платить высокие зарплаты. Одним «дальневосточным гектаром» мы туда людей не заманим. Дороги, газо- и водопроводы, линии электропередачи — сначала в это нужно вложиться, чтобы люди могли нормально жить и заниматься хозяйством. При Столыпине крестьян на Дальний Восток целыми деревнями переселяли, но ведь переселенцам давали хорошие деньги. Сегодня нужна не менее масштабная программа, подкрепленная серьезными ресурсами. Наивно думать, что за нас это сделают те же китайцы... Кстати, все разговоры о том, что они мечтают заселить, захватить наши восточные территории — это чепуха. У Китая своей земли хватает, по площади (9,6 млн кв. км) он не так уж сильно уступает России (17 млн кв. км). В западном и центральном Китае полно областей, которые плохо освоены — наша территория, с её-то суровым климатом, им совершенно не интересна. Об этом еще в 1721 году китайский император Канси сказал посланнику Петра I Льву Измайлову, заверив, что «причин к войне у России с Китаем не существует».
Уроки китайского
— Другой восточный сосед, КНДР, тоже демонстрирует желание дружить. Вроде бы Ким Чен Ын готов снова приехать в Россию для встречи с Владимиром Путиным.
— В условиях, когда США, Япония и Южная Корея находятся в тесном союзе, проводят совместные маневры, сближение России, Китая и Северной Кореи выглядит вполне логичным. Возникает такая же конфигурация сил, как и в 1950 году, когда СССР и Китай подписали первый договор о дружбе и когда началась война на Корейском полуострове.
— Президент Путин анонсировал скорую встречу с председателем Си. Можно ли предположить, о чём будут вести переговоры?
— Да, президент России приглашен в Китай на саммит программы «Один пояс — один путь», который пройдет в октябре. А обсудить, конечно, будет что. Например, ситуацию вокруг Украины. США пригрозили Пекину санкциями за помощь России, и китайские банки теперь довольно осторожно сотрудничают с нашими. Но главный вопрос — как нарастить сотрудничество, торговое и инвестиционное. По объему торговли с Китаем мы уступаем даже Вьетнаму, не говоря уже о странах Евросоюза. Чтобы наращивать торговлю, надо увеличивать объем взаимных инвестиций. Создавать совместные предприятия, зону свободной торговли.
— Вы говорите, что наша торговля с Китаем неприлично мала. А на сколько ее нужно увеличить?
— В два раза минимум — до 400 млрд долларов. Китай готов у нас покупать всё — нефть, лес, рыбу, никель, олово... Но мы не должны торговать только сырьем. В экспорте надо увеличивать долю товаров с высокой добавленной стоимостью. А для этого нам нужно поднимать собственную экономику, вкладывать деньги в развитие машиностроения, в науку, сферу IT. Те же китайцы тратят на НИОКР 2,5% ВВП и планируют довести этот показатель до 3%. У нас — всего-навсего 1,1%! Причем в Китае, по статистике, две трети инвестиций — собственные средства предприятий. Потому что там нормально выстроена налоговая система. А у нас она выстроена так, что все деньги уходят в центр, на местах и на предприятиях почти ничего не остается. Все надеются только на банковские кредиты. А что такое сегодня банковский кредит? Попробуйте обновить станочный парк при ставке рефинансирования 12%, когда банки не дадут вам кредит меньше чем под 15-16%. Это совершенно невозможно. Так что нам есть чему поучиться у Китая, как когда-то Китай многому учился у нас.