Искусственный интеллект и большие данные введут в правовое поле. В РФ радикально перепишут законодательство в области IT и связи - вместо множества разрозненных и противоречащих друг другу нормативных актов создадут единый цифровой кодекс. С проектом его концепции, подготовленным Минцифры, ознакомились "Известия". Кодекс должен унифицировать имеющуюся регуляторику в сфере digital и телекома и ввести в правовое поле новые технологии. Пока проект не учитывает многих реалий современного IT-рынка, но менять отраслевое законодательство необходимо: базовые регуляторные акты устарели на десятилетия, констатируют эксперты.
Минцифры подготовило проект цифрового кодекса - закона, который, по замыслу авторов, должен систематизировать разрозненные нормативные акты в сфере IT и связи, не учитывающие особенностей многих современных технологий. Это следует из документа, с которым ознакомились "Известия", его подлинность подтвердил источник в одном из профильных госорганов.
В частности, кодекс должен установить единый для отрасли понятийный аппарат: сейчас он располагается более чем в десяти нормативных правовых актах, отмечают авторы концепции.
По их мнению, документ должен установить чёткие регуляторные требования к государственным информационным системам, которые сейчас весьма расплывчаты: это зачастую приводит к их дублированию и невозможности использовать данные с одной госплатформы на другой.
Кодекс также определит единый подход к цифровой идентификации граждан: сейчас в РФ существует множество взглядов на эту процедуру, следует из концепции. Должно появиться комплексное регулирование облачных технологий, больших данных, искусственного интеллекта, многие аспекты применения которых до сих пор не описаны законодательно, отмечается в проекте документа. Упомянут в нём и электронный документооборот - единого документа, который бы его регулировал, в РФ нет.
Принятие нового свода правил, по мнению авторов концепции, позволит быстрее и качественнее предоставлять госуслуги, снизить бюджетные расходы на создание информсистем, сделать взаимодействие государства с их пользователями прозрачнее и тому подобное, говорится в проекте.
- И, естественно, сделать использование современных интернет-сервисов безопаснее: зачастую граждане просто не понимают, куда им обращаться при краже их аккаунта злоумышленниками, утечках их данных, появлении касающихся их фейков, - отметил источник в одном из госорганов. Он подчеркнул, что зачастую в судах также не понимают, как разрешать споры, касающиеся таких вопросов.
С проектом концепции цифрового кодекса знаком и источник "Известий" в совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
- В документе большое внимание уделяется цифровизации госуправления: предлагается закрепить полномочия органов власти в сфере информационно-коммуникационных технологий, определить правовую конструкцию работы платформы "Гостех", урегулировать вопросы, связанные с работой электронного правительства и предоставлением госуслуг в электронном виде, - отмечает он.
По его словам, концепция предполагает, что в цифровом кодексе будут урегулированы вопросы электронной коммерции и защиты потребителей в онлайн-среде, защиты персональных данных и конфиденциальности.
При этом многих важных сфер проект не затрагивает, поэтому в полной мере цифровым такой кодекс не будет, полагает собеседник "Известий". Например, концепция документа не включает в себя регулирование СМИ и их контента, регулирование цифровых платформ и экосистем и так далее.
"Известия" направили запрос в комитет Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи. Представители крупнейших российских телекоммуникационных компаний отказались от комментариев или не ответили на вопросы "Известий".
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Цифровой кодекс необходим, чтобы связать в едином акте существующие нормы, отметили в Минцифры. Это поможет избавиться от внутренних противоречий в актах, если такие есть, а также от устаревших норм, считают в ведомстве.
Документ охватит регулирование всей отрасли связи и информационных технологий и станет правовой основой для отраслевого и межотраслевого взаимодействия участников рынка, добавили в Минцифры.
- Исходя из концепции предметом правового регулирования являются лишь общественные отношения, связанные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и связи в отдельных отраслях, преимущественно государственного управления и предоставления государственных и муниципальных услуг, - отметил зампред комитета СФ по экономике Константин Долгов. - Вместе с тем цифровой кодекс - комплексный нормативный правовой акт, определяющий принципы и конкретные нормы правового регулирования в рамках всей цифровой среды. Он должен всеобъемлюще охватывать общественные отношения, возникающие в цифровой среде.
По мнению директора Института права цифровой среды НИУ ВШЭ Руслана Ибрагимова, концепция будет дорабатываться. Эксперт считает, что документ дополнительно должен ответить на вопрос: подлежат ли регулированию правоотношения между негосударственными участниками цифровых рынков, возникающие в рамках частных сервисов, платформ, информационных систем и так далее.
- Подготовка подобных кодифицированных документов сейчас ведётся ещё в нескольких странах ближнего зарубежья, так что мы находимся в начале нового регуляторного тренда, - отмечает Руслан Ибрагимов.
Это не цифровой кодекс, а информационно-технологический, считает соучредитель Russian Privacy Professionals Association Алексей Мунтян. Он довольно добротно отражает представление о регулировании примерно 20-летней давности, то есть это модификация существующего законодательства, отметил эксперт. У этого подхода есть свои преимущества, но присутствует большой недостаток: он никак не отражает глобальный характер цифрового пространства, полагает он.
- Отсюда невозможность урегулировать самые актуальные вопросы: как быть с цифровыми экосистемами, например со студенческим каналом в Telegram, где распространяют ответы на тесты? Как подключать устройства к Сети, ведь они разработаны не по российским стандартам? - уточнил он.
Настоящая попытка создания цифрового кодекса в РФ далеко не первая. Разрозненность и коллизионность законодательства в сфере информационного развития требуют унификации подходов в данной области, отметил преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Александр Орехович. Пока концепция провозглашает лишь общие принципы: унификация подходов, систематизация всех норм, приведение терминов в соответствие, упорядочение полномочий госорганов, добавил он.
Радикальный пересмотр отраслевого законодательства в цифровой сфере - вопрос, давно созревший, если не перезревший, считает партнёр Comnews Research Леонид Коник. Достаточно вспомнить, что один из основных законов, регулирующих цифровую инфраструктуру, - закон "О связи" этим летом отметил 20-летие, и это в отрасли, в которой технологии меняются ежегодно, если не чаще, подчеркнул эксперт.
Задача, которую взяли на себя создатели цифрового кодекса, очень масштабная, ведь эти технологии проникли в каждую отрасль экономики и в госуправление на всех уровнях. Но если эту сферу не упорядочить срочно, хаос неминуем, заключил Леонид Коник.