Коронавирус с нами уже год, а лечат его по-прежнему вразнобой. В Москве, например, врачи районных поликлиник даже при легкой форме нередко сразу советуют пить антибиотики и противомалярийные лекарства. В то время как Минздрав на каждом шагу напоминает, что антибактериальные препараты при ковиде не нужны (за редким исключением осложнений у больных, в основном оказавшихся на ИВЛ). В соцсетях обсуждают, когда принимать антикоагулянты, гормональные противовоспалительные препараты и противовирусные на основе фавипиравира... Мы попросили проанализировать результаты антиковидных исследований заслуженного врача России, ведущего научного редактора сервиса Vrachu. ru Михаила Кагана.
- При выборе подходов и конкретных препаратов для лечения пациентов с COVID-19 важно исходить из того, что в протекании болезни выделяют две стадии, - отмечает доктор Каган. - Первая - репликация (размножение) вируса. Вторая - стадия гипервоспаления, которую часто ассоциируют с цитокиновым штормом. На первой стадии вирус активно размножается в дыхательных путях. В ответ организм запускает механизмы сначала врожденного, а затем и адаптивного иммунитета, то есть направленного на конкретного врага. К счастью, у большинства людей такого иммунного ответа оказывается достаточно, чтобы взять болезнь под контроль. Но у части пациентов - примерно у 15 - 20% - инфекция переходит во вторую стадию. На этом этапе развиваются патологические иммунные реакции, приводящие к чрезмерному системному воспалению. - На разных стадиях нужно применять различное лечение, - подчеркивает Михаил Каган. - На первом этапе силы должны быть направлены в основном на подавление активности вируса. На второй стадии главной задачей становится спасение пациента от его собственного иммунитета. Для этого применяется патогенетическая терапия: препараты для остановки патологического воспаления, профилактики образования тромбов и т. д. Препараты, которые нужны на второй стадии, за редким исключением будут бесполезны и даже вредны, если применять их в первую неделю болезни. Тогда воздействие на собственную иммунную систему будет только на руку вирусу!
ПОИСКИ «ВОЛШЕБНОЙ ТАБЛЕТКИ»
- Сразу после осознания опасности новой коронавирусной инфекции начались попытки создать эффективное средство воздействия на вирус, - рассказывает Михаил Каган. - Периодически появлялись обнадеживающие сообщения о том или ином препарате. Но «волшебной таб летки» не создано до сих пор. Сложность противовирусной терапии еще и в том, что максимального эффекта от нее можно ожидать только при раннем старте. То есть когда размножение вируса только начинается и вирусная нагрузка не достигла максимума. При ковиде это, как правило, несколько первых суток после появления симптомов.
- Но нужно учитывать, что каждый из противовирусных препаратов обладает побочными действиями, порой достаточно существенными, - отмечает врач. - И на практике очень непросто в первые дни болезни принять решение о назначении противовирусной терапии конкретному пациенту (ведь не исключено, что иммунитет человека и сам справится с болезнью на первой стадии. - Ред.).
ТРИ ГЛАВНЫХ РЕЦЕПТА
- Пока Национальный институт здоровья (США) в качестве лечения, направленного непосредственно на сам вирус, предлагает использовать только три средства, - поясняет наш эксперт. Это:
➥ ремдесивир, разработанный изначально для лечения лихорадки Эбола и гепатита С (применяется только в стационарных условиях, в России создан дженерик - аналог этого препарата),
➥ плазма переболевших COVID-19 пациентов, содержащая антитела,
➥ моноклональные антитела противовирусного действия (то есть антитела, культивированные в лаборатории). - Данные об эффективности ремдесивира неоднозначны, - говорит Михаил Каган. - В промежуточном отчете спонсируемого ВОЗ международного исследования SOLIDARITY с участием более 12 000 госпитализированных пациентов в 500 центрах этот препарат не снизил смертность в первые 28 дней болезни. Другое многонациональное исследование с участием более 1000 госпитализированных пациентов также не показало снижения общей смертности. При этом наблюдалось незначительное снижение смертности среди больных, которым требовалась кислородная поддержка.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ПЛАЗМЫ
- Плазма переболевших с высоким титром нейтрализующих антител к SARS-CoV-2 сегодня выступает экспериментальной терапией, направленной на снижение тяжести COVID-19, - рассказывает эксперт. - За рубежом такую плазму можно применять для госпитализированных пациентов с ковидом, получив «разрешение на использование в экстренных случаях». Однако рандомизированные исследования (то есть по принципам доказательной медицины. - Ред.) не показывают явного клинического преимущества этого метода у больных с тяжелой формой COVID-19 в госпиталях. В то же время среди некоторых амбулаторных пациентов группы риска с легкой формой COVID-19 в исследовании было показано, что плазма с высоким титром, введенная в течение 72 часов с момента появления симптомов, снижает риск прогрессирования заболевания. - Этот вид лечения, видимо, обладает эффектом при раннем применении. И может использоваться, например, у пожилых пациентов для профилактики ухудшения состояния, - заключает Михаил Каган.
ВМЕСТО ВЫВОДА
По международным рекомендациям все другие средства противовирусной терапии COVID-19 могут применяться только в рамках клинических испытаний. Так как отсутствуют доказательства их эффективности и существуют опасения по поводу потенциальной токсичности, предупреждает эксперт.
Продолжение следует. Во второй части материала - что известно на сегодня о применении противомалярийных лекарств при ковиде, какие перспективы у антипаразитарного препарата ивермектина, а также о методах лечения на второй стадии болезни.