Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings (входит в «большую тройку») поместило долгосрочный суверенный рейтинг США (ААА) в список на пересмотр с прогнозом на понижение. Последний раз агентство из «большой тройки» помещало США в этот список двенадцать лет назад, в июле 2011-го. Тогда это было S&P Global Ratings, причем негативный прогноз был присвоен США этим агентством еще в апреле того же года, а уже в августе рейтинг был понижен до AA+. Как и сейчас, в 2011 году дело было в росте госдолга и отсутствии вменяемого плана его погашения.
Fitch Ratings объясняет пересмотр суверенного рейтинга Штатов тем, что решение о повышении порога долга (или об отказе от повышения) не принято из-за политических разногласий, даже невзирая на то, что близок день, когда у министерства финансов США (US Department of the Treasury) закончатся деньги для запланированных выплат. Напомним, что, по данным министра финансов США Джанет Йеллен, этот день должен наступить уже 1 июня этого года.
Ранее сообщалось, что Дональд Трамп предлагал допустить дефолт. Однако он высказался не совсем так: он лишь предположил, что демократы уступят, так как испугаются дефолта. «Я говорю республиканцам — конгрессменам, сенаторам: если они не дадут вам массовых сокращений, вам придется объявить дефолт. И я не верю, что они собираются объявить дефолт, так как я думаю, что демократы полностью уступят, потому что не хотят, чтобы это произошло. Но это лучше, чем то, что мы делаем сейчас, потому что мы тратим деньги, как пьяные матросы», — сказал Трамп.
Нужно сразу пояснить: по мнению подавляющего большинства аналитиков и экономистов, потолок госдолга в итоге будет повышен — возможно, демократы и республиканцы уже договорились, и в момент, когда вы читаете этот текст, проблемы потолка больше нет. Почему же для того, чтобы успокоить рынки, правительству США еще до окончания переговоров с республиканцами пришлось вбросить через CNN информацию от «источников, знакомых с ходом переговоров», что стороны продолжают приближаться к договоренности?
Денег нет, но в долг еще дают
Общий государственный долг США на 24 марта 2023 года составлял 31,46 трлн долларов. На конец первого квартала этого года он был всего на 3 млрд долларов меньше и, по данным Федерального резервного банка Сент-Луиса (Federal Reserve Bank of St. Louis, входит в ФРС), составлял 118,9% от ВВП США. В данном случае сравнение делалось с ВВП за первый квартал (с сезонной коррекцией), умноженным на четыре для перевода в годовое выражение.
Если посмотреть на график 1, то ситуация с госдолгом выглядит довольно интересно: в номинальном выражении долг продолжает расти, а вот в процентах от ВВП после максимума второго квартала 2020 года (134,8% от ВВП) он начал понемногу снижаться и позже стабилизировался на отметке примерно 120%. Это не значит, что американцы притормозили с займами, — просто за счет инфляции рост номинального ВВП начал опережать рост госдолга. Фактически долговой вопрос заливали потоком денег из печатного станка. Но вот текущее снижение отношения госдолга к ВВП объясняется в том числе достижением потолка заимствований.
Напомним, потолок госдолга США на текущий момент составляет 31,4 трлн долларов, он был достигнут еще 19 января. После чего минфин объявил период «приостановления выпуска долга» (debt issuance suspension period), в течение которого, по законодательству страны, все еще можно занимать, используя хорошо зарекомендовавшие себя «чрезвычайные методы» (extraordinary measures). Впрочем, заменить полноценные заимствования они не могут, и деньги у американского правительства закончатся к 1 июня. Это очень похоже на правду. Баланс общего счета минфина на 24 мая этого года составлял всего 49,47 млрд долларов, причем в предыдущие дни эта цифра активно снижалась. Для сравнения: на конец мая 2020 и 2021 годов этот показатель был примерно 800 млрд долларов, а в мае 2019-го даже 1,3 трлн долларов (см. график 5).
Таким образом, ситуация действительно критическая. Что может случиться, если Белый дом не договорится с республиканцами?
Начнем с простого: случится так называемый технический дефолт. По мнению аналитиков сервиса «Газпромбанк инвестиции», если ко дню Х 1 июня или сразу после него договоренность все еще не будет достигнута, важным будет общее настроение и ожидание. Если рынки будут думать, что Конгресс испугается серьезных последствий и в скором времени все уладится, то и кризиса не будет. «В этом случае США могут столкнуться с рядом неприятных последствий, таких как снижение фондового рынка на 10–20 процентов и рост доходностей на коротком участке кривой. Однако глубокого обвала рынков и глобального финансового кризиса не случится», — предполагают в «Газпромбанк инвестициях».
Вообще, все продолжит функционировать как в последние месяцы: ведь потолок уже действует и США занимают лишь столько, сколько погашают.
SIFMA (The Securities Industry and Financial Markets Association, Ассоциация индустрии ценных бумаг и финансового рынка) рассмотрела несколько сценариев развития событий и решила, что в крайнем случае Казначейство США выиграет время для выплаты долгов держателям облигаций хитрым способом: оно будет пролонгировать срок погашения этих ценных бумаг, продлевая их на один день за раз. Это позволило бы рынку госдолга США продолжать функционировать.
Если потолок не будет повышен до августа (один из сценариев), то, по некоторым оценкам, американское государство не вольет в экономику 350 млрд от запланированных расходов, и теоретически это может стоить некоторого замедления ВВП, но какого — сказать сложно.
По иронии, гораздо более серьезные последствия будет нести внезапный переход Штатов к «жизни по средствам». Так, если произойдет окончательный демонтаж системы безлимитных заимствований и экстренная нормализация бюджета США — резкое повышение налогов, с одной стороны, и резкое сокращение расходов — с другой, то в этом случае тяжелейшие экономические последствия могут ждать весь мир, уверены аналитики. Сами США в долгосрочной перспективе столкнутся с глубоким экономическим кризисом и могут навсегда потерять привилегированное монетарное положение в мире, позволяющее им печатать доллары для покрытия своих потребностей.
По мнению директора департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артема Тузова, больше всего пострадают развивающиеся страны. Он считает, что инвесторы из США, столкнувшиеся с проблемами ликвидности на домашнем рынке, будут одновременно и массово продавать свои активы на развивающихся рынках за локальную валюту, покупать доллары и выводить в США. В результате доллар укрепится к большинству мировых валют, а фондовые рынки развивающихся стран обвалятся. «Так уже было в 2008 году, даже без дефолта США», — говорит Тузов. Технический дефолт в США последний раз был в 1979 году, напоминает он, до реального дефолта дело не дойдет.
Напомним, что в 1979 году министерство финансов США допустило технический дефолт по казначейским облигациям со сроком погашения 26 апреля, 3 и 10 мая, он произошел из-за административной путаницы. Тогда минфин не смог в установленный срок погасить свои обязательства на общую сумму 122 млн долларов. В качестве оправдания была названа неразбериха из-за большого числа мелких инвесторов. Но никакого эффекта это не возымело — разве что ставки по казначейским облигациям поднялись на 0,6 п. п.
Что будет, если не договорятся
Если же банкротство США, как бы маловероятно это ни звучало, случится, первым делом правительство США может оказаться не в состоянии оплатить не только ключевые счета — чеки социального страхования и зарплаты бюджетникам, — но и основную сумму долга и процентов по некоторым казначейским облигациям, выплаты на которые приходятся на ближайшие 90 дней.
Самое очевидное последствие — коллапс всей мировой финансовой системы. Резко упадут долларовые активы, а все остальные просто перестанут торговаться, так как в их оценке рынок обычно ориентируется на US Treasuries как самые надежные бумаги. Возможно, «в живых» останется лишь золото и другие драгметаллы — они, очевидно, резко взлетят в цене. Западные финансисты ожидают падения акций на 45%, но это выглядит даже слишком мягким вариантом.
Дефолт США, по мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, для многих государств, у которых значительная часть международных резервов хранится в долларах, будет сравним с эффектом блокировки у России половины золотовалютных резервов на Западе. Это тоже путь к кризису по сценарию, который уже был отыгран в 1998 и 2008 годах. Только гораздо более масштабному — и могущему затронуть далеко не только развивающийся, но и развитый мир: ведь именно он владеет самым большим объемом US Treasuries в резервах просто в силу размера этих резервов. «Судя по тому, что, по оценке МВФ, в долларах хранится почти 60 процентов золотовалютных резервов всего мира, девальвации могут подвергнуться национальные валюты очень многих развивающихся стран, да и не только развивающихся, — рассуждает Мильчакова. — Могут рухнуть японская иена, британский фунт стерлингов, и даже не исключено, что проблемы будут у Китая: хотя курс юаня уже в конце двадцатого века не был привязан к доллару, но все-таки динамика его обменного курса де-факто достаточно сильно повторяет движения доллара. На некоторое время может быть парализована международная торговля, возникнут нарушения в цепочках поставок товаров и сырья, вновь по всему миру начнет расти инфляция».
Наталья Мильчакова напоминает, что доля доллара в международной торговле сейчас упала ниже 40%, но все равно для замены 3738% долларовых расчетов придется потратить определенное время, так как сразу возникнет вопрос, что может быть более надежной альтернативой доллару, если проблемы возникнут сразу у многих мировых резервных валют. Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин добавляет, что при параличе финансового сектора не сможет нормально работать и производство: дефолт может запустить цепную реакцию разрыва не только финансовых, но и торговых связей, паралич торговли. В результате, по мнению Брагина, хуже всего придется странам, сильно зависящим от импорта жизненно важных товаров, неспособных обеспечивать себя самым необходимым.
В свою очередь, главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев считает, что от потенциального дефолта США сильнее всего пострадают сами Штаты — это снизит доверие к американскому правительству, к доллару, вызовет хаос на рынках. Потенциальный дефолт может также привести к сбросу гособлигаций США — в этом случае больше пострадают страны и институты, которые держат много долларового госдолга (Япония, Китай, Великобритания, Бельгия, Люксембург, а также американские банки, пенсионные фонды и страховые компании). Кроме того, добавляет Васильев, дефолт может привести к росту доходностей гособлигаций США и других бондов в мире, а также снизить доверие между участниками рынка — в этом случае пострадают страны, которые имеют большие долги (особенно долларовые) и зависят от рыночного финансирования (Турция, ЮАР, Бразилия, Мексика, страны еврозоны — Греция, Италия, Испания).
В сервисе «Газпромбанк инвестиции» резюмируют: за осознанием того, что казначейские облигации стали небезопасны, может последовать понижение рейтингов облигаций американских корпораций, что сделает заимствования компаний более дорогостоящими; распродажа US Treasuries и падение курса доллара (как видим, тут оценки расходятся с другими экономистами — но прогнозировать событие такой сложности в принципе тяжело); резкое падение на фондовых рынках — многие инвесторы предпочтут ротацию капитала в золото и наиболее надежные корпоративные облигации глобальных корпораций, воспользовавшись резким всплеском доходности по ним; волна банкротств американских и глобальных банков, что может иметь глубокие побочные эффекты для корпораций, пенсионных фондов и физлиц; обвал рынка недвижимости в США, так как казначейские облигации часто используются для обеспечения займов и ипотечных кредитов — кредиторы потребуют дополнительного обеспечения или немедленного закрытия займа, это будет похоже на глобальный маржин-колл.
От себя добавим, что многие из этих процессов уже начались. Стоимость страховки от дефолта США — однолетних CDS — уже зашкаливает. Она уже выше, чем для стран, которые неоднократно объявляли дефолт: Греции, Мексики, Бразилии. Фактически большое число игроков на бирже делают ставку в казино на зеро. Про инверсию кривой доходности казначейских облигаций США не написал разве что ленивый, но упомянуть ее все же нужно: доходность одномесячных бумаг находится на уровне 5,7% (кстати, на уровне мусорных облигаций), тогда как семи- или десятилетних — ниже 4%.
Чтобы закрыть тему последствий дефолта, остается только предупредить, что они затронут и Россию, хоть, благодаря санкциям, и не напрямую. Мы, как любая экспортно ориентированная страна, зависим от ситуации в мировой экономике и от последствий глобального кризиса не спрячемся. «Риски дефолта США уже негативно влияют на нефтяные цены: котировки Brent в мае вернулись в диапазон 7080 долларов за баррель, а потенциальный дефолт в США может привести к мировому финансовому кризису и к глобальному экономическому спаду, — предупреждает Михаил Васильев. — В случае тяжелой рецессии в мировой экономике с финансовым кризисом наподобие 2008 года цена Brent может упасть до 4050 долларов за баррель и ниже».