В России могут быть запущены дополнительные системы контроля качества молочной продукции. Эксперты пока видят лишь один эффект от их введения – подорожание товаров. Но снизится ли при этом количество фальсификата? И уменьшилась ли доля подделок после того, как вступили в силу другие законы, направленные на борьбу с ними?
Первый выбранный нами небольшой супермаркет экономкласса. На полке с молочной продукцией весь товар стоит вперемешку. Отдельного прилавка для продуктов с заменителями животного жира нет. Приходится внимательно присматриваться к ценникам: искать на них аббревиатуры «БЗМЖ» и «СЗМЖ», расшифровывать в уме (без заменителей молочного жира или содержит заменители молочного жира). «Почему хотя бы не расставить продукты на разные стороны полки: направо – натуральное молочное, налево – с заменителями?» – задаём вопрос. Продавцы делают вид, что не слышат.
Следующий магазин – здорового питания. Здесь информирование более понятное: над полками, где стоят молоко и молочные продукты, висит табличка, сообщающая, что здесь представлена продукция без заменителей молочного жира. Но удобно это только для особенно внимательных покупателей – бумажку, которая находится выше уровня глаз, заметить сложно.
Теперь отправляемся в магазин премиум-сегмента. Для молочных продуктов здесь отведены отдельные холодильники, на которых крупными буквами написано: «Продукты без заменителей молочного жира» и «Продукты с заменителями молочного жира». Беру с полки «без заменителей» сырок и читаю состав: «Молоко обезжиренное, ЗМЖ (заменитель молочного жира), яичный порошок и т. д.». Несколько соседних продуктов такие же – «растительные», а «выдают себя» за молочные. Получается, что здесь броская маркировка полок не только не помогает, но ещё и вводит покупателей в заблуждение: обещают одно, а положили на эти полки совсем другое!
И последний в нашем «инспекционном списке» – магазин класса масс-маркет, один из самых популярных в стране. Здесь вообще нет никаких обозначений – ни на ценнике, ни на прилавке, ни в чеке. На вопрос, как же так, администратор зала закатывает глаза: «Вы покупать что-то будете или так, поговорить пришли?»
С нашими выводами – что магазины не торопятся этот закон исполнять – согласны и честные производители. «Государство вроде старается бороться с фальсификатом, заставили вот писать вместо «молоко» «молокосодержащий продукт». Но вы много видели таких полок в магазине? – замечает председатель СПК «Коелгинское» Челябинской обл. Анатолий Шундеев. – Как говорил ещё Карамзин, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Лобби молокопереработчиков настолько сильное, что они блокируют или саботируют любые нормативные акты, которые касаются качества. Потому что им важна прибыль. Стоит им развести порошок с водой – прибыль уже больше. Если добавить молочный жир и белок – ещё больше! А если жиры животного происхождения – прибыли фантастические! К тому же, пока не вырастет уровень доходов населения, любые потуги государства поставить заслон фальсификату бессмысленны. Литр честного молока должен стоить минимум 70–80 руб. Всё, что дешевле, – фальсификат. Но вы вынуждены его пить, потому что ваши доходы не позволяют вам покупать более дорогую продукцию».
А КАК У НИХ?
В Германии полномочия контрольно-надзорного органа переданы общественной организации, которая не зависит от государства. Она проверяет продукцию без предупреждения. А выявление фальсификата разорит компанию-производителя. Такие карательные меры будут работать!
Мнение эксперта
Председатель регионального отделения Объединения потребителей России в г. Москве Наталья Старостина:
– Любая хорошая инициатива должна прорабатываться детально. Пока же получается следующее: закон вышел, но многие магазины подошли к его исполнению формально – мелкими буквами пишут в углу ценников, что продукт с заменителем молочного жира. Да, буква закона соблюдена, но потребителям от этого не легче – эта информация мало кому заметна и понятна. Добросовестные продавцы делают большие таблички, но их крайне мало. Хотя, по задумке законотворцев, это должно сразу бросаться в глаза, чтобы потребитель мог различать, где стоит натуральная продукция, а где нет, в идеале натуральным продуктам должны выделяться отдельные полки. Да и потребитель не обязан обладать специальными знаниями в производстве молока, он должен иметь возможность купить то, что хочет, а не одно под маской другого.
Уже сейчас магазины штрафуют за несоблюдение правил, но штрафы очень маленькие, и магазинам легче их заплатить, нежели обустраивать полки и терять выручку из-за снижения продаж продуктов с заменителями жира. За исполнение этого закона ответственен Роспотребнадзор. Если столкнулись с нарушениями, обращаться нужно в территориальное управление ведомства или на «горячую линию» 8-800-555-49-43. P. S. Предоставить комментарий для материала ведомство не смогло.
Пальмовое масло потеснил говяжий жир
За последнее десятилетие произошла глобальная перестройка рынка молочных продуктов. Если в СССР выпускали простую молочку – молоко, кефир, творог с простым составом и минимумом добавок, то теперь производство кефира и молока год от года падает. Зато растёт производство составных молочных (и молокосодержащих) продуктов – творожков, коктейлей, йогуртов, пудингов и др. Крупные производители прекрасно понимают: накрутка на многосоставной молочке куда выше, чем на молоке и кефире. Как правило, в таких сложных молочных продуктах ещё и высокое содержание сахара – это уже не полезная молочка, а высококалорийный и потому вредный десерт.
24% фальши
Но высокое содержание сахара не самая большая беда. Самой острой по-прежнему остаётся проблема подделок. По данным Россельхознадзора за 2018–2019 гг., доля фальсификата в России достигает 24%. Цеха с поддельными молочными продуктами закрывают по стране ежемесячно. На днях «накрыли» поддельщиков в подмосковном Ступине: они разливали якобы сгущёнку.
В список регионов, уровень фальсификата в которых наиболее высок, входят Астраханская, Мурманская и Ленинградская области, Камчатский, Забайкальский и Хабаровский края... На Сахалине Россельхознадзор провёл проверку 10 партий молочной продукции, и все оказались фальсифицированными!
Рецепты подделок молочных продуктов горе-производители совершенствуют с завидным упорством. Для густоты в сметану, например, кладут крахмал, но это, пожалуй, самое безобидное. Мы уже, можно сказать, привыкли, что дешёвые заменители молочного жира изготавливают на базе технического пальмового масла. «Оно отличается от качественного тем, что не очищено, содержит токсичные примеси, – рассказывает кандидат тех. наук, завлабораторией технологии молочно-белковых концентратов, пищевых добавок и производства продуктов на их основе ВНИИ молочной промышленности Евгения Агаркова. – Но сейчас возникли новые форматы фальсификации – в молочные продукты стали добавлять говяжьи жиры, на рынке они появились в огромных количествах. В лучшем случае это животный жир хорошего качества, дезодорированный. Его наличие в составе поймать очень сложно. Кроме того, есть разрешённые техрегламентом на молоко и молочную продукцию стабилизаторы и добавки. Но, если они добавлены в продукт, а на этикетке не указаны, это тоже фальсификация!»
«В 90-е гг. вывод на рынок «творожного», «сметанного» и иного продукта промышленность объяснила необходимостью предложить покупателям товар по более низкой стоимости, – объясняет исполнительный директор Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции Александр Бражко. – Вот только покупателям при этом забыли рассказать, что «сметанка», внешне похожая на сметану, не является такой же полезной для здоровья. Частичная замена в традиционных молочных продуктах жира и белка позволила значительно снизить себестоимость производства. Но экономия не досталась потребителям, а «растворилась» в карманах иных лиц. И отказываться от таких прибылей производители не готовы».
Анализируй это... сам?
Хорошим решением для потребителей было бы изобретение портативного тестера, подобного нитратомеру, – чтобы прямо у прилавка проверять молочку на антибиотики, наличие заменителей жира и химвещества. «Это возможно только отчасти, – объясняет Евгения Агаркова. – Методов анализа очень много, существуют и экспресс-методы, но с их помощью можно посмотреть основной состав: жир, белок и т. д. Подобный тестер, по идее, можно было бы создать для потребителя. Но выявление растительных жиров – метод очень сложный и выполняется только в специальных лабораториях».
Молочные продукты – путь к старости?
А вообще молоко полезно или нет? В последние годы высказывались самые разные мнения на эту тему. Где правда?
Большинство учёных сегодня придерживаются следующей точки зрения: коровье молоко скорее вредно, а вот сыр, творог и многие кисломолочные продукты из него полезны. На первый взгляд это кажется парадоксальным. Но дело в том, что в процессе ферментации молока и превращения его в кисломолочные продукты (йогурт, кефир, простокваша, сметана и т. д.), а также в творог и сыр разрушается лактоза – молочный сахар. Именно с ней связывали главные вредные эффекты молока. Одновременно в кисломолочных продуктах накапливаются полезные бактерии и грибки, придающие им свойства пробиотиков.
Но есть и другой взгляд. Появляется всё больше данных о том, что при регулярном потреблении может быть вредно не только молоко, но и продукты из него.
«К сожалению, многие серьёзные исследования показывают, что молоко и молочные продукты содержат не только полезные компоненты, но и вредные – впрочем, как и любые продукты питания, – говорит биогеронтолог, докт. биол. наук Алексей Москалёв. – Например, все знают о непереносимости молочного сахара лактозы. Это происходит из-за недостатка фермента, его расщепляющего. Но при этом мало кому известно, что в составе лактозы есть весьма вредное вещество – галактоза. Если употреблять её регулярно, она вызывает дисфункцию митохондрий (это энергетические станции в наших клетках), способствует развитию воспаления в организме, провоцирует окислительный стресс, негативно влияет на метаболизм в мозге. Именно галактоза применяется в экспериментах на животных, для того чтобы вызвать ускоренное старение мозга. Больше всего её в цельном молоке, но в меньших дозах она присутствует и в кисломолочных продуктах.
Другая проблема – присутствие в молочных продуктах в большом количестве метионина и таких аминокислот, как лейцин, изолейцин и валин. Они незаменимые, не синтезируются в нашем организме и поэтому должны регулярно поступать с пищей. Но, оказавшись в избытке, они также активизируют процессы старения и даже помогают росту уже имеющихся злокачественных клеток. Механизмы этого процесса достаточно сложны, однако изучены специалистами. Кроме коровьего молока и продуктов из него этих аминокислот много в мясе, яйцах, птице, рыбе. Поэтому лучше не употреблять эти продукты каждый день и стремиться к тому, чтобы в рацион входило значительное количество овощей, бобовых, орехов и цельнозерновых. В растительных продуктах незаменимых аминокислот мало, но сбалансированное питание обеспечивает достаточное их количество».
Преступление без наказания
С чего же начать, чтобы количество фальсификата на полках магазинов уменьшилось радикально?
Николай Дегтярёв, глава Воронежского регионального общественного движения «Качество нашей жизни»:
Начать нужно с введения ответственности чиновников за свою работу. Тогда, уверен, всё наладится. Сейчас же в наших чиновничьих структурах никто ни за что не отвечает. На кого возложена ответственность за качество продуктов и их безопасность? Не знаете?! Я тоже! У нас, например, есть Департамент предпринимательства и торговли, они пишут планы, делают по ним отчёты. Работа кипит. Но какая? Они обязаны следить в том числе и за тем, нарушаются ли права потребителя, но этим никто не занимается.
Ещё одна обязанность чиновников – формирование местной торговли. Но рынок заполонили крупные межрегиональные сети, которые поставляют нам всё, что им угодно (вернее, выгодно), – и никакого контроля. Местную продукцию в этих сетевых магазинах не найти днём с огнём. И так по всей России. Если бы за то, что населению систематически продают разную дрянь, сняли с должности министра торговли, губернатора, руководителя департамента, вновь пришедшие на эту должность старались бы добиться порядка.
Обязательное требование – вернуть Роспотребнадзору полномочия прежнего Санэпиднадзора. Сейчас этой службе запрещено внепланово проверять и изымать продукцию, если не произошёл несчастный случай или массово не заболели люди. А плановые проверки производителей и торговых организаций они могут проводить раз в три года, причём должны уведомить проверяемого за год, когда именно нагрянут с проверкой. Конечно, к этому времени можно устранить все нарушения. Да и продавцы у нас не отвечают за качество продукции. Хотя в ст. 4 закона «О защите прав потребителей» чётко сказано, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует установленным требованиям.
Нужно, чтобы наказание было серьёзным и неотвратимым: за производство и реализацию нестандартной продукции, а тем более за фальсификат – большие штрафы или закрытие, чтобы другим неповадно было. А у нас пока так. Курскому молочному заводу за фальсифицированное масло уже приостанавливали действие деклараций на производство определённых продуктов, но он продолжает работать. Россельхознадзор подал на него в суд. И что? Суд наказал завод очень «жёстко» – оштрафовал, и вовсе не на миллионы рублей. Так кто же побоится гнать фальсификат, если суд выносит такие решения?
Что же делать в этой ситуации нам, потребителям? Первое: повышать свою потребительскую грамотность. Второе: не покупать продукты где попало, особенно в палатках, киосках и т. п., где нет элементарных условий для личной гигиены продавца. Не покупайте товар, у которого на этикетке ничего не рассмотреть. И не прощайте, если продукт оказался некачественным. Нужно не просто выбросить плохую колбасу, масло, творог, а добиться в магазине их замены, сообщить об этом в департамент по торговле, в общественную организацию, СМИ. Мы должны научиться защищать свои права.