Конфликт между главой ЛНР Игорем Плотницким и бывшим главой МВД самопровозглашенной республики Игорем Корнетом, который отказывается уходить в отставку, вышел на новый уровень. Заговорили и о возможной отставке главы ЛНР, и даже о преобразовании ДНР и ЛНР в единую республику. На этой волне многие, вынужденные прежде покинуть ЛНР из-за разногласий с Плотницким, воспряли духом. «Я планирую восстановиться», — заявил «МК» бывший глава Народного совета ЛНР Алексей Карякин, бежавший в Россию в 2016 году после обвинения в попытке государственного переворота в интересах Украины. Впрочем, источник «МК», близкий к Кремлю, советует ему не торопиться собирать чемоданы — решения о снятии Плотницкого нет.
В ночь со вторника на среду в Сети появилось видео, где в сторону Луганска направляется автоколонна бронетехники с вооруженными людьми, которые якобы выехали из ДНР в ЛНР для наведения правопорядка. В связи с этим некоторые российские политики даже заявили о возможном объединении двух самопровозглашенных республик. Впрочем, источник «МК», близкий к руководству ДНР и ЛНР, утверждает, что такая возможность даже не рассматривается. Более того, представитель Минобороны ДНР Эдуард Басурин заявил «МК», что донецкая военная техника «находится на своих местах», а в ЛНР сейчас, в отличие от 2016 года, не происходит ничего, в чем могла бы понадобиться помощь Донецка. Правда, члены наблюдательной миссии ОБСЕ на Донбассе выложили фотографии, подтверждающие передвижение броневиков из Дебальцева в Луганск. Но в Дебальцеве находится техника как ДНР, так и ЛНР. Возможно, в связи с ситуацией в столице с передовых позиций танки просто перевели в город.
Между тем утром 22 ноября стали распространяться слухи о том, что Плотницкий уже в Москве и просит своих кураторов помочь ему удержаться у власти. Домыслы оказались беспочвенными — глава республики остался на своем рабочем месте и даже провел встречу с новыми руководителями МВД и МЧС ЛНР Владимиром Черковым и Сергеем Иванушкиным. Уволенный Корнет тоже не терял времени даром — утром в среду его люди захватили здание республиканской прокуратуры, «взяв в плен» главного прокурора ЛНР Виталия Подоброго и военного прокурора республики Сергея Рахно.
По словам экс-главы Народного совета ЛНР Карякина, Корнет «делает свою работу», в частности, вычищает из окружения Плотницкого украинских агентов влияния. По его убеждению, лидер ЛНР должен быть отправлен в отставку и пойти под суд за измену присяге.
Если просмотреть все официальные заявления ЛНР, начиная с ее создания, можно прийти к выводу, что практически все важные события в самопровозглашенной республике проходят с участием «украинских шпионов» и диверсантов. В частности, в 2015 году жертвами последних стали оппозиционные Плотницкому полевые командиры, а в 2016 году был раскрыт заговор в руководстве ЛНР по уничтожению самопровозглашенной республики. Причем контрреволюцию якобы попытались совершить те, кто стоял у истоков Народной республики — председатель парламента Карякин, премьер-министр Геннадий Цыпкалов и замглавы Народной милиции Виталий Киселев. Первый успел уехать в Россию, а двух других запытали до смерти в подвалах Луганска.
Можно было бы предположить, что сейчас справедливость наконец восторжествует: у руля ЛНР встанут люди, достойные продолжать дело «Русской весны», но реальность от этого далека. Прежде всего, следует отметить, что нынешний главный оппозиционер Корнет возглавляет МВД ЛНР с 2014 года, то есть все предыдущие вылазки «диверсантов» проходили как минимум при его попустительстве. В то же время Плотницкий неоднократно пытался убрать Корнета с занимаемой должности. Впервые это произошло, когда силовики арестовали министра энергетики ЛНР Дмитрия Лямина по обвинению в сотрудничестве с Украиной. За это Плотницкий уволил главу МВД, но Корнет сделал вид, что не услышал главу республики, и увольнение замяли. Во второй раз Корнета обвинили в соучастии в заговоре Карякина-Цыпкалова в 2016 году, но и тут обвинения пришлось снять. Необычайная живучесть главы МВД объясняется его связями в Москве.
Напомним, теперь уже Корнет обвиняет Плотницкого в том, что директор ГТРК ЛНР Анастасия Шуркаева, глава администрации главы ЛНР Ирина Тейцман и глава Службы правительственной безопасности МВД ЛНР Евгений Селиверстов в сентябре прошлого года инсценировали государственный переворот в республике. Причем к такому выводу министр пришел после того, как глава ЛНР отправил его в отставку за проживание в «отжатом» у украинцев доме. Видимо, наступило озарение.
В то же время источник «МК», близкий к Кремлю, утверждает, что конфликта между ФСБ, курирующей силовой блок ЛНР, в том числе и МВД республики, и Владиславом Сурковым, ответственным за политическое урегулирование, нет. Все происходящее в Луганске является местной разборкой, от которой Москва не в восторге. Решения о снятии Плотницкого нет. Кремль думает, как успокоить все стороны конфликта и выйти из ситуации с наименьшим ущербом для общего дела.
Не секрет, что социально-экономическая ситуация в ЛНР с каждым годом становится только хуже. Никакого выхода из кризиса не видно, а все надежды возлагаются только на Минские соглашения, которые никто выполнять не собирается. В этих условиях «кормовая база» в Луганске стремительно сокращается, что приводит к обострению борьбы за контроль над ней. Разгребать эти конфликты вынуждена Москва, которая не может допустить, чтобы усилия последних трех лет пошли прахом из-за разборок луганских политических деятелей.
Как Плотницкий пришел к власти
Ситуацию в республике «МК» прокомментировал Андрей Пушкин, начальник штаба спецподразделения «Дон», который еще в июне 2014-го собирался расстреливать Плотницкого.
— Я считаю, что в данный конкретный момент Плотницкому все-таки удастся удержаться у власти. Но ненадолго. Сохранить статус-кво для него самого жизненно важно — не исключено, что только в этом случае Плотницкий останется в живых, иначе его найдут как в ЛНР, так и в России, где против него даже возбуждено уголовное дело. За ним числится столько грехов, что никуда не спрятаться, как только он перестанет быть главой, многие сразу же заговорят, всплывет на поверхность все, что делал он и делалось при нем, начиная с незаконного захвата власти и смерти Цыпкалова.
— Странно, что этот человек вообще оказался на самом верху.
— Так сперва Плотницкого никто всерьез и не воспринимал. Пока глава республики Валерий Болотов находился в Москве, Плотницкий взял и узурпировал власть. Никакой реальной поддержки у него не было, хотя те люди, которых он впоследствии убрал со своей дороги, как тот же Цыпкалов, Карякин, а сейчас и Корнет, они его тогда не то чтобы поддержали, но и не препятствовали его продвижению. Основы конституционного строя Луганской народной республики закладывались при мне, приказ о введении военного положения и даже обращение в ООН вышли из-под моего пера. Никакой смены власти и выборов главы республики по закону в то время быть не могло, но Плотницкий постепенно отыграл ситуацию в свою пользу — к сожалению, там тогда было не до кабинетных игр и не до политики. Безопасность мирного населения — вот в чем заключалась наша задача. Хотя существовала четкая договоренность о том, что управлять республикой будет совет командиров, однако любимое словечко Плотницкого — «переподчинить» — звучало все чаще. Если еще до сентября 14-го мы могли что-либо сделать, имели четкие цели, планы и задачи, то ближе к 15-му все стало уже бесполезно.
— А с Корнетом у Плотницкого какие были тогда отношения?
— Да всегда были плохие. Они просто терпели друг друга. Ни одного человека нет, который бы нормально к нему относился. Включая меня. В июле 14-го года я лично собирался его расстреливать. За то, что Плотницкий отказывался обеспечивать связь между подразделениями. Из-за этого погибло много народа. Меня еле от него оттащили тогда...
— Слушайте, у этого человека — полно врагов, и тем не менее он, вполне вероятно, ведет переговоры о том, чтобы остаться на самом верху — как же ему это удается?
— Причина тут одна — Минск. То есть его личная подпись под Минскими соглашениями. Если нынешнего главу ЛНР уберут, то это повод Украине и Западу объявить данный документ нелегитимным. Все держится только на этом одном. И Плотницкий, я думаю, прекрасно это понимает.