- Ребята, там шесть «чебурашек» на перекрестке! - Олег не мог стоять на месте - ходил из стороны в сторону короткими нервными шагами. - Мне патруль сейчас сообщил. Кто со мной туда? - А «чебурашки» у нас это кто? - спросил Олега крупный бородатый мужчина. И вдумчивый. Это был байкер Гурген. Вопрос был вовсе не риторический.
Стоявшие вокруг мужики начали тут же вспоминать, кто из них и когда тоже бывал «чебурашкой». - Ну вот мы, бухарские евреи, в СССР тоже были «чебурашками», - сказал кто-то из толпы. - Да и русские кое-где тоже были, - мужики говорили это по-доброму. Не осуждая Олега. Он - один из организаторов отряда самообороны Бруклина. Это район Нью-Йорка, где проживает крупнейшая в США диаспора русскоговорящих. - Когда начались погромы, я обзвонил своих друзей, они - своих. Так мы набрали почти сто человек. Сели в машины, у каждого была своя точка, свой перекресток, - рассказывает Олег. У него в телефоне установлена программа голосовой связи с экипажами. Что-то типа рации. Есть программа, где в реальном времени видно место нахождения всех патрулей самообороны. - У нас еще есть что-то вроде полицейского радара - о происшествиях в районе мы порой узнаем раньше, чем сами полицейские, - продолжил Олег, а потом опять громко обратился к мужикам: - Так поедем к «чебурашкам» разбираться?
ПАРТИЗАНЫ, БРАТВА И ПОЛИЦИЯ
Но мужики к тому времени уже разобрались. «Чебурашки», они же темнокожие соседи русскоязычной общины, судя по месту, где их видели, были все-таки на «своей» территории, в своем черном квартале. Ну и чего тогда провоцировать друг друга? Мы же находились на точке сбора ночного патруля по Бруклину - на стоянке заправки BP в районе КониАйленд. Было около восьми вечера. - Вчера ночью в Бруклине совершено несколько нападений, пострадавшие госпитализированы, - Константин Котов, основатель байкерского клуба на Брайтон-Бич «Братва», вместе с товарищем смотрели в смартфоне последние новости по местному русскоязычному ТВ. Товарищ аккуратно прикрывал косухой кобуру. Все делали вид, что ничего не замечали. - Чего этим протестующим еще надо? Чтобы все встали на колени и ж…у им поцеловали? - сиплым голосом говорил Константин. Он сидел на сверкающем сталью байке. Русский из Ташкента. - И это не мы первые. Здесь обычные люди стали объединяться. Мы увидели в соцсетях просьбу о помощи и присоединились. Запахло марихуаной. Ктото из бойцов самообороны решил немного расслабиться перед патрулем.
- Мы создали группу в соцсетях - «Партизаны», - вступил в разговор Олег. - Там мы тоже координируем свои действия. Неожиданно на стоянку дерзко въехал полицейский джип.
ЯЗЫК ДО КОКАИНА ДОВЕДЕТ
Похоже, что только для меня это было неожиданно. Из джипа вывалился невысокий, но крупный весельчак. В форме, с пистолетом - все как полагается для копов. - Он отвечает за наш район, - объясняли мне ребята из самообороны. - Его родители - выходцы из СССР. Хотя сам он по-русски уже не говорит. - Игорь, Гарри, - крикнули они ему, переводя русское имя на английское, - скажи что-нибудь по-нашему! - Идите вы на … - сказал Игорь-Гарри. Даже такая простая фраза получилась у него с ужасным акцентом.
Видимо, это была старая шутка, потому что все начали хохотать еще раньше, чем полицейский матюкнулся. - Мы не можем без поддержки со стороны полиции, - объяснял мне лидер байкеров Константин. - Но мы и им всегда готовы помочь. - А что-то серьезное уже случалось? - Ну нет, мы с нашими соседями сталкивались, когда совсем уж далеко из нашего района выезжали, - улыбался задумчиво голубоглазый Константин. - Там был парк, они все по кустам прятались и нас на телефоны снимали. А вообще я не понимаю, вот если бы белого так же убили - стал бы я такое устраивать? Убийца уже арестован, кто в этом участвовал - тоже арестованы. И если погибший - г…н, чего из него героя делать? - Ну душить-то насмерть не надо было, - вставил я.
- Ну насмерть-то нет, - согласился Константин и прохрипел дальше: - Я как-то тоже торгаша кокаином одного придушил. Но ведь сразу видно, что человек отключается. - Это пока я тебе не сказал, что он синеет и язык у него уже болтается, - подскочил к нам еще один байкер. - Ага, болтался язык, но я его отпустил! - улыбался Константин и с пренебрежением просипел: - Друзья Флойда (из-за смерти этого рецидивиста и наркомана в США и начались беспорядки, см. сайт kp.ru. - Авт.) гроб его золотой потом выкопают, распилят и продадут по кусочкам! А труп просто выкинут. Потом лидеры самообороны еще посовещались. Разбили всех бойцов на несколько групп и, громко-громко зарычав движками байков, поехали в ночь бруклинских улиц.
ПИЦЦА И ПИВО
Грохот двигателей мотоциклов и правда впечатлял. Пешеходы провожали нас взглядами. Минут через тридцать у нас был пит-стоп. Байкеры и бруклинские «ополченцы» собрались, чтобы перекусить. Коробки с пиццей разложили на крыше чьего-то «Мерседеса». На водительское сиденье бросили пакет с пивом. Я взял пиво и пошел слушать, что обсуждали ребята из самообороны. - Ну ведь понятно, что среди всех этих протестующих есть специальные люди - они ими как стадом управляют, - говорил с одесским акцентом невысокого роста мужчина - в дорогих очках и хорошо одетый. - Мне присылали скриншоты с сайтов, где размещают разные объявления, - отвечал ему высокий картавый парень. - Там обещали по 25 баксов за участие в демонстрациях. - Кому еще пиццы? - кричал парень восточного вида. Это был Азамат, выходец из Казахстана. Я не успевал запоминать имена людей, которым пожимал руку в ту ночь. Запомнил только географию, откуда они все тут, на берегу Атлантического океана: Эстония, Узбекистан, Азербайджан, Украина, Россия… Никаких происшествий в ту ночь не случилось. Дураков среди темнокожих соседей русскоязычного Бруклина, видимо, нет. - Но они собирают митинг в пятницу, а потом шествие - черт его знает, чем закончится, - сказали мне на прощание бойцы.
НА КОЛЕНИ! ПОМОЛИМСЯ...
В пятницу на перекрестке возле парка, где собирались митингующие, байкеры установили что-то вроде блокпоста. Нужно было отслеживать, кто и куда пойдет. Но у митингующих были свои планы. Согласованные с мэрией. И все, что могла полиция, - только сопровождать. А русские бруклинцы - наблюдать. - Давайте помолимся обо всех, кого убила полиция! - кричал в мегафон самый главный парень на митинге темнокожих. Его звали Моисеем. - Помолимся о Джордже Флойде! И вся толпа - человек четыреста - встали на колени. Точнее, на одно колено. Куча видео из США в соцсетях, где вот так делают полицейские вместе с митингующими. Но чтобы помолиться - я такое услышал впервые.
«ХВАТИТ КОРМИТЬ ПОЛИЦИЮ»
- А давайте пойдем вон туда, - высокий и жутко худой светлый парень показывал в сторону русского Брайтона. Он был американцем и одним из участников митинга темнокожих. - Там на углу стоят русские байкеры, настоящие расисты! - Это мирный митинг, - говорил в мегафон Моисей. И повел за собой людей совсем в другую сторону. Толпа шла и орала:
- Не будет справедливости, не будет и мира! Если мы не получим этого - мы все остановим! Хватит кормить полицию! - Последний лозунг - это не совсем точный перевод, точный - «Снизьте финансирование полиции». Но смысл именно такой, хватит им платить деньги. Полицейские даже не кривились при этих лозунгах. У них и без этого лица были кривые и уставшие. Когда копы попытались людей направить по более короткому маршруту к финальной точке митинга, толпа просто перешагнула через них… Бойцы бруклинского ополчения шли с митингующими нога в ногу. Затерявшись в толпе, они постоянно передавали сообщения, куда и кто из протестующих направляется. По дороге мы встречали группы приветствующих нас людей. Иногда это были упитанные мужчины в золотых цепях - прямо как в фильмах про темнокожих гангстеров. Иногда - просто обычные прохожие. Даже белые. Одной бледнолицей девушке стало плохо. Скорая быстренько ее забрала. Митингующие раздавали друг друг воду, маски. Все было хорошо организовано. Через час толпа, сделав круг, вернулась в парк. Вдалеке громыхали мотоциклы байкеров. Звуком они, как животные, метили территорию, запретную для темнокожих бунтовщиков.
«ИДЕТ ОТРЯД С БИТАМИ!»
Митинг завершился подомашнему: магазины не были разграблены, стычек с русскими байкерами не случилось. Я отделился от уставшей толпы и потащился в сторону условного блокпоста бруклинского ополчения. Там жизнь кипела. - Так, пацаны, есть сообщения, что в нашу сторону идет группа темнокожих с битами, - говорил один из байкеров. - Это не вот эти дети, за которыми мы сейчас смотрели. Погнали! Все, кто остался на точке, напряженно ждали. Минут через 15 байкеры вернулись. Отряда с битами нигде не нашли. Постепенно патрулирование стало превращаться в клуб веселых и находчивых. Бойцы шутили, обнимались. К байкерам подходили жители - благодарили. Были и те, кто показывал байкерам «фак». Правда, издалека. Я бы тоже так делал, будь я против этих больших ребят. Становилось скучно, и я пошел в парк, где еще тусили остатки митингующих. В голове вертелось дурацкое: «Остатки - сладки». Так и случилось.
РАСИЗМ ИЛИ СЕКСИЗМ?
Мне сразу же попались те, кто руководил митингом. - Я тебя давно заприметил, - сказал мне лидер местного движения «Жизнь темнокожих важна» («Black live matter») Моисей. Именно он вел за собой весь митинг. И очень профессионально. И со мной он говорил профессионально, глаза его были стеклянными: - Это начало революции. Мы должны изменить все мышление американского населения. Расизм до сих пор существует! - И как вас притесняют тут? - спрашивал я очаровательную темнокожую помощницу Моисея - Нестрею. - Ну вот я училась в Бруклинском университете. И некоторые белые преподаватели относились ко мне предвзято, - белозубо улыбалась она в ответ, наклонив голову на бок. Словно заигрывала. У меня даже мысль возникла - уточнить у Нестреи про мотивы притеснения. Может, это был не расизм? Рядом сидел голубоглазый светленький парнишка. Слушал наш разговор и кивал. - А вы тут почему? - обратился я к нему. Молодой человек оказался украинцем. Мне как-то даже неловко приводить наш диалог здесь. Он со мной говорил только по-английски, с прекрасным славянским акцентом. Мы оба родились в Запорожье. И я хотел ему сказать - земляк. Но не знал, как это будет по-английски. А сказать ему это по-русски - язык не поворачивался. Рядом стояла его американская подружкареволюционерка. Та самая белая молодежь, которая считает, что американское государство устроено несправедливо. Что нужно брать деньги у богатых и отдавать их бедным. Что нужно просить прощение у всех угнетенных американским капитализмом. И защищать их права. Даже если им это по барабану