Георгий Жуков остается одним из немногих деятелей советской эпохи, уважение к которым в нашем народе не подвержено девальвации. В российской истории имя Георгия Жукова стоит рядом с именами Александра Суворова и Михаила Кутузова, его жизнь неразрывно связана с войной и Родиной. Интерес к личности выдающегося полководца не ослабевает и спустя 70 лет со Дня Победы. Сражение за Москву, Сталинградская битва и штурм Берлина, решающее влияние на ход и исход Великой Отечественной войны, личная храбрость и талант военачальника — заслуги Георгия Константиновича перед Отечеством навсегда сохранятся в памяти потомков.
Самое высокое и почетное звание Георгию Константиновичу Жукову присвоил спасенный им в годы войны народ: Маршал Победа.
Он был «человеком войны». Война его выбрала и не отпускала — с ранней молодости и до маршальских седин.
7 августа 1915 года 18-летний Георгий Жуков был призван в драгунский полк. В августе 1916 года окончил унтер-офицерскую школу. И — на войну. Уже в сентябре на Юго-Западном фронте он получил легкое ранение во время конной атаки под Быстрицей и Георгиевский крест за захват «языка».
А потом фортуна от него отвернулась: в октябре унтер-офицер Жуков подорвался на мине и получил тяжелую контузию. На фронты Первой мировой он больше не вернулся.
Февральскую революцию молодой кавалерист встретил в маршевом эскадроне в Харьковской губернии. После революции подразделение, как маршал потом написал в мемуарах, «встало на платформу большевиков». Отказавшийся подчиниться самостийным украинским властям эскадрон был разоружен, а личный состав распущен по домам. В декабре 1917 года Жуков уехал на родину, в калужскую деревню Стрелковку.
Но война вновь нашла его: в сентябре 1918 года Жукова мобилизовали в Красную армию. В 4-м Московском кавалерийском полку он стал помкомвзвода. Сражался под Царицыном, где в октябре 1919 года был ранен осколками гранаты. После выздоровления окончил кавалерийские курсы и вновь воевал на фронтах Гражданской войны.
После окончания войны Георгий Жуков продолжал службу в кавалерии. И постоянно учился. Константин Рокоссовский, в 1924–1925 годах занимавшийся с ним на курсах комсостава в одной группе, вспоминал: «Жуков, как никто, отдавался изучению военной науки. Заглянем в его комнату — все ползает по карте, разложенной на полу. Уже тогда дело, долг для него были превыше всего». Настойчивый и грамотный командир рос в чинах и званиях. 1 июня 1939 года Жукова, уже замкомандующего Белорусским военным округом по кавалерии, вызвал нарком обороны Ворошилов. Коротко сообщил о провокациях японцев на границах союзной СССР Монголии и приказал срочно вылететь на место и принять командование советскими войсками. 3 июля японская пехота форсировала Халхин-Гол.
Жуков немедленно атаковал неприятеля двумя танковыми бригадами. Почти вся японская группировка была уничтожена или захвачена в плен. За эту победу Георгий Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза.
МНОГО БЕД И ПЕРВАЯ ПОБЕДА
Войну с Германией Жуков встретил на посту начальника Генерального штаба РККА. Обстановка обострялась и становилась кризисной то на одном участке фронта, то на другом. К исходу третьей недели после вторжения враг продвинулся вглубь нашей страны на 500–600 километров. На склоне лет маршал много размышлял о событиях кануна и страшного начала войны: «Конечно, на нас — военных — лежит ответственность за то, что мы недостаточно требовали приведения армии в полную боевую готовность и скорейшего принятия необходимых мер. Очевидно, мы должны были это делать более решительно, чем делали...» В июле 1941 года Георгий Жуков предложил Ставке Верховного главнокомандующего сосредоточить крупные силы на одном стратегическом направлении и добиться там серьезного прорыва.
Ставка дала согласие. Советские войска стали концентрироваться на рубеже Старая Русса — Ельня — Брянск. Командование развернутым в районе Ельни Резервным фронтом принял Жуков.
Ельнинский выступ был очень выгодным исходным плацдармом для наступления немецких войск на Москву. Поэтому фашисты стремились удержать его во что бы то ни стало.
Жуков поставил задачу артиллерии: не давать врагу покоя, накрывать огнем его укрепления. Плацдарм постепенно превращался в кладбище отборных гитлеровских солдат и военной техники. И впервые с 22 июня вражеские дивизии стали отступать! 6 сентября Сталину поступила короткая телеграмма: «Ваш приказ о разгроме ельнинской группировки противника и взятии г. Ельня выполнен.
Жуков». Немцы потеряли 45–47 тысяч солдат убитыми и ранеными, много боевой техники. Но важнее было другое: эти 150–200 квадратных километров под Ельней стали первой во всей Европе территорией, которую удалось отвоевать у доселе непобедимого вермахта.
НА ЗАПАДНОМ ФРОНТЕ ЕСТЬ ПЕРЕМЕНЫ
5 октября 1941-го Сталин вызвал Жукова в Москву из Ленинграда. Там Жуков уже выправил казавшееся безнадежным положение дел на фронте. В сентябре немцы готовились после падения города на Неве соединиться с финнами и вместе повести наступление на Москву с северо-запада. Но 10 сентября 1941 года в Ленинград прилетел Жуков.
Первое решение Военного совета фронта под его руководством: Ленинград защищать до последнего человека. И защищали. В начале октября разведка донесла, что фашисты переходят к обороне. Американский журналист Гаррисон Солсбери писал: «Если немцы и были остановлены, то этого добились, пустив им кровь. Сколько их было перебито в эти сентябрьские дни, никто никогда не подсчитает... Остановила немцев железная воля Жукова. Он был страшен в эти дни сентября».
Теперь тяжелое положение сложилось у столицы: немцы могли дойти до Москвы за 3–4 дня. «Сталин сказал мне, — вспоминал Жуков, — что назначает меня командующим Западным фронтом».
На московском направлении враг сосредоточил 180 тысяч солдат, 1700 танков, 14 тысяч орудий и минометов, 1390 самолетов. 10 октября Жуков принял командование Западным фронтом и тут же поставил задачу: перекрыть танкоопасные направления. Пока наши войска изматывали врага активной обороной, из тыла и с других фронтов Жуков стянул к столице свежие дивизии.
29 ноября Жуков доложил Сталину обстановку и попросил отдать приказ о начале контрнаступления. Такой приказ был получен, и 6 декабря войска Западного фронта обрушились на немцев севернее и южнее столицы. Фашисты, бросая тяжелое вооружение и технику, стали отходить. Было освобождено более 400 населенных пунктов, враг понес большие потери в живой силе и технике. Маршал после войны вспоминал: «Величие подвига под Москвой состоит в том, что силой мы немцев не превосходили...
Теперь трудно поверить, но в конце боев под Москвой была установлена норма снарядов: один-два выстрела на орудие в сутки». Невзирая ни на что, к началу января 1942 года врага отбросили от столицы на 100–250 километров. Угроза Москве была ликвидирована.
СТАЛИНГРАД
В августе 1942 года к Сталинграду подошла немецкая 6-я армия — лучшая в вермахте. Более трех месяцев на подступах и в городе продолжалось ожесточенное сражение. С советской стороны шло оно под руководством Жукова. 19 ноября наши войска пошли в наступление и через четыре дня окружили немцев. Остатки их 330-тысячной группировки капитулировали 2 февраля 1943 года. «Битва в районе Сталинграда, — писал Жуков, — была исключительно ожесточенной. Лично я сравниваю ее лишь с битвой под Москвой». Победа Красной армии на Волге стала переломной в Великой Отечественной войне.
АВТОГРАФ ПОБЕДИТЕЛЯ
Курская дуга, форсирование Днепра, Белорусская стратегическая операция, Висло-Одерская операция — Жуков командовал или координировал действия советских фронтов на всех важнейших направлениях.
Штурм Берлина стал главной и завершающей задачей Красной армии в Великой Отечественной войне. План захвата столицы Германии маршал Жуков начал готовить с ноября 1944 года.
Историческая битва началась 16 апреля 1945 года. Город был превращен фашистами в мощную и неприступную крепость. Но, несмотря на яростное сопротивление вермахта, Берлин пал. 2 мая в 1:50 радиостанция штаба обороны города объявила о прекращении военных действий.
9 мая 1945 года в 0 часов 43 минуты немецкий генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Под этим историческим документом свою подпись поставил и маршал Георгий Жуков. Война закончилась нашей Победой.
АНГЕЛЫ НАД ПОЛЕМ БОЯ НЕ ЛЕТАЮТ
Далеко не все поступки и действия Георгия Константиновича Жукова во время войны можно оценивать однозначно. Например, маршал Константин Рокоссовский вспоминал: «В ноябре 1941 года в боях западнее Истринского водохранилища 16-я армия добилась разрешения на небольшой отход на новый рубеж, получив согласие у начальника Генштаба Шапошникова и вопреки мнению командующего фронтом Жукова. От него последовала короткая, но грозная телеграмма: «Войсками фронта командую я! Приказ об отводе войск за Истринское водохранилище отменяю, приказываю обороняться на занимаемом рубеже и ни шагу назад не отступать»… Высокая требовательность — необходимая и важнейшая черта военачальника.
Но железная воля у него всегда должна сочетаться с чуткостью к подчиненным, умением опираться на их ум и инициативу. Наш командующий в те тяжелые дни не всегда следовал этому правилу. Бывал он и несправедлив, как говорят.
В перестроечные годы на Жукова лили много грязи. Не прилипла! Но надо помнить, что маршал Жуков — не абстрактный символ, а реальная историческая личность. Он был жесткий человек, но это был человек своего времени и на своем месте.
НЕ ВЫЧЕРКНУТЬ
Жуков был любим народом. В глазах многих советских людей именно он олицетворял победу в войне. Но правителям генералы-герои нужны только на фронте. В мирной жизни они становятся для власти опасными, в них видят конкурентов... И Сталин, и Хрущев сделали все, чтобы свергнуть полководца с заслуженного пьедестала. Послевоенная судьба Жукова — это история долгой опалы. Были редкие взлеты, были тяжелые падения. Но изъять имя Жукова из победной истории Великой Отечественной войны не удалось никому. Это невозможно.
ЦИТАТА
Дуайт Эйзенхауэр, американский генерал:
- Я восхищен полководческим дарованием Жукова и его качествами как человека… Когда я был главнокомандующим союзными войсками в Западной Европе, то мы все — и я, и мои подчиненные, и генералы, командовавшие соединениями, — затаив дыхание, следили за победным маршем советских войск под командованием Жукова в направлении Берлина. Мы знали, что Жуков шутить не любит, если уж поставил цель сокрушить главную цитадель фашизма в самом центре Германии, то непременно это сделает.
Георгий Жуков, маршал Советского Союза:
- Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой Победе.
МНЕНИЯ
Владимир Афанасьев, военный историк:
- О личной роли Жукова в Великой Отечественной говорит уже то, что он единственный из советских военачальников, кто был членом Ставки Верховного главнокомандующего с первого до последнего дня войны. Сталин отправлял Жукова на самые опасные направления, и талантливый полководец спасал положение и в оборонительных, и в наступательных боях. Самые яркие его победы одержаны в битве за Москву и при штурме Берлина. И в годы войны, и сегодня очевидно, что Георгий Константинович — наш лучший полководец той эпохи, Маршал Победы.
Сергей Брезкун, историк:
- Значение исторической роли человека лучше всего оценивать в момент, когда он падает с вершин власти. Жуков — великий полководец. Когда на октябрьском пленуме ЦК КПСС 1957 года Георгий Константинович был выведен из состава президиума ЦК и снят с должности министра обороны СССР, даже тогда никто не оспаривал этого. Даже «убиравший» его из политики Хрущев признал: «Заслуги у него есть». Все военачальники Великой Отечественной отмечают: Жуков был небезупречен, порой жесток, но достижения его во время войны — велики.
ФАКТЫ
■ 24 июня 1945 года маршал Георгий Жуков принял Парад Победы Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне, который состоялся в Москве. Командовал парадом маршал Константин Рокоссовский.
■ 7 сентября 1945 года у Бранденбургских ворот в Берлине состоялся Парад Победы союзных войск во Второй мировой войне. От СССР парад принимал Георгий Жуков.
■ Имя Маршала Советского Союза Г. К. Жукова носит столичный проспект. На Манежной площади в 1995 году был установлен конный памятник Жукову работы скульптора Вячеслава Клыкова и архитектора Юрия Григорьева. Маршал Георгий Жуков изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии.
В том же году в Москве в сквере имени Маршала Жукова на проспекте, носящем имя прославленного военачальника, был установлен еще один памятник полководцу. У северного вестибюля станции метро «Каширская» стоит памятник-бюст маршала.
■ Книга мемуаров маршала о Великой Отечественной войне «Воспоминания и размышления» предварена эпиграфом: «Советскому Солдату посвящаю. Г. Жуков». В СССР книга выдержала 12 изданий общим тиражом около 8 млн экземпляров. Она издана более чем в 30 странах мира на 19 языках.