Часто говорят: «Она такая обидчивая», не подозревая, что обидчивость – это совсем не особенность личности или черта характера, а эмоция, с которой знакомы все. Просто один человек склонен к ней в большей степени, другой – в меньшей. Но во всех случаях обида – эмоция «выученная», социальная. Она не врождённая и отличается от базовых эмоций, которые есть у животных.
Чувство обиды, как и чувство вины, стыда, может испытывать только человек: он «научается» этому в процессе социального и личностного развития.
Ребёнок уже в 4 года может очень явно демонстрировать свою обиду. Таким образом он пытается эмоционально окрасить тот «ущерб», который нанесло ему какое-либо действие или бездействие окружающих. Обида всегда эмоционально заряжена и может быть направлена только на человека. Невозможно обидеться на неодушевлённый предмет – например, на машину, которая не заводится, на то, что тебя лично не касается. Всё нехорошее в этом случае мы просто забываем.
А вот если что-то плохое сделал нам человек, обида, как красный маркер, отмечает в мозге, что этот человек не оправдал наших ожиданий, что с ним не надо иметь больше никаких дел. Обида в данном случае – своего рода обучающая программа, предназначенная для того, чтобы скорректировать и даже пересмотреть некоторые взгляды на людей и даже на жизнь. Формально это можно считать главным предназначением обиды, правильным способом её «применения». Но многое меняется, если в круговорот этой эмоции попадают очень близкие люди.
Если тот, на кого обижаются, чуток и эмпатичен, на него это действует! Обида становится реальным инструментом манипуляций.
Обида – вина
Это как два конца одной палки, направленной прежде всего на своих. Большая часть обид касается именно близких и родственных связей. На чужих обижаться бесполезно, это их не заденет, разве что вам принесут формальные извинения. А вот эмоциональное состояние близких всегда важно и значимо. Те, на кого обижаются, чувствуют вину из-за того, что родной человек переживает. Становится неловко, некомфортно, хочется сделать всё, чтобы на тебя перестали обижаться. А тот, кто обиделся, понимает, что обиду можно транслировать во вне и близкие на неё реагируют. С помощью своей обиды обиженный пытается скорректировать поведение другого, добиться того, что его больше устраивает, требовать повышенного внимания. И если тот, на кого обижаются, чуток и эмпатичен, на него это действует! Обида становится реальным инструментом манипуляций.
Есть люди, на которых можно очень долго «навешивать» обиды, но большинству неприятно, когда постоянно давят на чувство вины. Через какое-то время они просто перестают по этому поводу переживать. Мощный инструмент под названием «Обида» тупится и перестаёт работать. Человек, на которого обижаются, отдаляется, ему становится всё равно. Обида больше не мотивирует к общению, перестаёт задевать, а начинает утомлять. Чувство вины тоже пропадает, поскольку не может длиться бесконечно долго. Казалось бы, в этот момент крепкая цепочка эмоций «обида – вина» должна нарушиться, порваться. Но так бывает, увы, не всегда.
Переступить через обиды
Иногда обида переходит в так называемый самоудерживающийся цикл, когда человек отрывается от реальности и постоянно транслирует свою обиду на весь мир, несмотря на то, что на неё уже никто не реагирует. Это патологическое состояние, которое ведёт к психосоматическим расстройствам и плохо влияет на самочувствие и взаимоотношения с близкими людьми. В этой ситуации тому, на кого обижаются, ни в коем случае нельзя пытаться оправдываться, это только ухудшит положение дел.
Важно понять, есть ли в основе обиды какое-то предметное содержание: недоразумение, которое можно решить, или недопонимание, в котором можно разобраться. Если ситуация никак не разрешается и длительные обиды не предметны, а обусловлены состоянием человека, которому удобно манипулировать вашим чувством вины, эту связь необходимо разрывать. Забудьте о чувстве вины, дайте понять «обиженному», что его обиды больше не работают, что это его проблемы, которые не касаются окружающих.
Вырастет ли ребёнок патологически обидчивым, во многом зависит от реакций родителей на его первые обиды. Если малыш пытается «наныть» игрушку или добиться своего с помощью плача – это проявление пассивно-агрессивного поведения, которое нельзя поощрять. Важно научить его формулировать свои желания без агрессии, обид и манипуляций.
Разочаровался, ожидал большего, надеялся зря – всё это личные переживания, которые даны для «научения», чтобы скорректировать свои взгляды, сделать какие-то выводы, принять конкретные решения. Это очень не просто: представления человека о том, что он должен и что ему должны, как может что-то складываться, очень причудливы и часто непредсказуемы. Есть личностные особенности, которые подчас затрудняют взаимо действие людей, а порой де -лают их просто невозможными. Но всё это не повод прибегать к такой форме агрессии, как обида.
Обиды токсичны не только для тех, на кого они направлены. Не меньше страдают сами обиженные. Трудно представить, что кто-то хотел бы постоянно чувствовать головную боль. А обиженный держит в себе, пестует и лелеет эмоцию, которая только ухудшает его самочувствие, портит жизнь. Ему всё время плохо. И чтобы вынырнуть из этого состояния, важно найти силы и признаться себе: «Твоя обида никого не волнует, ни на что не влияет. Она неэффективна. Ты стреляешь себе в ногу».
У некоторых это получается. Другим нужна помощь специалиста, который постепенно помогает разобраться в своих обидах, не обижаться на то, что не стоит обид. Но инструкций, как не обижаться, не существует. Каждый человек, и с помощью профессионалов, должен «придумать» это сам!
Хозяева собак и кошек часто принимают за обиду своего питомца банальное агрессивное поведение в ответ на какое-то действие хозяина. Но самое умное животное может пугаться, злиться, но не может обидеться, потому что обида – это не базовая, а «выученная» эмоция.