Кот расшифрован
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: ALEXEY ISAKOV. Elle
Мурчит, молчит, хвостом стучит. ВИЗЖИТ, как от боли, МЕТИТ обои. Это не загадки, а СИМПТОМЫ поведенческого расстройства. Кто такие ЗООПСИХОЛОГИ и как они «лечат» кошек и собак?
На самом деле первые тысячи лет сосуществования люди животных приручали, потом принуждали, дрессировали, но не воспитывали. Психология даже самых близких к нам животных — собак и кошек — оставалась вне наших интересов: это они должны нас слушаться, а не мы их понимать. Правда, в XX веке кошки с собаками стали уже не просто охранниками и экстерминаторами грызунов, а компаньонами, друзьями, членами семьи. Это в корне должно было поменять и характер взаимоотношений. Мало кто из нас выгонит из дома, например, младшего брата или даже мужа, просто потому что он играет в видеоигры и не заправляет постель (хотя и такое бывает).
Однако люди продолжают выкидывать на улицы, отдавать в приюты и усыплять животных, чье поведение их, людей, не устраивает. По словам Стивена Завистовски, научного консультанта Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными, от 10 до 15 процентов хозяев животных жалуются на проблемы с поведением питомцев. И нет никаких оснований предполагать, что в России дела обстоят хоть немного лучше. Во всяком случае в том, что касается собак, — в приютах их в среднем в десять раз больше, чем кошек. Оксана Дубинина, действительный член IAABC — Международной ассоциации консультантов по поведению животных и руководительница программы «ПовоДог» при фонде Олега Дерипаски «Вольное дело», объясняет, что зачастую проблема вообще исключительно на стороне хозяина: «Человек, выбирая породу, не вникает в ее предназначение и потребности или, забирая собаку из приюта, не слышит, о чем говорят опытные сотрудники. А потом пытается сделать из хаски «декорашку» с выгулом в 30 минут. А когда не получается, называет ее проблемной собакой».
Впрочем, добавляет Дубинина, у приютских собак, которых с каждым годом россияне берут все чаще, некоторые ментальные проблемы вполне предсказуемы: «Таким собакам, особенно тем, которые живут в приюте с совсем юного возраста, свойственны проблемы из-за отсутствия полноценной социализации в чувствительный для мозга период. В первую очередь это страхи». Автор статьи знает об этом не понаслышке — взятый два месяца назад в приюте пес, хоть и весит почти полцентнера, до сих пор панически боится детей и старушек. Было бы легче, будь собака породистой? Далеко не факт. Проблемы с ранней социализацией щенков встречаются и у недобросовестных заводчиков, сетует Дубинина: «Качество разведения сильно упало, в этом виноват в том числе и высокий спрос на дешевых породистых собак со «щенячьих ферм». В самом деле сложно рассчитывать на психическое здоровье щенка, живущего первые месяцы в условиях чудовищной тесноты и постоянной борьбы за место под солнцем. Но следом Оксана успокаивает: «Поведение собак в 95 % случаев поддается коррекции». Медикаментозной в том числе, но на самом деле больше воспитательной. Тем более что основные средства воздействия теперь не кнут и пряник, а игра и мотивация. Животное должно слушать вас не потому, что боится, а потому, что обожает. Но насколько это должно успокаивать владельцев кошек? Их психика в целом менее изучена. До недавних пор казалось, что и воспитать их невозможно. Лорен Финка, исследовательница кошек из британского университета Ноттингем Трент, видит решение проблемы в том, чтобы как можно лучше свою кошку узнать. Собственно, она написала об этом целую книгу, которая называется «Личностный тест кошки: как хорошо вы знаете своего питомца?» Да, кошки не так хорошо поддаются воспитанию, как собаки, однако они замечательно адаптируются к окружающей среде — значит, их поведение можно корректировать опосредованно, меняя среду, в которой они живут. Но возможно, без специалиста по поведению кошачьих вы все равно не обойдетесь, просто потому, что не будете знать причину деструктивного поведения. А кошачий психолог разберется, ведь кошки обладают огромным диапазоном четких и однозначных пластических и звуковых сигналов, которые надо лишь научиться понимать. Помочь вам увидеть в злодейке, зловредно метящей тапки, животное, переживающее, например, из-за недостатка внимания, и есть основная задача зоо психолога. Оксана Дубинина подтверждает: «Главная наша функция — научить владельца взаимодействовать с животным. Поэтому при выборе специалиста я бы обратила внимание на способность обучать людей». Мы живем с кошками и собаками уже десятки тысяч лет. Пора бы уже чему-то научиться. ■
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.