Решение властей о разовой выплате 10 тысяч рублей на одного ребенка в возрасте от 3 до 16 лет – это, безусловно, хорошее решение. Конечно, возникает естественный вопрос у родителей, у которых ребенку только что исполнилось 16 лет: почему моему никакой выплаты уже не положено? Да, это несправедливо. Тогда бы уж до совершеннолетия платили, что ли.
И все же в принципе такая мера - это уже из арсенала широкой финансовой поддержки населения. Да, она по-прежнему недостаточная. Да, есть вопросы по критерию нуждаемости, который здесь совершенно не учитывается. Однако важно то, что решение все-таки было принято, и миллионы семей получат столь необходимую им финансовую помощь в этот тяжелый период. Доказательством острой востребованности этой помощи является то, как миллионы людей буквально сразу после объявления президентом о выплатах поспешили заявиться на «детскую» помощь, обрушив сайт Госуслуг.
Очень важно понимать, почему все-таки власти приняли решение о разовых выплатах на детей в размере 10 тысяч рублей. Уверен, это решение, в конечном итоге, состоялось только потому, что многие специалисты, эксперты неоднократно говорили о необходимости прямых выплат населению в этот тяжелый «коронавирусный» кризис.
Вспомним, с чего начиналась поддержка экономики (а помощь людям – это самая что ни на есть поддержка экономики). Первые решения властей на этот счет вообще не предусматривали что-либо подобного. Правительственный План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденный 17 марта 2020 года, в целях поддержки населения предусматривал аж 19 пунктов, но все это была такая «мелочевка», что оказать серьезную экономическую поддержку населению она, конечно, не могла. Так, предусматривалось, что должен проводиться оперативный мониторинг товаров первой необходимости в организациях торговли, или опять же мониторинг, но только ситуации на рынке труда в субъектах РФ. А что, разве не ясно было, что это сама собой разумеющаяся текущая деятельность правительства? И не только, замечу, в период кризиса.
Я допускаю, что тот первый антикризисный план правительства не содержал мер по финансовой поддержке населения еще по одной причине: о таких мерах по негласным правилам должен объявлять президент страны. В конце марта 2020 года уже президент в своем обращении в связи с коронавирусом заявил о мерах поддержки населения. Среди них выделить можно было разве что решение выплачивать всем семьям, имеющим право на материнский капитал: дополнительно по 5 тысяч рублей в течение трех месяцев на каждого ребенка в возрасте до трех лет включительно. Также отметим решение повысить максимальный размер пособия по безработице с 8 тысяч до 12130 рублей.
Были в том первом пакете мер от президента и другие меры, но все-таки запомнился он еще одной: было предложено установить для граждан налог на процентный доход в размере 13%, если у них общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 миллион рублей. Удивительнейшая мера: повышать в кризис налогообложение граждан – это нечто!
Неудивительно, что после обнародования такого пакета мер многие справедливо критиковали его, отмечая, сколь невыгодно Россия выглядит на фоне других стран, в которых государства в период «коронавирусного» кризиса очень быстро пошли на масштабную финансовую поддержку граждан. Однако представители властей упорно отказывались признавать необходимость для России идти по такому же пути. Кто - то, помнится, такие притязания граждан на помощь даже назвал «мародерством».
Но все аргументы о том, что подобные выплаты нецелесообразны в нашей стране, выглядят очень неубедительно на фоне практики других стран. Однако еще более неубедительными они выглядели на фоне того, в каком положении оказалось население России в этот «коронавирусный» кризис. С 2014 года по 2019 год реальные располагаемые доходы населения снизились суммарным накопленным итогом на 7,5%. Одновременно 60% населения России, как показали результаты социологических исследований, встретили нынешний кризис без каких-либо сбережений.
В тоже самое время в Фонде национального благосостояния по состоянию на 1 апреля 2020 года было накоплено 12,9 трлн. рублей – огромнейшие ресурсы. Согласитесь, не реагировать на вновь и вновь звучащие предложения о необходимости масштабной финансовой поддержки населения в такой ситуации властям было очень трудно. В результате президент озвучил еще один пакет мер поддержки, в котором следует выделить решение о предоставлении безвозмездной финансовой помощи со стороны государства работникам малых и средних предприятий наиболее пострадавших отраслей экономики из расчета 12130 рублей на одного работника в течение двух месяцев.
Хорошее продвижение вперед? Ну, не такое уж хорошее, но вперед - точно. Претензия оставалась одна: по-прежнему все очень скромно, могли бы выделить и побольше. Власти вновь продемонстрировали, что они никак не могут решиться на более масштабные меры.
И вот 11 мая 2020 года – новый пакет мер, в котором выделяются разовые выплаты на детей в размере 10 тысяч рублей. И это уже не просто хорошо, а очень хорошо. Удалось-таки убедить власти, что они обязаны помогать людям в кризис.
Безусловно, и это не такая уж большая финансовая помощь. Как безусловно и то, что многие нуждающиеся в таковой по-прежнему остаются без какой-либо поддержки со стороны государства. К примеру, миллионы самозанятых граждан, которые пока не зарегистрировались в качестве таковых, - они же по-прежнему наедине со своими проблемами.
Здесь важно следующее: то, что предусматривалось в целях поддержки населения в начале кризиса, и то, на что уже пришлось пойти в этом плане российским властям – «две большие разницы». Власти, как демонстрирует проведенный выше анализ, не планировали идти на такие расходы. Не планировали, а пришлось, потому что вопрос о масштабной финансовой поддержке граждан все это время не снимался с повестки дня.
Почему важно было постоянно говорить о том, что власти не должны жадничать, они просто обязаны помогать гражданам? Потому что, боюсь, решение о выплатах в 10 тысяч рублей – это, возможно, последняя мера из ряда таковых. Причина этого проста: денег у государства все меньше и меньше.
И хотя министр финансов Антон Силуанов не так давно заявил, что в Фонде национального благосостояния останется к концу 2020 года около 7 трлн. рублей, думаю, что в реальности будет гораздо меньше: хотя бы потому, что последние меры поддержки были еще не учтены.
Да, вот так просто: пока еще деньги у государства есть, людям надо требовать их в кризис. В противном случае они достанутся кому угодно, но только не тем, кому они действительно нужны. И никакое это не «мародерство», как говорят и пишут критики. Ведь что такое мародерство? Это присвоение чужого. А деньги из того же Фонда национального благосостояния - они что, чужие? Нет, конечно. Это деньги от продажи нашего национального богатства – нефти. То есть, получается - наши деньги, народные. А государство со своим чиновничеством – оно только управляет этими деньгами. Так что все требования о том, что средства Фонда национального благосостояния должны тратиться, в первую очередь, на граждан – это обоснованные требования. Как говорится «нам чужого не надо…».
Чиновники, безусловно, не признавали и не признают, что они были вынуждены пойти на более масштабную финансовую поддержку граждан под своего рода давлением общественного мнения. Ну, не хотят признавать, и не надо. Главное – результат есть. Это маленькая победа говорит о том, сколь важно не просто просить, а ставить вопрос ребром и требовать, когда уверен на все 100% в своей правоте.
Но будем реалистами. Я далеко не уверен в том, что наше государство вдруг стало таким уж добрым и щедрым. Просто власти услышали аргумент о том, что если будет помощь, если у людей будут деньги, то появится платежеспособный спрос, оживет экономика. А работоспособная экономика сегодня властям ой как нужна. Вот и пришлось помогать гражданам. Ну и пусть, даже если у государства такие доводы. У него доводы, а у людей хотя и небольшие, но деньги.