В России нет человека, который в детстве, читая сказки, не слышал бы про Бабу-ягу. Этот отрицательный персонаж по популярности может соперничать с любым положительным героем древних преданий. Вот только где находится легендарная избушка на курьих ножках, сегодня мало кто знает. А было время, когда путники, заблудившиеся в лесу, выходили к этому необычному сооружению. Да и сейчас порой выходят, ведь избушки на курьих ножках сохранились до наших дней! Где их искать, рассказал известный этнограф Карелии, писатель Алексей ПОПОВ.
— В этом нет никаких сомнений. Вот только называется она несколько иначе. На Севере она известна как чамья — деревянная кладовая на высоком настиле. Дело в том, что, когда славяне пришли на Север, они соприкоснулись с древней и самобытной культурой угро-финнов, позаимствовав у них множество традиций. Неудивительно, что столкновение двух культур породило мифологизированные образы, имеющие реальные исторические корни. Баба-яга и ее избушка на курьих ножках не исключения. Причем жилище, как ни странно, было первично относительно образа самой злой волшебницы! Чамья — это деревянный лабаз на нескольких опорах, действительно до боли похожий на дом, стоящий на куриных лапах. Причем его всегда устанавливали входом к тропе, по которой шел путник, и, соответственно, к лесу задом.
— В этом лабазе на ножках и правда жила волшебная ведьма?
— И да и нет! Во-первых, в такой избе всегда находился припас провизии для человека, заблудившегося в лесу. Поэтому присказка: «Накорми, напои, а потом и расспрашивай» — отнюдь не аллегория, а самая настоящая реальность. Во-вторых, присутствовала в подобных лабазах и волшебная старушка, точнее, ее образ в виде куклы. У угро-финнов она считалась волшебной. В глухих лесах Русского Севера до сих пор можно встретить и сами избы на ножках, и сидящих в них обрядовых кукол.
— Хорошо, но почему хозяйка дома на ножках называлась Бабой-ягой и никак иначе?
— Этому тоже есть объяснение. Точнее, сразу два. Еще в книге «О государстве русском», изданной в 1588 году, в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» говорится, что «яга» — это одежда, похожая на халат. Ее шьют шерстью наружу. В Сибири в подобную одежду одевались женщины во время дальнего путешествия. При этом вспомните, как была одета Баба-яга в исполнении Милляра. Именно в меховой тулуп мехом наружу. Однако же на севере Урала можно было встретить и резиденцию Бабы-яги именно в том виде, как она описана в русских сказках. Это были святилища на тайных полянах в глухом лесу. В священном амбаре находилась ритуальная кукла, одетая в «ягу». Вокруг амбара стоял частокол с вывешенными на нем черепами животных, убитых в ритуальных целях. «Ноги», или опоры, у такой избы служили прекрасной защитой от диких зверей, чтобы те не разворовали съестные припасы, хранящиеся в амбаре. Параллельно с этим, правда, у некоторых северных народов домики на ножках были не лабазами, охраняемыми ритуальной куклой, а гробницами.
— Кого в них хоронили?
— Эта традиция относится к народам ханты и манси. После смерти одного из членов племени они создавали куклу, похожую на умершего человека, и считали, что в нее переселилась его душа. От 4 до 5 лет кукла хранилась в семье, а затем для нее в лесу строили домик на ножках. Иногда в подобных домиках хоронили и самих людей. Вероятно, именно отсюда пошла присказка «Баба-яга — костяная нога». Там действительно лежали кости. Из этой же погребальной традиции произрастают и другие жуткие характеристики Бабы-яги. Сама она лежит на постели, а ее нос в потолок врос. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая пасть. Абсолютно реальная картинка: именно такой описывали Бабу-ягу путешественники, возвращавшиеся домой, в Центральную Россию. Ведь ритуальный домик для покойника ханты и манси строили точно по размерам человеческого тела, что, собственно, вполне логично. В избушке оставляли и поминальную еду, которая из-за деревянных ног-опор была недоступна диким зверям, но помогала заблудившимся путешественникам. Этот нюанс также нашел отражение в русских сказках. «Изба ее покрыта блином, подперта пирогом» — это ведь как раз описание поминальной еды. Впрочем, описание домиков-гробниц на опорах можно встретить и в этнографических источниках, а не только в фольклоре. Ученые, исследовавшие Русский Север, неоднократно описывали эту странную традицию. В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей. Как правило, это строение располагалось на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги, либо на высоких деревянных опорах-сваях. Домовины по традиции располагались таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от селения людей сторону, к лесу. Покойников клали ногами к выходу, поэтому, если заглянуть внутрь такой домовины, можно было увидеть лишь кости ног. Ну чем не «Баба-яга — костяная нога»? Фактически Баба-яга — это умерший предок. Им пугали, но у него же просили совета и помощи…
— А как же быть с полетом в ступе и поеданием гостей?
— Здесь нашла свое отражение гораздо более древняя вера, чем та, о которой мы говорили выше. Они слоями легли друг на друга, формируя образ Бабы-яги. Хорошо известно, что в древнем мире царил матриархат и заправляли всем женщины-жрицы. Когда-то для посвящения во взрослые мужчины подростки проходили обряд инициации. В глухом лесу, в ритуальной избе их «пожирала» жрица, чтобы потом они «воскресли» уже мужчинами. Причем та же жрица являлась одновременно и положительным персонажем, что также нашло отражение в сказках. На самом деле это была прародительница рода, древняя хранительница жизненного пространства, обычаев и традиций. К ней нередко ходили за пророчествами и советами. И доказательство этому мы опять-таки находим в сказках. Ведь зачастую «злая» Баба-яга помогает герою справиться с нечистой силой и направляет его на путь истинный. Однако с приходом новой веры древняя жрица-пророк окончательно превратилась в отрицательный персонаж. Если же говорить об удивительных предметах, которыми обладала Баба-яга, как то: чудесные огнедышащие кони, сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-кладенец, меч-самосек, то, скорее всего, это отголоски еще более древних культур — призрачные воспоминаниях о древних технологиях, которыми обладали предыдущие цивилизации.