О том, кто на самом деле управляет хакерскими атаками в интернете и почему Обама испортил отношения с Россией, а также что больше всего угрожает безопасности нашей страны, в интервью "Российской газете" рассказал секретарь Совета безопасности Российской Федерации Николай Патрушев.
Николай Платонович, прошедший год запомнился нам постоянными обвинениями в адрес России со стороны наших западных партнеров, и особенно уходящей американской администрации. Понятно, что можно было не реагировать на все эти слова, если бы они не подкреплялись конкретными и явно враждебными действиями.
Николай Патрушев: Направленная на дискредитацию нашей страны политика уходящей администрации Барака Обамы проводилась не случайно. Дело в том, что в Вашингтоне не готовы принять тот факт, что стратегия глобального лидерства США все отчетливее уступает место процессам формирования многополярного мироустройства и построения справедливой архитектуры международной безопасности. Администрация Обамы стремилась сохранить свою доминирующую роль на международной арене, при этом в свои авантюры они все активнее вовлекали следующие в их фарватере западные страны.
Выдвигая необоснованные обвинения в адрес России, в США умалчивали о том, что проводимый ими курс зачастую сопровождается грубым нарушением международных договоров и обязательств, разжиганием территориальных споров и созданием новых разделительных линий, будь то в Европе, на Ближнем Востоке или в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Недружественные, противоречащие международному праву действия фактически привели к разгулу терроризма, усилению суннитско-шиитского и в целом цивилизационного разлома, а также гуманитарным катастрофам в отдельно взятых государствах и регионах.
Опасность переноса возникших вызовов и угроз, в том числе на территорию России вынудила нас принять меры по укреплению своей безопасности, потребовала внесения корректив в проводимую политику в международных делах.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что 2016 год проходил под знаком антитеррористической операции России в Сирии. При этом никто не скрывал, что угроза проникновения террористов из зон боевых действий на территорию нашей страны вполне реальна.
Николай Патрушев: При поддержке Воздушно-космических сил и Военно-Морского флота России воюющим в Сирии террористическим группировкам нанесен серьезный ущерб, большая часть территории страны полностью освобождена от радикалов. При этом в Сирии мы не ограничивались лишь военными мерами. С самого начала контртеррористической операции мы думали о том, как восстановить в Сирии нормальную жизнь, сделать так, чтобы ее территория никогда больше не стала плацдармом для экстремистов.
В отличие от наших западных партнеров, Россия оказывала и продолжает оказывать реальную гуманитарную помощь сирийскому населению, направленную на недопущение гуманитарной катастрофы в целом ряде городов и населенных пунктов страны. Наконец, мы активно участвуем в разминировании в освобожденных районах. Теперь перейду ко второй части вопроса. Значимость внешних факторов, формирующих террористическую угрозу для России, действительно повысилась. И это связано не только с сирийским фактором, но и с происходящим в Ираке, Ливии, Афганистане, на Украине, а также некоторых других странах. К примеру, новой негативной тенденцией стала диверсионно-террористическая деятельность в Крыму, осуществляемая украинскими спецслужбами.
В целом проводимые оперативные мероприятия позволяли эффективно и своевременно пресекать попытки проникновения на нашу территорию террористов из зон боевых действий. В минувшем году таким путем было выявлено свыше 900 лиц, причастных к террористической деятельности.
Наряду с этим по-прежнему существует проблема законспирированных ячеек международных террористических организаций, действующих на нашей территории под видом традиционных мусульманских общин. При поддержке отдельных стран - не буду их сейчас называть - они занимались пропагандой экстремизма, привлекали новых членов, осуществляли отправку наемников в лагеря подготовки террористов.
Планируем продолжить работу, направленную на усиление контроля за лицами, прибывающими из стран с повышенной террористической активностью, и в целом координацию действий ответственных ведомств в вопросах противодействия терроризму. Безусловно, серьезные усилия будут сосредоточены на обеспечении безопасности предстоящих в России крупных международных и спортивных мероприятий.
Насколько эффективно сотрудничество России с другими государствами в противодействии международному терроризму?
Николай Патрушев: В первую очередь удалось активизировать работу в рамках Совета Безопасности ООН. Россия способствовала принятию важных резолюций, направленных на борьбу с ИГИЛ и другими террористическими организациями, а также финансированием терроризма. Вместе с тем сегодня в наше распоряжение попадают все новые и новые подтверждения сотрудничества с террористами как отдельных государств, так и влиятельных зарубежных и в некоторых случаях даже транснациональных компаний. Речь идет о закупках нефти и другого вида сырья у террористов, а также о выплате им денежных вознаграждений за получение разрешений на производство и транспортировку товаров на контролируемых ими территориях. Пресекать такую практику - задача всех без исключения стран, которые заявляют, что они противодействуют терроризму.
Созданы предпосылки для углубления контртеррористического сотрудничества в рамках других международных организаций и объединений - БРИКС, СНГ, ШОС, ОДКБ.
К примеру, учреждена Рабочая группа БРИКС по антитеррору. Принята программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на ближайшие годы. В рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС разработан алгоритм совместных действий компетентных органов по противодействию вызовам и угрозам, исходящим от ИГИЛ. В дальнейшем эффективным видится создание на базе РАТС ШОС Рабочей группы по противодействию финансированию терроризма за счет наркотиков.
Ряд документов, предусматривающих дополнительные меры по борьбе с терроризмом, принят в ОДКБ. Разработано положение о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими на территории государств - членов Организации.
Контртеррористическая проблематика стала основной темой международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, которая в 2016 году проходила в Грозном.
Российский опыт борьбы с терроризмом в отдельно взятом регионе параллельно с его социально-экономическим развитием оказался весьма полезным для наших зарубежных партнеров. Очередную такую конференцию планируем провести в мае в Твери. Ожидаем участие делегаций из более 70 стран мира.
Будем стремиться совместно продолжать работу, направленную на ликвидацию террористической угрозы, исходящей с территории Сирии и Ирака, на обеспечение плотной координации усилий государств, заинтересованных в стабилизации Ближнего Востока.
К сожалению, администрация Барака Обамы больше говорила, чем взаимодействовала с нами. В конечном итоге это свело на нет эффективность сотрудничества с США на антитеррористическом направлении. Рассчитываем, однако, что в 2017 году нам удастся наладить конструктивные контакты с американскими партнерами.
Безусловно, востребованным остается продвижение инициативы президента Российской Федерации о формировании широкой международной антитеррористической коалиции с глобальным охватом.
Через несколько дней вступит в должность новый президент США. Изменится ли стратегическое взаимодействие Москвы и Вашингтона с приходом Дональда Трампа?
Николай Патрушев: По крайней мере избранный президент США в своих выступлениях не называет Россию угрозой или злом. Курс Барака Обамы не только отбросил российско-американские отношения далеко назад, но и во многом определил вектор взаимодействия России с НАТО и Евросоюзом, наметившийся за последние несколько лет. И одной антироссийской риторикой тут, к сожалению, дело не заканчивалось. Приведу лишь некоторые примеры.
Число заходов кораблей нечерноморских государств НАТО в акваторию Черного моря возросло в 3 раза. Интенсивность полетов вдоль российских границ тактической и разведывательной авиации увеличилась почти вдвое, а самолетов дальнего радиолокационного обнаружения - в 9 раз.
Взят устойчивый курс на дальнейшее расширение Альянса, куда форсировано подтягивают Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину. Продолжается размещение элементов глобальной системы ПРО США в Европе. Наряду с постановкой на боевое дежурство в Румынии комплекса "Иджис Эшор" планируется приступить к развертыванию позиционного района в Польше. Принято решение о размещении американских противоракетных комплексов в Республике Корея. Под предлогом так называемого "вынужденного реагирования" на активизацию деятельности России в Заполярье руководство НАТО принимает меры по укреплению северного фланга блока.
Консолидированные усилия Запада направлены, в числе прочего, на подрыв интеграционных процессов с участием нашей страны, на девальвацию идеи "русского мира" в целом, что угрожает безопасности не только России, но и целого ряда государств.
Решение же Белого дома объявить персонами нон грата 35 российских дипломатов стало самым масштабным случаем единовременного выдворения сотрудников дипмиссии со времен "холодной войны".
Складывается впечатление, что Демократическая партия США пытается отыграться на России за собственные неудачи и просчеты. По большому счету американских граждан мало интересует ситуация на международной арене. Их волнует обстановка внутри страны. И именно неудачи во внутренней политике США привели к таким результатам выборов.
Конечно, в этих условиях с избранием президентом США Дональда Трампа мы не можем говорить о принципиальных изменениях в российско-американских отношениях. Иллюзий относительно скорого ослабления мер стратегического сдерживания России мы не питаем.
Потребуется последовательная и кропотливая работа по всем направлениям. В том числе по тем, по которым она была прекращена или свернута. Мы к такой работе готовы. Разумеется, на основе равноправия и взаимоуважения. Ведь от нее будет зависеть стабильность в международных отношениях в целом.
А это, убежден, полностью соответствует коренным интересам и американского народа.
Полагаю, что определенные возможности для конструктивного взаимодействия с США откроются в борьбе с терроризмом, в сфере информационной безопасности и по некоторым другим направлениям. В случае заинтересованности администрации Дональда Трампа будем готовы к возобновлению полноформатных консультаций с американскими партнерами по линии Совета безопасности Российской Федерации.