Необходимость установки сигнализаций на временных выставках может стать большой проблемой для российских музеев, а к обстоятельствам громкого похищения картины в январе этого года по-прежнему много вопросов. Однако, чтобы избежать подобных происшествий в дальнейшем, на всех экспозициях Третьяковки будет организовано три рубежа охраны, взаимодействие с Росгвардией станет более интенсивным и ее присутствие в музее и перед ним расширится. Об этом гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала "Известиям". Разговор состоялся в преддверии открытия одной из главных выставок года-масштабной ретроспективы Ильи Репина, обещающей стать новым рекордсменом по посещаемости.
Почему на выставку Репина должны прийти люди, которые видели многие представленные работы в постоянных экспозициях Третьяковки и Русского музея?
Это самая масштабная ретроспектива Репина за последние десятилетия. В общей сложности около 300 произведений: 170 живописных работ и 130 графических из 21 российского и семи зарубежных музеев, а также из семи частных коллекций.
Особо отмечу, что мы впервые так весомо демонстрируем позднее творчество Репина. С начала 1900-х он жил в Куоккале, которая на тот момент была частью Российской империи, а в 1918-м стала частью Финляндии. Поэтому большее из того, что им сделано после революции, оказалось за рубежом. В наших собраниях совсем немного работ этого периода, и российский зритель практически незнаком с ним.
В отличие от произведений русского периода, многие из которых стали хрестоматийными.
Репин - главный и самый известный отечественный художник. Соцопросы показывают: его имя людям приходит в голову в первую очередь, когда их просят назвать какого-нибудь нашего живописца. В советское время его искусство считалось истиной в последней инстанции, и у многих возникало естественное отторжение. Но сегодня мы воспринимаем и интерпретируем его совсем по-другому, чем в эпоху СССР. Мы видим в нем то, чего не замечали или отказывались замечать прежде. И это возвращает нас к той реакции на искусство Репина, которая была в момент его появления.
В советское время подчеркивались социальная тематика его работ, критика современного общества. Но сегодня в самых известных полотнах на современные ему сюжеты - "Бурлаки", "Не ждали", "Перед исповедью", "Арест пропагандиста" - мы видим то же, что и его современники: отсылку к классическим формам мирового искусства и к евангельским темам. То же полотно "Не ждали" - парафраз на "Явление Христа народу" Александра Иванова и одновременно история блудного сына.
Мы сейчас снимаем столетнюю шелуху неверных интерпретаций и попыток подогнать Репина под нужды советской идеологической доктрины. Он с трудом в эти рамки помещался.
ДЕЛО ЧЕСТИ
К выставке Репина приковано особое внимание еще и в связи с вопросами безопасности полотен. Какие решения вы приняли для защиты экспонатов?
В сложившихся обстоятельствах мы посчитали абсолютно необходимым на всех наших временных выставках установить третий рубеж охраны. Это индивидуальная сигнализация, которая подведена к каждой представленной на выставке работе, включая графику. Сигнал срабатывает, если сильно дотронуться до рамы или до картины.
А первый и второй рубежи - это что?
Мы не будем вдаваться в детали того, как организована система безопасности. Иначе получится прекрасная инструкция для тех, кто замышляет что-то плохое. Могу только сказать, что мы договорились с Росгвардией о дополните льных мерах охраны. Во время показа выставки Репина перед зданием будет дежурить мобильный пост Росгвардии, а на входе и выходе из музея будут стоять вооруженные представители Росгвардии.
А в самих залах?
На выставке дежурит вооруженный представитель Росгвардии, который периодически делает обходы по всему периметру выставочных залов. Кроме того, мы увеличили количество смотрителей и сотрудников внутренней охраны Третьяковской галереи. Мы проводим дополнительный набор и увеличиваем штат службы безопасности галереи.
И все-таки за безопасность экспонатов на выставках будет отвечать Росгвардия или внутренняя служба безопасности?
Отвечает за все гендиректор Третьяковской галереи (улыбается). У нас заключен договор с Росгвардией, где прописана ответственность каждой из сторон. Перед выставкой мы заключили дополнительный договор, чтобы обеспечить залы необходимым количеством сотрудников Росгвардии.
У Росгвардии ответственность теперь больше, чем раньше, или такая же?
Думаю, для Росгвардии сейчас в какой-то степени будет делом чести обеспечить абсолютную безопасность и для посетителей, и для художественных произведений на выставке. Мы проводили совместные учения с ними. Наша внутренняя служба безопасности будет взаимодействовать с Росгвардией гораздо более тесным образом.
Перечисленные меры стоят денег. Какая это сумма в случае с выставкой Репина?
Несколько миллионов рублей. Это только сигнализация. Но помимо этого мы застеклили большую часть произведений из собрания Третьяковской галереи. Все это сделано за счет спонсорских средств, которые мы получили дополнительно.
Можно ли сказать, что мы получим меньше выставок, потому что организация каждой из них обойдется дороже?
Второе абсолютно верно - организация каждой выставки обойдется дороже. Будем ли мы делать меньше выставок, зависит от ситуации. Пока можно говорить о трех ближайших проектах Третьяковской галереи: это ретроспективы Репина, Эдварда Мунка и Бориса Голополосова. Мы получили дополнительное финансирование от спонсоров на все эти проекты.
ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ
Когда музей дает на выставку свою картину, он может указать в договоре необходимость установки сигнализации?
Да, но раньше никто этого не делал.
Когда вы будете выдавать работы, станете указывать в договоре это требование?
Если мы начнем прописывать это во всех договорах, боюсь, Третьяковская галерея перестанет участвовать в выставках в российских музеях, поскольку нет никаких гарантий, что они смогут это обеспечить.
Получается, для российской музейной отрасли это слишком затратная вещь?
Да, хотя и необходимая. Выставки в региональных музеях делаются на очень ограниченные бюджеты. И это может быть действительно проблемой. Будем думать, что делать.
Государство это как-то регулирует?
У нас существуют инструкции, в соответствии с которыми, в понимании Министерства культуры, все музеи должны обеспечить три рубежа охраны.
Эти инструкции появились после недавних событий?
Они были раньше. Поясню: по поводу третьего рубежа охраны там ничего специально не сказано, но из текста в целом следует, что мы должны обеспечить три рубежа охраны. Как с этим быть, думаю, пока не понимает никто. Я знаю точно, что не во всех музеях страны тремя рубежами охраны обеспечена даже постоянная экспозиция.
Правильно ли я понимаю, что все выставки, которые были не только у вас, но и в других российских музеях до 2019 года, формально не соответствовали требованию инструкции?
Это сложный сюжет, о котором говорить лучше с Министерством культуры.
КОРЖЕВ В ВЕНЕЦИИ,
РЕПИН В ПАРИЖЕ
Поговорим о будущих весенних проектах. Появилась информация, что в этом году Третьяковка впервые примет участие в Венецианской биеннале.
Мы везем в Венецию выставку Гелия Коржева, но она не будет участвовать в биеннале. В этом году куратор Венецианской биеннале максимально ограничил количество проектов параллельной программы. Однако открытие нашей экспозиции в Университете Са' Foscari (крупнейший и старейший вуз Венеции. - "Известия") совпадает с открытием биеннале.
Са' Foscari - одна из самых интересных площадок для нас. В Университете существует серьезный центр по изучению русской культуры и русского языка. Они готовят специалистов-переводчиков, у них даже читается спецкурс по соцреализму. Покажите мне российское учебное заведение, где есть такой спецкурс! И они постоянно организуют выставки русского искусства.
ГМИИ имени Пушкина в этом году уже второй раз будет участвовать в параллельной программе Венецианской биеннале. И, какя понимаю, у них в планах это делать постоянно. Есть ли у вас подобная долговременная программа?
Пока нет. Это очень сложная задача. Отдаю должное смелости и настойчивости Пушкинского музея, потому что делать выставку в Венеции безумно сложно. Там очень жесткие ограничения. Почти все здания - памятники, объекты ЮНЕСКО, достояние человечества. Сделать серию таких проектов на самом высоком уровне - серьезнейший вызов, который для нас сегодня не может быть приоритетом.
Тем не менее Третьяковка все активнее делает зарубежные проекты. Совсем недавно у вас была выставка в ватиканском соборе Святого Петра - тоже знаковое место, теперь - в Са' Foscari. Это новый курс или просто совпадение?
Мы действительно делаем сейчас больше зарубежных выставок. Как мантру повторяю: русское искусство в мире неизвестно, оно недооценено. Каждый раз, когда я провожу даже по классической коллекции Третьяковской галереи своих зарубежных коллег, первые вопросы от них: "Почему я ничего этого никогда не видел и не знал? Почему имя этого художника неизвестно?" А сейчас особенно важно постоянно показывать русское искусство за рубежом.
Вы вспомнили ватиканскую выставку, но это часть обменного проекта. Точно так же в 2016 году в Лондоне была показана выставка портретов из собрания Третьяковской галереи, и это был ответ на выставку британских портретов из собрания Национальной портретной галереи. И в том и в другом случае обе стороны представляли лучшее из своего собрания, поскольку понимали, что это обеспечит им высочайший уровень того, что они получат.
Такая же история с выставкой Мунка, которая у нас откроется в апреле. В конце февраля мы представили в музее Мунка в Осло выставку "Царевна-лебедь. Русское искусство рубежа XIX-XX веков", заглавная картина на которой - шедевр Михаила Врубеля. Тема выставки очень интересна для Норвегии. Вся Скандинавия и Россия в конце XIX века не были в мейнстриме художественного развития, но интересно, что именно в России возник "Черный квадрат", а в Норвегии Эдвард Мунк написал "Крик".
И тем самым предугадал появление экспрессионизма.
Конечно. Сколь бы ни важна была роль немецкого экспрессионизма, все равно главная и первая вещь этого направления - "Крик". У нас мы покажем первую графическую версию этого произведения. Его и другие исключительные работы мы смогли получить в ответ на нашу выставку в Осло.
Кстати, сокращенный вариант выставки Репина мы покажем в 2020 году в Париже, а затем в Хельсинки, где, кстати, еще до Репина будет продемонстрирована экспозиция Наталии Гончаровой.