Не знаю, как вы, а моя семья на кризисе уже неплохо сэкономила. Это не так сложно, как кажется.
Есть у нас такая буржуйская привычка — каждые новогодние каникулы всей семьей ездить кататься на горных лыжах. Предыдущие два года это была Австрия, но еще прошлой зимой, до всяких кризисов, мы решили, что больше туда ни ногой. Да, склоны хорошие, да, все безотказно работает, но спускаешься вниз — а там мокрый асфальт, ни грамма снега, вечером все закрыто, кухня однообразная, люди занудные. Мертвое царство адской европейской скуки и никакого тебе душевного контакта.
Если бы не кризис, мы бы, наверное, решили попробовать Италию, Францию или Андорру, где в общем-то все то же самое. Но скачок евро снизил нашу покупательскую способность в полтора раза и заставил всерьез заняться изучением географии. Оказалось, что планета Земля очень велика и на ней есть много прекрасных гор, которые крупные туроператоры пока не желают замечать. На лыжах можно неплохо покататься в Грузии, Сербии, Боснии, Казахстане, Киргизии, Украине, Армении, Монголии, Азербайджане, Таджикистане, Иране и даже, вы не поверите, в России. Помимо раскрученного Кавказа, у нас есть Горная Шория, Алтай, Хибины, Саяны, Урал — около сотни лыжных курортов, среди которых десятки — вполне приличного уровня.
К сожалению, кризис случился поздновато — на эти направления уже не было дешевых билетов и удобных вариантов размещения. Пришлось обратить внимание на страны второго и третьего мира. Я был двумя руками за иранский Дизин, но супруга забоялась, что воинствующие исламисты до чего-нибудь докопаются и насмерть закидают ее снежками. Неплохое место украинский Букавель — но тут уже и вправду слишком велика вероятность нарваться на хамство. В какой-то момент мы забронировали отель в грузинском Гудаури: хорошие трассы, можно сгонять в Тбилиси. Но потом решили припасти Грузию на майские праздники — говорят, в это время там красивей. В итоге мы оказались в Боснии. Горнолыжный курорт Яхорина — то самое место, где в 1984 году проходила зимняя олимпиада в Сараево. Прекрасные склоны, душевные люди, прямо за окном зимняя сказка, ски-пасс 15 евро в день вместо австрийских 40, двухкомнатные апартаменты с камином 60 евро в сутки на троих, плотный обед без алкоголя 5-6 евро, а надоело кататься — рядом удивительный город Сараево, чуть подальше — Мостар, Яйце, Мокра гора, Дубровник. Эхо войны, конечно, все еще мечется в этих горах, но оно никак не касается вопросов безопасности, а скорее наоборот — является бонусом в виде наглядных исторических знаний, которые совсем не помешает иметь в наше непростое время.
В результате на новогодний отдых в этом году мы потратили в два раза меньше денег, чем в прошлом — причем в рублях, а не евро. Спасибо кризису.
Вы, наверное, уже складываете в уме гневный комментарий: «Автор — оторвавшийся от жизни пижон! Тут у людей на новогодний стол денег едва хватает, а он нам про ски-пассы рассказывает!» Ну, хорошо, давайте расскажу про что-нибудь другое.
Например, про моего соседа по дому, который с приходом кризиса отказался от абонемента в фитнес-клуб, стал бесплатно бегать по лесу на лыжах и пришел к выводу, что это гораздо интересней и полезней. Например, про одну мою коллегу, которая и так живет совсем не богато, но этой осенью вдруг осознала, что время — тоже деньги, причем вполне приличные, а главный пожиратель времени — это соцсети. В результате она отказалась от «Фейсбука», «Твиттера», «Одноклассников», оставила лишь ЖЖ и «Вконтакте» (чтобы музыку слушать) и теперь зарабатывает в полтора раза больше.
А вот вам антикризисная история от Петра Шкуматова, координатора общественного движения «Синие ведерки». С тех пор как рубль вошел в зону жесткой турбулентности, расходы его семьи на продукты выросли на 4 тысячи рублей. Ужас-ужас-ужас! Но странный Шкуматов воспринял это событие как возможность наконец-то улучшить качество жизни. Во-первых, он просто взял и бросил курить (6 тысяч рублей экономии плюс бесценное здоровье). А во-вторых, наконец-то сделал то, что давно собирался, да как-то руки не доходили — перетащил свой сайт с немецкого сервера на российское облако (еще 4 тысячи высвободившихся рублей). Итого — дополнительные доходы превысили непредвиденные расходы в 2,5 раза. Спасибо кризису.
Конечно, радоваться экономическим потрясениям глупо. Бросить курить, пить и дурью маяться можно при любом курсе рубля. Но раз уж случаются в нашей жизни огорчения непреодолимой силы, то лучше обратить их себе на пользу: оптимизировать расходы, гармонизировать образ жизни, а если дело примет совсем дурной оборот и ты окажешься безработным — всерьез задуматься о больших переменах.
Тем ли ты занимался все эти годы? По своей ли дорожке шел? В журнале «Русский репортер», где я работаю, мы очень любим писать истории успеха. Так вот, каждый второй герой таких историй начинает свой рассказ с того, как его уволили с работы. И сквозь смех добавляет, что в тот момент он был готов подсыпать этим людям пургена в коньяк, а теперь — страшно им благодарен.
По старой постсоветской привычке мы привыкли думать, что качество жизни прямо пропорционально курсу рубля, его покупательской способности и нашим денежным доходам. Но не нужно иметь философского образования, чтобы разглядеть очевидное: все, что свыше минимального достатка, может как украсить жизнь, так и сделать ее невыносимой. Деньги — это всего лишь ресурс, причем не самый эффективный. Есть и другие средства улучшить нашу жизнь. Например, социальные связи. Вот, кстати, еще одна антикризисная история. Есть у меня один не в меру ответственный товарищ. В детстве начитался книжек о том, что человек — сам кузнец своего счастья. В юности продолжил эту тему историями о «селфмейдменах», которые в одиночку своротили горы, но добились своего. В результате всю первую половину жизни этот товарищ упирался рогом, кое-чего достиг, но последние десять лет топтался на месте, а потом и вовсе стал выдыхаться. Потеряв работу, он оглянулся вокруг, вспомнил про друзей, расширил круг общения — и обнаружил вокруг себя возможности, о которых раньше даже не подозревал. Теперь они с одним школьным приятелем начинают бизнес, причем под конкретного заказчика, которым стал другой школьный приятель.
Кризис — это время быть слабым. Но если грамотно этой слабостью распорядиться, то выяснится удивительная вещь. Оказывается, слово «увольнение» происходит от слова «воля». Оказывается. все предыдущие годы твоя сила шла на сдерживание собственных способностей.
Ты был сам себе вертухай, ты потратил кучу энергии, чтобы обнести свое собственное сознание колючей проволокой, поставить по периметру вышки, развесить плакаты с лозунгом «Ай-ай-ай!» и во имя стабильности заниматься монотонным изготовлением рукавичек. Ты вырыл огромную яму, чтобы зарыть данный тебе талант и надежно скрыл серебро Господина своего. Но теперь стены рухнули, колючки осыпались, плакаты потускнели. Ты стал слабым и свободным. Это, конечно, невыносимо. Но, возможно, у тебя в руках последний шанс сделать именно творческую свободу источником благополучия. Вложить, наконец, данный тебе талант в дело, дабы тот, кто его тебе доверил, получил бы свое с прибылью.
Вот еще одна антикризисная история. Есть такой человек — Евгений Ломизе. Сейчас он один из топ-менеджеров Яндекса, человек, который создал в этой компании сервис Директ — главный инструмент монетизации интернет-поиска. Иными словами, не было бы Жени Ломизе, не факт, что Яндекс выстоял бы в борьбе с Гуглом. Так вот — в 1998 году этот сорокалетний человек с двумя высшими образованиями сидел дома с шишом в кармане и пытался смириться с собственным лузерством. Смирившись, он окончательно успокоился, сел за стол и занялся тем, чего ему в тот момент действительно хотелось, — чисто для души стал переводить с латыни трактат «О нравах, образе жизни и нечестии турок» Георгия Венгерского. А в свободное время Женя Ломизе встречался с такими же бестолковыми людьми, которые могли чем-то помочь ему в этом достойном, но бесплатном труде.
Спустя месяц его работа нашла его сама. И так будет с каждым, кто просто занят своим делом.
Жаль только, что перевод уникального литературного и этнографического памятника XV века снова переносится на неопределенный срок.