«Комсомолка» публикует отрывки из книги российского предпринимателя - о первом миллионе, «общаке Ельцина» и тайнах международной коррупции
В издательстве «ЭКСМО» ушли в печать мемуары известного российского предпринимателя Александра Лебедева. «Охота на банкира» - это настоящий триллер и одновременно учебник по новейшей истории отечественного капитализма.
- Идея написать такие «детективные очерки», основанные на личном опыте, возникла давно, - рассказал нам Лебедев. - Однако отправной точкой стало мое прошлогоднее интервью «Комсомолке», посвященное огромной российской проблеме хищений миллиардов долларов банкирами-мошенниками. Оно-то и натолкнуло меня на мысль описать все это в художественной форме. Так что «Охота на банкира» - в некотором роде наше с «КП» совместное творчество.
Нищета богачей
В студенческое время я регулярно сдавал бутылки из-под выпитого с друзьями - и был куда счастливее, чем в «нулевые» годы. Даже случайное попадание в список Forbes мало что изменило. Полагаю, если у человека есть несколько тысяч долларов в месяц на решение бытовых вопросов (то, что на Западесейчас модно называть «базовым безусловным доходом»), дальнейшее количество денег почти не способно улучшить жизнь, а вот испортить нередко может. Из людей, получивших в распоряжение большие суммы, уважения заслуживают лишь те, кто презирает богатство - или хотя бы равнодушен к нему.
Деньги греют лишь неглубокую душу. Они иссушают сердце и не дают человеку покоя, умножая количество проблем. Вы рискуете приобрести массу вредных привычек - включая зачастую и плату девушкам за услуги. Я сам этим грешил.
Шаги к богатству
…Мы (имеется в виду сам Лебедев и его компаньоны. - прим. Ред.) занимались, как было принято на заре капитализма, всем подряд - недвижимостью, консалтингом, торговлей. В основном неудачно. Например, купили вагон женской обуви из Южной Кореи, а она вся оказалась на одну ногу и 34-го размера. В другой раз взяли партию телевизоров, которые не работали. Хотели поставлять колючую проволоку из наших мест лишения свободы для войск ООНв Могадишо, но она не подошла - как выяснилось, советская «колючка» не соответствует современным стандартам. Но небольшие деньги, десятки тысяч долларов в год, мы все-таки зарабатывали.
Удача повернулась к нам лицом в 1995 году. Мы тогда консультировали Сергея Родионова, президента банка «Империал». Я много кому предлагал заняться откупом суверенных долгов на внешних рынках, но никто не верил, что там можно заработать. А Родионов заинтересовался предложенной мною сделкой по покупке долговых бумаг Мексики, Венесуэлы, Нигерии и Польши, подверженных серьезным колебаниям стоимости. По моему совету «Империал» купил этих бумаг на семь миллионов долларов и за полгода заработал три миллиона (потом они уже без меня пытались играть в эти игры, но крупно влетели). Мы получили неплохую комиссию - примерно полмиллиона баксов. Что делать с таким баснословным, как мне казалось, гонораром? Часть потратили на поездку на яхте в Греции, состряпали пару офшоров... Больше всего тогда зарабатывали банкиры, и я решил купить за 300 тысяч долларов у Олега Бойко (крупного российского предпринимателя, продюсера. - прим. Ред.) многочисленных карликовых «банчков». Название было красивое - «Национальный резервный банк» (НРБ). Фактически это была просто лицензия, никаких реальных активов или пассивов у НРБ на тот момент не имелось. Но эта пустышка за два года превратилась в один из ведущих банков страны (каким образом - описано в книге - прим. Ред.)
Горилка от «газовой принцессы»
Помню курьезный случай, который произошел у нас с Юлией Тимошенко, в то время руководившей корпорацией «Единые энергетические системы Украины». Как-то под вечер мне позвонил Рэм Вяхирев (глава «Газпрома», который был акционером НРБ) и попросил принять «Юльку с Украины». Через некоторое время в кабинет зашла молодая энергичная особа в туфлях на высоченных шпильках и в юбке символической длины. Она села напротив меня на стул, положив ногу на ногу. Периодически перекладывая ноги с таким же изяществом, как Шэрон Стоун в знаменитой сцене фильма «Основной инстинкт», бизнесвумен предложила продать ей «газпромовки» (так назывались украинские валютные облигации, выпущенные в 1995 году в счет задолженности Украины перед РАО «Газпром» за поставки газа).
Речь шла ни много ни мало о пакете ценных бумаг на $200 млн. Получить этот куш моя гостья хотела практически даром - не более чем за 10% от номинала, причем платить собиралась не деньгами, а «горилкой и салом». Я как мог объяснял невозможность такой сделки, время шло - не стану же я так просто выставлять за дверь протеже самого Рэма Ивановича! Светские беседы затянулись до 11 вечера, и мне стало совсем невмоготу. На выручку пришел Андрей Костин (в середине девяностых - заместитель Лебедева, ныне - глава Банка ВТБ - прим. Ред.). Его я оставил с Тимошенко в кабинете, выйдя через заднюю дверь. Уж не знаю, как он ее уболтал, но в итоге будущая «оранжевая принцесса» и премьер-министр Украины уехала под утро не солоно хлебавши...
Ельцинский «общак»
Заместитель министра финансов Андрей Вавилов дал разнарядку банкам, которые использовали деньги Минфина: половину дохода от операций с государственными казначейскими обязательствами (ГКО, доходность которых тогда зашкаливала за 100%) вносить в фонд избирательной кампании Ельцина, причем наличными. Так возник тот самый «общак», из которого финансировали президентскую кампанию на выборах-1996. «Общак» имел вполне конкретную локацию: Краснопресненская набережная, дом 2, здание Правительства РФ, известное как Белый дом. Для расчетно-кассового центра условия были идеальные - суперохраняемый объект со всеми удобствами, включая почти бесплатную столовую и горячительные напитки.
Машины с деньгами заезжали прямо с набережной. Внутри здания в соседних комнатах сидели две группы. Одна, от начальника службы безопасности президента Александра Коржакова, принимала, пересчитывала и сортировала наличность. Другая, от штаба Чубайса (сам предвыборный штаб располагался в «Президент-отеле» на Якиманке), - брала ее на текущие расходы и выносила из здания. В перерывах между выполнением этого ответственного задания Родины парни пили коньяк, курили, играли на компьютере (интернета тогда еще не было, поэтому раскладывали пасьянс «Косынка» или разминировали «Сапера»).
Всю кампанию механизм работал как часы. Хитрые Березовский с Гусинским от «оброка» откосили - они договорились со штабом, что свою долю будут сами же и осваивать с помощью медийного ресурса, ОРТ (сейчас - «Первый канал») и НТВ. У обычных банкиров «от сохи» были некоторые сомнения насчет того, что те честно тратили живые деньги на пропаганду, а не просто давали команды подневольным менеджерам телеканалов, но предъявить конкретные претензии никто так и не смог за отсутствием доказательств. НРБ, как и другие доноры, регулярно снабжал штаб предписанными суммами. На эти деньги по всей стране разъезжали звезды эстрады, которые на стадионах призывали соотечественников «голосовать сердцем», выходила десятимиллионным тиражом бесплатная цветная газета «Не дай Бог!», объяснявшая, что Зюгановхуже Гитлера, а в телеэфире регулярно «мочили» коммунистов. В итоге те выборы Ельцин выиграл.
Авиараспил
В 1997 году для поддержки российского авиапрома была создана Финансовая лизинговая компания (ФЛК). С 2001 по 2008 год из нее вывели 500 миллионов долларов. Ну ладно, не так уж много за семь лет… В мире в год крадут больше триллиона. Но что делать с тем фактом, что эта госкомпания (посмотрите, кто возглавлял ее совет директоров), получившая огромные вливания из бюджета, оказалась «крышей» и по факту контролировалась бандой отморозков с сотней убийств на счету?
Организовали эту схему замгендиректора ФЛК Андрей Бурлаков, его гражданская жена, зампред правления «Мира-Банка» Анна Эткина и некий Евгений Зарицкий. Криминальную «крышу» обеспечивал главарь банды киллеров Аслан Гагиев по кличке Джако Кровавый, который по бухгалтерии ФЛК проходил как Сергей Морозов, один из акционеров фирмы. Гагиев прославился тем, что забетонировал в бочке и несколько дней пытал на летнем солнце председателя правления банка «Кутузовский» Олега Новосельского. Потом бочку с банкиром утопили на дне Канала имени Москвы. Ряд жертв отправили на тот свет прямо в офисе ФЛК, в комнате по соседству с кабинетом, где проходили совещания с участием чиновников из правительства. Список чиновников, которые получали откаты за распил в ФЛК, удалось найти. (Окончание истории: в 2011 году Бурлаков был застрелен неизвестными киллерами в московском кафе «Хуторок» - прим. Ред.)
Чехов против Януковича
В апреле 2004 года в Крыму проходила встреча президентов России и Украины на высшем уровне. Дело было накануне президентских выборов в незалежной, поэтому Леонид Кучма привез «на смотрины» своего преемника - Виктора Януковича. Всех предпринимателей - с каждой стороны по семь человек - в автобусах с зашторенными окнами отвезли на секретную дачу Сталина в горах, где прошла конфиденциальная встреча. Кучма, накануне наградивший меня орденом «За заслуги» в Крыму, сказал, что надо поддержать избирательную кампанию Януковича и скинуться по 10 миллионов долларов. Деньги в любой форме примет Виктор Медведчук (в то время — руководитель администрации президента Украины).
«Янукович с его уголовным прошлым и криминальными наклонностями - неправильная ставка, - подумал я. - Украина заслуживает другого». Мне казалось, что и президенту России этот кандидат не особенно симпатичен, он даже уклонялся от персонального общения с Януковичем. Но Кучма его активно продвигал и в конце концов навязал. Тогда я отказался «сдавать деньги». Сказал, что хочу восстановить театр имени Чехова в Ялте, это будет стоить мне дороже... Этого мне, конечно, не простили. Когда в Киеве осенью 2004-го произошла «оранжевая революция» и Янукович провалился в первый раз, начали искать виноватых, «доброжелатели» записали меня в «спонсоры Ющенко»… (А закрытый из-за ветхости Ялтинский театр имени А.П. Чехова был действительно отреставрирован на деньги Лебедева в 2008 году - прим. Ред.)
ИТОГО
Что такое «Третий колониализм»
…Если остаются какие-то сбережения, вы несете их в банк. Но если деньги в своем кошельке вы способны контролировать, то оказавшиеся в банке - никоим образом. За контроль теоретически отвечает Центральный банк, но и он легко может попасть под влияние нечистых на руку банкиров и их покровителей. Через какое-то время, трансформировавшись из рублей, рупий, песо, динаров и юаней в доллары, они оказываются в огромном грязном бассейне - том самом «контуре» из ведущих мировых банков и фондов в офшорных зонах, под защитой юристов, судов и политиков. Потом вам скажут (если вы вообще спросите), что произошел кризис, банкротство, форс-мажор… В любом случае, суть одна — ваших денег нет, они оказались в чужих карманах. Ежедневно деньги миллионов людей перетекают в карман ограниченного круга лиц, и никому до этого нет дела.
По оценкам международных мониторинговых организаций, сейчас в этом бассейне «грязных денег» находится более 60 триллионов долларов, что сопоставимо с годовым ВВП планеты. И каждый год туда добавляется еще триллион. Эта сумма многократно превышает доходы от наркотрафика, проституции и торговли человеческими органами. Между тем с этими видами преступлений идет непримиримая борьба, а о грязном триллионе от «белыхворотничков» ничего не слышно. Странно, правда? Именно Европа и США, построившие целую индустрию откачки и отмывания денег из стран третьего мира, создали коварную новую форму колониализма, которую я называю «Третий колониализм».
Убить раковую опухоль
Третий колониализм рано или поздно приведет к глобальному коллапсу и гибели цивилизации в нынешнем виде. Поэтому международную финансовую олигархию можно уподобить раковой опухоли, которая сжирает человечество. Как известно, самостоятельно опухоль погибает только вместе со смертью всего организма. Однако деньги тоже подчиняются закону сохранения энергии - они никуда не исчезают. Каждый украденный рубль или доллар можно найти. Нужно лишь проявить волю и сделать «глобальную химиотерапию». Будет больно, неприятно, но иначе не выживем.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Лебедев Александр Евгеньевич. Родился в 1959 году. Окончил МГИМО и институт КГБ СССР. В 1987-1992 гг. работал в Службе внешней разведки, занимался предотвращением утечки капиталов за рубеж.
Финансист, предприниматель, филантроп, владеет иностранными активами (в том числе английскими газетами Evening Standart и The Independent). Председатель совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация».
Депутат ГД РФ в 2004-2007 гг.