Группа экспертов Международного авиационного комитета (МАК) сегодня начнет работу на месте крушения бизнес-джета Наталии Филевой в Германии. В настоящее время специалисты называют две предварительные версии катастрофы: неисправность самолета и ошибка пилотирования. Кроме того, аэропорт Эгельсбах, рядом с которым произошла трагедия, считается одним из самых опасных в Европе. Трагическая гибель совладелицы группы S7 может ударить по отрасли- опрошенные "Известиями" эксперты не видят в авиабизнесе такого же сильного и принципиального лоббиста. При этом на деятельности S7 уход Наталии Филевой, скорее всего, не отразится. Бизнес компании выстроен с расчетом на бесперебойную работу и напрямую предпринимательницей не управлялся.
ПОТЕРЯ ДЛЯ ОТРАСЛИ
31 марта в авиакатастрофе в районе немецкого Франкфурта-на-Майне погибла сооснователь S7 Airlines Наталия Филева. Бизнес-джет Epic LT разбился на подлете к аэропорту Эгельсбах - самолет упал в нескольких километрах от аэродрома и сгорел.
Вместе с мужем Владиславом Фи-левым 55-летняя предпринимательница контролировала вторую по пассажиропотоку авиакомпанию страны. Как распределялись доли активов в S7 Group - никогда не афишировалось, но личное состояние бизнесвумен в 2018 году Forbes оценивалв$600млн.
Наталия и Владислав Филевы выстроили надежный бизнес, который продолжит работать: сбоев в деятельности авиакомпании произойти не должно, предположил в беседе с "Известиями" директор научного центра ГосНИИ Гражданской авиации Александр Фридлянд.
- Подобрана серьезная команда. Помимо этого супруг Наталии - сильный менеджер. Поэтому потрясений для компании не предвидится, - сказал он.
Операционной деятельности S7 ничего не угрожает, подтвердил "Известиям" и партнер московского офиса международной консалтинговой компании Arthur D. Little Александр Ованесов.
- Операционный менеджмент продолжает работать, в этом смысле для S7 ничего не изменилось. Возможно, супругу Наталии Филевой придется активнее включиться в деятельность авиакомпании, - отметил он.
Эксперт добавил, что для перевозчика это скорее стратегическая потеря: Наталия Филева активно работала по линии GR (связи с госорганами), а также была "очень ярким человеком" для всей авиаотрасли.
Сама предпринимательница на одном из форумов говорила, что уже не руководит компанией - это делает менеджмент. "Это иллюзия, что человек может всем руководить, это неправда. Если в своих людей верить, то они будут креативные", - отмечала Наталия Филева.
- Она являлась носителем идеологии рынка в авиатранспорте, доказывая, что авиация может успешно развиваться без госсобственности и хронических убытков. Пример S7 говорит о том, что в этом бизнесе даже в очень конкурентных и нередко неравных условиях можно зарабатывать, - сказал ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.
По его словам, ключевые вопросы и проблемы отрасли, как на площадке РСПП, так и в целом в публичном поле, во многом решались благодаря усилиям Наталии Филевой. Людей такой величины, как она, - настоящего капитана бизнеса - в России нет, это была яркая звезда, добавил эксперт.
- Авторитет Наталии Валерьевны, знания, умение находить поддержку и договариваться с чиновниками позволяли делать много полезного в целом для авиаотрасли, - сказал "Известиям" Александр Фридлянд, лично знавший Наталию Филеву
СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС
История успеха Наталии Филевой - это история успеха ее семьи. В публикациях она часто упоминается вместе с супругом Владиславом, с которым в 1990-х они начали строить бизнес. Предпринимательница получила лицензию для работы в новосибирском филиале инвесткомпании "Еврофинансы", учредителем которой был друг Владислава. Благодаря этому предприятию в 1997 году в собственности супругов оказались самолеты небольшой авиакомпании, созданной на базе авиаотряда "Сибирь" аэропорта Толмачево. Авиаперевозчик был на грани банкротства, а Филевы погасили часть долгов, получив по бартеру воздушные суда. В 1998 году бизнесмены консолидировали более 50% акций авиакомпании. Для того чтобы получить контроль, по некоторым данным, супругам пришлось занять $20 млн.
Одним из вдохновителей будущих владельцев на приобретение контроля в авиакомпании называют нынешнего председателя Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна. Дозвониться до главы АЭВТ "Известиям" не удалось.
Впоследствии Владислав Филев стал гендиректором авиакомпании, а Наталия возглавила совет директоров. Авиаперевозчик начал расширять маршрутную сеть, вторым базовым аэропортом стал Домодедово. В 2001 году Филевы выкупили обанкротившиеся "Внуковские авиалинии" - самолеты пополнили парк "Сибири".
В 2005-м была зарегистрирована "Группа компаний С7", в которую впоследствии вошли все авиационные активы Филевых. А в 2005-2006 годах под руководством Наталии был проведен ребрендинг "Сибири" за $1 млн - так появилась S7 Airlines. Позднее часть парка вывели в дочернюю авиакомпанию "Глобус".
По словам Александра Фридлянда из ГосНИИ ГА, управленческие функции в S7 были разделены следующим образом: на Наталии были "внешние" контакты, вопросы финансов; Владислав контролировал процессы операционной деятельности.
В 2008-2009 годах компания оказалась в кризисной ситуации, добавил он. В этот период владельцы S7 чуть не потеряли бизнес. Тогда долг перед кредиторами, основным из которых был Сбербанк, превысил 10 млрд рублей. В результате компании пришлось спешно перекредитоваться в Альфа-банке под личное поручительство основателей, заложив значительную часть активов. В этот период, по словам Фридлянда, Филевым пришлось кардинально менять модель бизнеса-урезать издержки, сокращать флот, маршрутную сеть. В результате у них получилось то, что не удалось "Трансаэро",-вместо агрессивного расширения сосредоточиться неустойчивости и прибыльности.
До 2013 года государству принадлежало 25,5% акций S7, Владислав Филев выкупил их за 1,13 млрд рублей. В 2015-м он пытался получить контроль над обанкротившейся впоследствии "Трансаэро", но позже отказался от этой идеи.
ФАКТЫ И ВЕРСИИ
По предварительным данным, в авиакатастрофе также погибли пилот Андрей Дикун и отец Наталии Валерий Карачев. Причины крушения выясняет международная комиссия. Сейчас рассматривается несколько стандартных версий. По данным Германской службы безопасности полетов (ДФС), это технические неполадки и ошибка управления. Пилот осуществлял визуальный заход на посадку, это обычная практика.
В то же время ранее немецкий журнал Spiegel называл аэропорт Эгельсбах самым опасным в Европе из-за того, что там нет специальной курсоглиссадной системы ILS, позволяющей сажать воздушные суда по приборам.
Представитель ДФС сказал ТАСС, что пилот мог потерять управление во время выполнения маневра поворота. Расследование затрудняет еще и отсутствие "черных ящиков" - в таком типе самолетов их устанавливать не обязаны.
В расследовании катастрофы примут участие и российские авиавласти. В МАК сообщили, что получили уведомление об авиационном происшествии от Немецкого федерального бюро расследований авиационных происшествий и 2 апреля приступят к работе на месте.