ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 5, 2020

Клеймо нации

Рейтинг: 0

Автор: Екатерина Головина. Вечерняя Москва (еженедельник)

ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ - ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО РОССИЯН ОДНОЗНАЧНО ВЫБИРАЮТ ДЛЯ СЕБЯ ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ПО МНЕНИЮ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО МИРА. ПОЧЕМУ РУССКИХ СЧИТАЮТ САМОЙ ПЬЮЩЕЙ НАЦИЕЙ НА СВЕТЕ И ТАК ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ?

Ходить круглый год в шапке-ушанке, непременно держать в сарае ручного медведя и жрать водку литрами — эти стереотипы о нас накрепко засели в головах у многих иностранцев. И если насчет головного убора и медведей мы лишь снисходительно усмехаемся, то вот по части вековечного русского пьянства смиренно соглашаемся.

И тут же вспоминаем летописное «Веселие на Руси есть пити, иначе нам не жити» — именно так, говорят, ответил князь Владимир миссионерам из Волжской Булгарии, склонявших его к принятию ислама. Можно, конечно, в иронично-вежливом ответе князя усмотреть намек на исконную нашу тягу к алкоголю. Но если это было так и без пития было нам совсем «не жити», где все остальные косвенные признаки алкоголизации Древней Руси? Где старинные ритуалы, связанные со спиртным? Где мощный, а главное — древний народный фольклор? Те же сказки, проповедующие трезвый образ жизни? Где наши аналоги греческого Диониса и Бахуса и практика многонедельных празднеств в их честь? Где законы, предусматривающие наказание для пьяниц? Где трактаты богословово вреде пьянства?

Нет. На всю историю Древней Руси нашлась одна берестяная грамота с подозрительным словом «водя», которое когда-то посчитали «водкой», но потом, судя по официальному переводу на сайте «Грамоты.ру», концепция поменялась, и теперь его читают как «водить».

Есть упоминание пьянства как греха в «Поучении Владимира Мономаха» («Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело»), но, если вчитаться, текст этот содержит такое количество грехов и неправедных дел, перечисленных через запятую, что эта строчка просто теряется в море других советов на все случаи жизни.

— Среди всяких церковных поучений, которые публиковали священники, обращаясь к своей пастве, в числе прочих нехороших вещей, с которыми надо бороться, могло фигурировать и употребление алкоголя, — соглашается Александр Назаренко, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН и специалист по домонгольской Руси. — Но нигде не говорится о том, что народ активно пьет горькую и это является общественным злом. Не стоит забывать и о том, что все эти церковные поучения по содержанию были довольно стандартны и ча- сто являлись лишь калькой с переводов разных греческих источников. Да и никаких массовых кабаков, где можно было бы за копейку напиться, тогда, конечно, не было. Пили пиво, квас, медовуху, которые предварительно еще надо было самому наварить, а дело это небыстрое, трудозатратное, да еще и сезонное. Князья и бояре во время пира могли выставить на стол вино, но был этот напиток заморским, а значит, дорогим и мало кому доступным…

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни