В редакцию "РГ" пришел человек с небольшим чемоданчиком. Руководитель проекта из Сколкова. В чемодане оказался спутник. Весом 10 килограммов. Пока никому не нужный. В этом тайном чемодане оказалась и большая проблема: почему во всем мире, включая не только США с Илоном Маском, но и Германию, Китай, более 30 частных компаний занимаются ракетно-космическим производством, а у нас государственно-частное партнерство в космической сфере все еще страдает от отсутствия законодательства?
Впрочем, о спутнике и его создателях речь еще впереди. А мы говорим о проблемах с советником главного конструктора одной из частных компаний Андреем Букреевым. Самую первую лицензию от космического ведомства он получил еще двадцать лет назад. А потому о терниях к звездам знает, что называется, изнутри.
Частный космос во всем мире находится под государственными интересами. Тот же Илон Маск объединил свою инициативу с государством. И государство, увидев его потенциал, поддержало разработки. Так, Маску дали доступ к двигателю разработки 1960-х годов, который он модернизировал. Обеспечили возможность использования космодромов и испытательных стендов.
В принципе у нас та же самая история. Ничего нового. Если говорить об инвестициях в рамках создания частных компаний, то, безусловно, эта составляющая важна. Но в первую очередь государство дает гарантии заказов на системные вещи.
Одна из основных сложностей, с которой сталкиваются космические стартапы в России, - это отсутствие испытательной базы.
Только один пример. Он очень показательный. Частная фирма, занимавшаяся разработкой сверхлегких ракет-носителей, не смогла договориться об использовании "государственных" стендов для испытания своего двигателя. Испытания все-таки состоялись - на необорудованной площадке. Все закончилось на четвертой секунде разрушением двигателя.
На чем могут реально сосредоточиться частники?
Андрей Букреев: Рынок в развитии космических услуг, технологий очень весомый. Космос - это межотраслевой высший уровень технологий. Он объединяет абсолютно все. Это спутники и разработка полезной нагрузки. Это сбор информации, каталогизация и утилизация космического мусора. Насколько это важно, всему миру показал пробой радиатора системы терморегулирования корабля "Союз МС-22", который сейчас готовят к спуску с орбиты без экипажа. Это и космический туризм как самая перспективная и прибыльная ниша отрасли.
Первую лицензию вам выдавал большой авторитет и один из самых системных профессионалов, возглавлявший тогда космическое ведомство. Это была серьезная поддержка?
Андрей Букреев: Конечно. Рядом были крупные промышленные предприятия. В первую очередь "верхний эшелон", который производит весь цикл номенклатуры ракетно-космической техники. И они были приоритетны в своих знаниях и специалистах. Но мы тогда нашли свою нишу - космические информационные системы. Здесь был пробел.
Начинали с нуля?
Андрей Букреев: У меня за плечами была очень хорошая инженерная школа в крупном машиностроительном предприятии. И мне повезло на наставников - крупных ученых в области космоса, академиков. Это Роальд Саввович Кремнев, Эрик Михайлович Галимов и Константин Александрович Победоносцев. Они создавали ракетно-космическую технику, стояли у запуска первого "Востока", проектировали луноходы и космические аппараты "Венера". Они учили видеть объективно суть разработки, перспективу ее и среднесрочную стратегию. Это очень важно.
В команду пришли молодые ученые, в том числе из Института прикладной математики им. Келдыша. Математики блестяще соединяли фундаментальную науку с инженерной мыслью. Пришли ученые, имеющие тридцатилетний опыт космических запусков, сопровождения нештатных ситуаций.
И какой продукт вы предложили?
Андрей Букреев: Мы разрабатывали программно-аналитические комплексы, аналогов которым тогда в стране не было. Имели возможность анализировать за считаные минуты до тысячи объектов. Все обрабатывалось в режиме реального времени.
Помните катастрофу Ту-154 над Черным морем? Украинские военные во время учений в Крыму сбили российский самолет. Расследователям нужно было оценить правомерность информации американцев, ссылающихся на данные своих спутников слежения. Не вдаваясь в подробности, скажу: справку мы подготовили за пять минут. Распечатали на простом принте. И с ней руководитель Центра контроля космического пространства поехал на Совбез. Мы дали объективную картину. После этого прецедента нас допустили к возможности давать аналитику по нештатным ситуациям.
А к госзаказу вас не допускали?
Андрей Букреев: Мы сами до него дошли. В нас поверили. Среди первых контрактов был расчет баллистики для космического аппарата с солнечным парусом в НПО Лавочкина. Мы рассчитали баллистико-навигационное проектирование спуска орбитальной станции "Мир" в Тихий океан. И в ЦУПе взяли за основу нашу методику. Позже помогали посадить космический аппарат на Марсе Европейскому космическому агентству: взяли контракт на 200 тысяч евро и рассчитали одну из программ методики посадки.
Создав программно-аппаратный комплекс и внедрив его в прикладные задачи по анализу космической обстановки, мы поняли, что нужно идти дальше. В железо. Создали суперкомпьютер на параллельных вычислениях. Открыли инженерный центр. К нам пришел потрясающий главный конструктор - Сергей Юрьевич Каменский. А это, могу точно сказать, самый ключевой момент в работе любой команды. Если есть "главный", понимающий системность сложнейшей космической задачи, он может разложить ее на период времени, на тактические вещи, поставить их разработчикам. В общем, мы получили такой результат, что нам дали разрешение войти в кооперацию с госструктурой.
Одно из наших изделий - весом в 160 тонн. Это наземный радиотехнический комплекс с зеркалом в 30 метров. Поставляем оборудование для космодрома Байконур - заменили аналоговое на цифровое. Оптические обсерватории делаем, сами купола льем.
Аналитики говорят: Илон Маск в какой-то мере упростил рынок космических услуг. Согласны?
Андрей Букреев: Я бы сказал так: он сделал его унифицированным, технологическим. Мы в этой части, скорее всего, отстали. В принятии решений по развитию космической техники и космических технологий у нас прежде чаще всего срабатывал слишком субъективный фактор. Хорошо, когда руководитель, к которому приходишь, сразу задает вопрос: где и как можно применить вашу разработку? Хуже, когда первый вопрос: от кого вы пришли?
Космическое производство - суперрискованный актив. Деньги нужны большие, а риски не меньше. Если не секрет, как финансируются частные разработки?
Андрей Букреев: Здесь могу говорить только за себя. Скажу честно: первоначально вся команда финансировалась из моих личных сбережений. Из других бизнесов, которые у меня были к тому времени. Кстати, ученые работали и у меня, и в Академии наук. Потому что они не могли уйти от фундаментальных исследований. Они люди не приземленные.
Я так понимаю, что конкурентов среди коллег-частников у вас не было?
Андрей Букреев: Конкуренция это всегда хорошо. Не случайно в 40-50-е годы, когда надо было срочно восстанавливать промышленность, одно системное решение поручали разрабатывать двум разным КБ. Кто быстрее какую школу сформирует. У каждого были свои мысли. И был естественный отбор - результат финальной продукции. Конечно, у нас очень большая отраслевая кооперация. Ключевые системные предприятия. Но они нередко оказываются неповоротливы: ограничены в фонде заработной платы, в определении задач. А частники мобильны.
Сейчас у нас консорциум из трех компаний, в каждой есть главные конструкторы по направлениям. Одно из них - система космического наблюдения Земли из космоса на основе гиперспектральной съемки. Это "химическое зрение". Специалистам не надо объяснять, какие возможности открывает эта технология. Кто-то ее даже назвал паранормальным явлением. У нас задел технологический для создания спутниковых систем не хуже, чем у Маска. Но у нас другие условия по микроэлектронике. Мы их решаем.
Теперь у частных фирм открывается второе дыхание?
Андрей Букреев: Безусловно. У многих есть отличные разработки, но они не могут с ними пробиться. Теперь такой шанс появляется. Мы возьмем на себя риски. Но на системные вещи заказчик - государство.
А у меня, знаете, какая есть своя маленькая мечта? Сделать и запустить с полезной нагрузкой спутник "Михалыч". Я обещал отцу. Он в семнадцать лет воевал, попал в последний призыв. Дошел до Варшавы, чуть не погиб. И мне важно, что спутник будет назван в его честь. Простого рязанского солдата. Что он попадет в "космическую команду", выполняющую такую нужную работу для людей. Реально ли это? Думаю, да. Одна из моих компаний имеет опыт участия в создании сорока космических аппаратов и нагрузки для них.
А под "Михалыча" нужно ракету делать?
Андрей Букреев: Нет. Это спутник 150 кг. Малый аппарат, который под капсулой кластером ставится. Такие спутники имеют четкие признаки унификации.
Глава "Роскосмоса" заявил о необходимости значительно увеличить выпуск российских спутников и сделать их унифицированными. Перейти от стапельной сборки к промышленной. Частники готовы подключиться?
Андрей Букреев: Давно готовы. Только нужно умно подойти к объединению государственных интересов и инициативы частного космоса. И тогда в совокупности страна получит самые уникальные технологии и разработки.
Ракурс
QR-код с орбиты
Итак, в редакцию "РГ" принесли спутник. Самый настоящий, только небольшой. Специалисты знают: несмотря на малые габариты, современные космические аппараты такого класса отличаются большой функциональностью: на них можно устанавливать практически все присущие "тяжеловесам" бортовые системы. Потому и область применения самая широкая - от образовательных программ до космических наблюдений.
А вот компания-резидент "Сколково" разработала совершенно уникальную технологию - визуальной передачи информации из космоса с помощью лазеров на спутнике. Но спутник должен работать не один, а в группе. Или, на языке ученых, рое из двадцати аппаратов.
- Технологическое решение состоит из спутника с электроракетным двигателем, системы лазерного проецирования из космоса, системы ориентации и стабилизации космического аппарата, а также собственных алгоритмов управления, - рассказывает руководитель коллектива Антон Оссовский.
Цель проекта - создание спутниковой системы проецирования изображений на ночном небе. Если совсем просто, то спутники, выведенные на орбиту высотой около 600 км, будут не только светить, но и передавать бинарный код с помощью мерцающих лазеров. Так будут "рисоваться" очертания, скажем, логотипа или слов. Своего рода пикселизированная картинка, которую можно "считать" камерой смартфона.
То есть созвездие станет работать как QR-код в космосе. По сути, первое "космическое медиа", которое невозможно заблокировать.
- Два тестовых спутника не будут формировать никакого изображения, а просто будут светиться как две самые яркие звезды на ночном небе, - говорят ученые. - Это шлифовка технологии. Насколько ярким должно быть созвездие, правильное расположение спутников, точность ориентации. Следующий этап - запуск всей спутниковой системы.
Через три года, отработав свое, аппараты сгорят в слоях земной атмосферы. Никакого космического мусора.
А не будут ли лазеры создавать помехи, влиять на безопасность полетов? - поинтересовался корреспондент "РГ".
Несмотря на то, что лазеры сфокусированы, луч света от них рассеивается на площадь около 20 км на поверхности Земли, - успокаивают разработчики. Так что летчики просто увидят еще одну звезду на ночном небе. И не более того.
Что и говорить, технически это очень сложный проект. Такого еще никто не делал. Потому, как честно признается Антон, до сих пор хватает тех, кто крутит у виска. Рассуждают: раз этого ни у кого еще не было, значит, нереально.
- Технически сложный, но решаемый, - убеждены изобретатели. А главное - новая технология расширяет границы возможного.
Мнение
Виктор Шутов, полковник Космических войск РФ, член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, кандидат экономических наук:
- Все начинается с законодательной базы. В 90-х годах была попытка сделать первый закон о коммерциализации в космической деятельности. Я входил в рабочую группу. Документ стоял в планах Госдумы, но дальше проекта не пошло. Так что надо начинать отсюда.
Для частного бизнеса очень важны государственные гарантии. В такой технологичной отрасли, как космос, - особенно. Надо срочно формировать законодательную базу.
Кстати, два года назад были парламентские слушания на тему коммерциализации космической деятельности. Обсуждались проблемы и перспективы. И тогда отмечалось, что подобное обсуждение проводится не впервые. Но, к сожалению, большинство правильных рекомендаций так и не были реализованы.
Космическая деятельность у нас традиционно закрытая, сильно зарегламентирована, а некоторые технические требования еще и загрифованы. Это понятно. Поэтому так важно найти эффективные формы государственно-частного партнерства.
В российском космосе нужны перемены. Таким изменением может быть переход на модель "двойной тяги" - государственное финансирование космических программ и частные инвестиции в космическую деятельность.
Создание нормативно-правовых условий, при которых частному капиталу будет выгодно вкладываться в космическую связь, ДЗЗ. Которые освободят госпрограмму от затрат на эти цели, а средства могут быть направлены на научные проекты по фундаментальному изучению космоса.
Кроме того, развитие новых направлений, например космического туризма, может финансироваться только частным капиталом. Сегодня организатором таких туров на МКС с использованием наших кораблей "Союз" является американская частная компания Space Adventures. "Роскосмос" - только технический исполнитель. Осуществив двадцать лет назад первый турполет и продолжая пользоваться услугами "Роскосмоса", компания не нашла путей развития российского космического туризма. Не стоит и ожидать. Но на рынок космического туризма агрессивно выходят и другие компании США, а Китай ставит задачу ускорить развитие этого направления. Вывод очевиден. России необходимо срочно создать национального оператора по космическому туризму.
Коммерциализация космической деятельности набирает обороты. Как говорится - назад дороги нет.
А как у них
Более 30 частных компаний в мире создают ракетно-космические комплексы для запусков космических аппаратов.
Китай
Четыре компании разрабатывают системы запусков малых спутников. Три года назад частная космическая индустрия получила около миллиарда долларов инвестиций. Больше всего средств инвестировано в компанию, создающую системы дистанционного зондирования Земли Changguang Satellite (объем 375 млн долларов).
Три компании, получившие 370 млн долларов, разрабатывают ракету-носитель легкого типа. А китайская компания China Aerospace Science and Industry Corporation разработала твердотопливную ракету-носитель для дешевого и быстрого одновременного запуска нескольких спутников.
Показательный факт: в 2021 году состоялся уже седьмой китайский коммерческий аэрокосмический форум, на котором было заявлено об ускоренном развитии космического туризма.
Германия
Частная компания Rocket Factory Augsburg тестирует многоразовую ракету REA One.
США
Компания MAXAR планирует запустить шесть спутников общей стоимостью 600 млн долларов. Еще один "частник" - Varda Space готовит к запуску спутник для производства материалов в космосе. А космические компании Blue Origin и Sierra Space объявили о создании на низкой околоземной орбите инновационного бизнес-парка Orbital Reef.