Еще в 2010 году кабмин своим постановлением определил 25 продуктов, которые отнесли к товарам первой необходимости. Правительство может установить на них предельно допустимую розничную цену — «потолок», дороже которого их нельзя продавать. Но, как показала практика на примере «яичного бума» 2023-2024 годов, пределов роста стоимости нет. Комитет Госдумы по аграрной политике поддержал законопроект, регулирующий наценку продуктов на прилавках. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Смешные цены доводят до слез
Напомним, что в 2022 году вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев, члены аграрного комитета Владимир Кашин, Владимир Плотников, Олег Нилов, Владимир Блоцкий, Николай Васильев, Ренат Сулейманов, Сергей Яхнюк, а также сенаторы Алексей Майоров и Сергей Митин внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект об установлении предельного размера торговой надбавки к отпускным ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Согласно документу, наценка на товары первой необходимости не должна превышать 10 процентов. По закону в России цена на такие продукты должна регулироваться государством для поддержания доступности этих товаров для населения. Это регулирование может осуществляться путем установления предельных цен, субсидирования производителей или продавцов, введения государственных программ поддержки малоимущих слоев населения и другими методами.
В заключении Комитета Госдумы по защите конкуренции на указанный законопроект от 21 марта 2022 года говорится, что существующий механизм сдерживания цен государством ни разу применен не был, более распространена практика добровольных обязательств крупнейших участников рынка по ограничению уровня наценок, что свидетельствует о несовершенстве действующего механизма, а значит, о необходимости его корректировки.
Правительство в своем заключении от 22 марта 2022 года отметило, что введение ограничения на торговую наценку противоречит закону о торговле, согласно которому хозяйствующие субъекты при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.
«Более того, положения законопроекта противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе. В соответствии с положениями Протокола об общих принципах и правилах конкуренции введение государствами — членами ЕАЭС государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, осуществляется в исключительных случаях», — говорится в документе.
Когда цены кусаются, народ звереет
Члены Комитета Госдумы по аграрной политике 29 мая единогласно поддержали принятие законопроекта в первом чтении.
По словам главы аграрного комитета Владимира Кашина, в 2023 году на внутреннем рынке наблюдался существенный рост цен на такие основные виды продуктов, как капуста — 44 процента, курица — 27,8 процента, морковь — 11 процентов, хлеб — 8 процентов. По отношению к апрелю 2023 года в апреле 2024 года возросла стоимость на такие основные виды продуктов, как капуста еще на 41,7 процента, курица — на 27 процентов, морковь — на 13,3 процента, хлеб — на 9,2 процента.
В правительственный перечень социально значимых продуктов, согласно постановлению кабмина, входят 24 позиции: говядина, свинина, баранина — мясо на кости, куры, а также рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, молоко, яйца куриные, сахар-песок, соль поваренная пищевая, чай черный байховый, мука пшеничная, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая — ядрица, вермишель, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь и яблоки.
«Все это должно быть в достатке и доступности, объемы производства неплохие, цена на зерно упала, а на хлеб выросла. Ситуация складывается тяжелейшая, вплоть до того, что труд крестьянина в батоне хлеба — восемь-девять процентов», — сказал Кашин.
Цены растут, даже когда уже ничего не растет
На заседании Комитета Госдумы по промышленности и торговле 29 мая заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Юрий Борисов объяснил, что концептуальность законопроекта сложно понимаема.
«Потому что розничная наценка в сумме состоит из текущих затрат торговых сетей, не связанных с закупкой товаров: туда входит аренда, зарплата сотрудников, налоги, коммуналка и так далее», — пояснил он.
Между тем в Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что торговые сети на социально-важные продукты практически наценку обнулили и проблема не в них. Ответственный секретарь Комиссии по торговле и потребительскому рынку РСПП Александр Панченко уточнил, что стоимость может расти по разным причинам, включая инфляцию, увеличение стоимости производства и транспортировки товаров, изменение курса валюты.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ считает, что рынок трогать не надо, иначе в магазинах будут пустые полки. «Надо помогать тем, кто не может справиться при таких ценах с удовлетворением потребностей своей семьи», — сказал эксперт.
В итоге Комитет Госдумы по промышленности и торговле отклонил принятие законопроекта в первом чтении. Дальнейшая судьба документа решится на Совете Думы.
«Сама постановка вопроса ограничения для торговых сетей, я считаю, неприемлема. Это ящик Пандоры, который мы просто откроем. Начнется с одной позиции, двух, трех, пяти, затем разрастется», — сказал председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, отметив, что вакханалию с ценами надо прекращать, но просто обозначить виноватого в лице торговых сетей и ограничить их, а потом посмотреть, что будет — неправильно.
Парламентарий предложил создать рабочую группу промышленного и аграрного комитета для разработки нового законопроекта по регулированию цен на социально-важные продукты, чтобы найти новый механизм, который правильно расставит акценты.