С 2011 по 2016 год российские школьники завоевали 184 медали на международных олимпиадах. Имена этих молодых, талантливых ребят мало кому известны, а ведь среди них наверняка есть те, кто, как Тейлор Рамон Уилсон, могут в 10 лет смоделировал ядерную бомбу, а в 14 - фузор (устройство, предназначенное для реакций ядерного синтеза). Или такие, как Таниш Мэттью Авраам, который в 4 года получил 99,9% по стандартизованному тесту IQ.
Почему-то о западных гениях, которые в 4 года играют на скрипке с оркестром, в 7 лет проводят первую операцию, а в 15, после окончания мединститута, увлекаются поиском лекарства от рака, мы знаем больше, чем о своих талантливых ребятах. Хотя, может, оно и к лучшему, потому что бремя публичности и завышенных ожиданий вынести может не каждый.
Помните талантливую девочку Нику Турбину? В 4 года она писала совсем взрослые стихи, в 9 выпустила поэтический сборник "Черновик", который перевели на 12 языков. Но, повзрослев, Ника так и не смогла справиться с трудностями социализации и найти себя во взрослом мире. Она выбросилась из окна, когда ей было всего 27.
Трагически рано прервалась жизнь гениальной юной художницы Нади Рушевой. К 17 годам, когда ее жизнь неожиданно оборвалась от кровоизлияния в мозг, она успела нарисовать 10 тысяч картин и принять участие в 16 персональных выставках.
В 1980-е газеты часто писали о Паше Коноплеве. В 3 года он научился читать и производить в уме сложные вычисления, в 5 лет самостоятельно научился играть на пианино, в 8 лет решал сложные физические задачи. В 15 был студентом московского вуза, в 18 - аспирантом. К сожалению, психика Паши не выдержала перегрузок - он попал в психиатрическую больницу, откуда так и не вышел. Умер от тромбоза легочной артерии, когда ему было всего 29 лет.
Судьба не щадит талантливых людей. Считается, что одаренные люди живут на 10-15 лет меньше. Нередко гениальность соседствует с такими недугами, как шизофрения, аутизм, нервные расстройства. Особенно нелегко тем, кто во взрослом возрасте не смог сохранить свое положение гения. Появился даже особый термин - синдром бывшего вундеркинда.
Умение думать - это хорошо, но целенаправленно думать - важнее
Хотя не все так печально. 10-летний Андрей Хлопин прославился в 2007 году, став самым молодым автором трех научных гипотез - "Третьей гипотезы происхождения пояса астероидов", "Фаэтон был обитаем", "Тунгусский метеорит - космический айсберг". Но детское увлечение астрономией прошло, сегодня Андрей учится на юриста. А свое имя в Книге Гиннесса использует, чтобы знакомиться с девушками.
Модное сегодня увлечение ранним развитием привело к тому, что маленькие гении растут почти в каждой семье. А их родители соревнуются, у кого ребенок раньше научится завязывать шнурки, читать или складывать трехзначные цифры в уме. Бесконечная гордость и зависть окружающих обеспечены. Вопрос только в том, нужно ли это ребенку?
Из первых уст
В 60-70-е годы Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины создали новаторскую систему раннего развития, о которой говорила вся страна. Но сделало ли такое воспитание детей счастливыми? Ответ на этот вопрос знают Юлия Никитина и Надежда Шершукова, дочь и внучка Никитиных.
Юлия Никитина: Родители всегда шли от детей, их интересов и возможностей. Слов "система воспитания" ни они, ни мы не употребляли. Они на интуитивном уровне предлагали новые условия жизни, в которых детям было хорошо. Те же холодовые процедуры, которые потом нашим родителям ставили в упрек, это была необходимость. Мы все были диатезниками, а это постоянные зуд и сыпь. Еще со старшим сыном они заметили, что в прохладной комнате ребенок лучше себя чувствует и перестает плакать. Так в нашей семье появилось закаливание. Папа был спортсменом и тренером. И да, он обращался с детьми чуть более активно, чем было принято, не перекладывал малыша с бока на бок, а протягивал руки, ребенок хватался за пальчики и поднимался сам. Также и с кубиками - они заметили, что детям интересно играть и они легко усваивают много информации.
Какую цель ставили перед собой ваши родители, растили из вас гениев?
Юлия Никитина: Такой цели точно не ставили. Скорее, была внутренняя задача раскрыть максимум способностей. Родители помогли нам найти себя. Они сами так жили. Папа был очень вдохновенный человек, умел радостно и увлеченно жить. Мама не уступала.
А как складывались ваши отношения со сверстниками?
Юлия Никитина: В дошкольном возрасте родители дали нам колоссальный запас знаний и заряд творчества и любознательности. Кажется, никто из нас до сих пор этот заряд не растерял. Нам всем семерым всегда все интересно. Благодаря этому мы очень легко учились. Я, например, почти никогда не делала уроки. И это, как потом выяснилось, было плохо. Когда приходишь в институт со стойким ощущением, что все легко дается, вдруг обнаруживаешь, что не все так просто.
И еще одна ошибка, которую уже не совершили с внуками, - мы все пошли в школу на год, два, а то и три раньше. Для папы было важно сэкономить наше время, чтобы мы не мучились в школе дольше, чем нужно. С интеллектуальной точки зрения время сэкономили, но в плане социализации нам это повредило. Очень сложно, когда тебе 7-9-12 лет, выстраивать отношения с одноклассниками, которые на несколько лет тебя старше. Не у всех из нас это получилось. Сегодня мы всем говорим - не надо отправлять ребенка в школу раньше времени, пусть развивается со сверстниками. Если чувствуете, что ребенок готов, лучше выберите сильное учебное заведение.
Надежда Шершукова: Меня в школу раньше не отправляли, и отношения с одноклассниками складывались отлично. Но была другая проблема, мне было так интересно дома, где были бабушка и дедушка, братья и сестры, постоянные игры и новые открытия, что мне всегда очень хотелось домой. Я даже уроки быстро делала, чтобы пообщаться, поиграть. Училась при этом очень легко, проблем не было ни в школе, ни в вузе. А их я окончила несколько, один из которых в Швейцарии, и все с отличием.
Надежда, у вас растет маленькая дочка, она играет в дедушкины игры?
Надежда Шершукова:Конечно. Вот сейчас сложила все задания из "Сложи квадрат", а ей всего 1,5 года. Я вижу, как страдают подружки-мамочки, делая уроки с детьми, и не хочу такого нам с дочкой. Мне учеба далась легко, потому что рано начала играть в кубики и читать.
Кем стали дети Никитиных?
Юлия Никитина: Очень разные специальности: инженер-электронщик, химик-экспериментатор, юрист, медик, телеоператор, журналист. Все профессионально состоялись. Но важнее то, что мы - счастливые мамы и папы. Внучки, став молодыми мамами, подтолкнули нас как бы заново вернуться к идеям Никитиных и переосмыслить их.
Надежда Шершукова: Расскажу про внуков. Один из моих двоюродных братьев стал математиком, доцентом, преподает в МГУ и ВШЭ, а ему чуть больше 30. Другой брат запускает спутники, руководит отделением в РКК "Энергия". У нас в семье есть и педагоги, и лингвисты, и врачи, нас уже 28 внуков. Я недавно поняла, все эти кубики, раннее развитие учат в первую очередь ставить перед собой задачи, четко их обрисовывать и решать. Умение думать - это, конечно, хорошо, но целенаправленно думать гораздо важнее.
Вы кто - гении, таланты...
Юлия Никитина: Я думаю, гениальность приходит с неба, она может быть реализована или нет, но от человека эта данность не зависит. Но в каждом человеке очень много всего разного заложено. И этому разному можно помочь раскрыться. А за счет раннего начала можно компенсировать то, что не дано. У меня, например, нет способностей к математике, но поскольку мы много занимались играми на развитие логического мышления, это компенсировало мой недостаток. Так называемое раннее развитие, как говорили наши родители, на самом деле - своевременное.