Я вам приведу такой пример. Не так давно был в Ботаническом саду в Томске. И пожилая, очень опытная директриса, которая знает, что такое живая земля, обратила моё внимание: «Посмотрите, как ломаются ветки у этого дерева. И как опадают печально головки цветов...» Спрашиваю: «А что такое? Почему это происходит?» Ответ её меня поразил: «В Амазонке их вырубают. Они чувствуют друг друга». Я подумал: «Господи, боже мой! А мы-то... Мы же люди. Боль другого человека - мы не можем этого не почувствовать…»
То, что происходит на Украине сегодня, - это драма. Особенно тяжело потому, что очень близкая страна. Не только территориально, но и по происхождению, по вере, по истории. Кто бы мог подумать, что нас захотят разделить?! Культура украинская - какая она родная! Песни какие красивые, душевные. У меня в доме вообще говорили по-украински, хоть семья была и не чисто украинская. Моё детство, юношество связаны с хутором Варва под Прилуками в Черниговской области.
— Тогда вам вдвойне страшно, наверное, от новостей, которые звучат, как боевые сводки... Под Донецком находят тайные захоронения. Там стояла украинская нацгвардия... Снаряд попадает в школу в День знаний и убивает учителя...
— Когда видишь, что натворили, страшно становится… Сколько отчаяния, сколько трагедии, слёз, крови, сколько горечи, сколько стонов. Лежат тысячи трупов невинных людей. И каждый из них… Попробуй, представь, что это ты или твой родственник! Да достаточно одного человека, чтобы сказать: да к чёртовой матери всё, лишь бы был мир! Даже когда человек уже убит, он ещё существует. Потому что мы, близкие его, поверить в это не можем, тоскуем по нему, привыкли, что этот человек ЕСТЬ... И как же можно отобрать у него жизнь?
Знаете, мне невыносимо слышать: хорошо, что убили столько-то «живой силы противника». Да мне страшно за каждого человека! У меня боль и за тех, и за этих. Всё-таки не Великая Отечественная война. Это другая война. Здесь брат убивает брата. Ясно, как божий день: это люди, это жертвы. Кто бы ни были они - украинцы, русские или другой национальности...
— Некоторые ваши коллеги говорят: в знак протеста не поедем теперь на Украину с гастролями…
— Как это возможно?! Вчера ты там снимался, играл там спектакль… (Пауза.) А сегодня ты ему враг, а он - тебе?! Глупо думать, что они все нас там ненавидят. На Украине сами между собой не могут разобраться! Там действует очень много тёмных сил… Идёт страшное информационное столкновение.
— Валентин Иосифович, мы рассорились на весь оставшийся век, получается?
— Необходима колоссальная мудрость. Нужно пожертвование во имя мира. Во имя людей, чтобы они не гибли. Надо договориться, даже если это кажется уже невозможным. Политика - вещь серьёзная. Когда не хватает ума, иные руководители думают: у меня есть сила, и я её сейчас применю. Страшные обстоятельства на Украине, нехорошие... Некрасиво, чтобы человек с человеком так поступал... Когда придут эти категории мудрости к людям, что подобного делать нельзя?! Мир общий, так всё устроено! А если человек нарушает закон мироздания, всегда последует наказание.
«Мы и не с этим справлялись!»
— А что вы скажете про экономическую удавку Запада в виде санкций?
— Мы и не с этим справлялись. Несмотря на то что на белое Штаты сказали чёрное, а чёрное назвали белым, многие государства выполняют, что им сказано... Понятно, они зависимы. И Украина в том числе. А иначе откуда у неё деньги на эту войну? Все повязаны. Но у нас от этого не должны руки трястись, нужна собранность. Сегодня важно поддержать свою Родину. Знаете, что значит для меня быть патриотом в этой ситуации? Не обманывать себя и других. Надо просто быть че-ло-ве-ком.
— Такое короткое определение?
— Это очень много на самом деле. Кто бы ты ни был - политик или человек любой другой профессии, - просто нужно быть порядочным. Добрым, справедливым. И делать каждый на своём месте всё возможное для Отечества, для людей. Помогать тому, кто потерял дом. Объединиться надо. Но сегодня, к сожалению, с этим проблемы. С добротой, с совестью плохо стало. Поэтому очень важно определить систему ценностей. И после этого вещи, которые казались важными, становятся мелкими и ненужными. То, что сегодня происходит, - это не пустяк. К этому давно шли. Это человечеству сигнал быть чище, справедливее.
Мы с вами начали разговор с настроения. Неспокойно сегодня жить. Но я знаю одно: я не предатель. Я живу здесь, и это моя земля. Я люблю её и никогда не предам. Это мой дом.