Завтра в Ульяновске день траура. У компании «Волга-Днепр» много цветов и свечей. На земле сидит парень, плачет.
- Соболезную. Кого вы потеряли? - спрашиваю осторожно.
- Лично - никого, но у всех чувство такое, будто твоей семьи коснулось горе. У нас тут в каждой второй семье люди с авиацией связаны.
Ульяновск и правда называют авиационной столицей России. Здесь крупнейшее в стране высшее авиационное училище, завод «Авиастар», который выпускает ИЛ-76, и крупнейшая в мире грузовая авиакомпания «Волга — Днепр». Именно ее сотрудники в минувшую пятницу и оказались в отеле Radisson blu в Бамако, столице африканской Мали, куда ворвались террористы и открыли стрельбу. Гостиницу выбрали намеренно: отель популярен среди иностранцев и сотрудников авиакомпании Air France. В заложниках у боевиков оказались 140 гостей (среди них индийцы, китайцы, турки) и 30 сотрудников. Убивать людей террористы начали сразу.
- Было утро. Из своих номеров люди как раз спускались на завтрак, и наши ребята тоже, но кто-то задержался в номерах, это их и спасло, - говорит жена выжившего пилота.
Россияне стали первыми, по кому террористы открыли огонь: 52-летний штурман Александр Кононенко, 40-летний бортрадист Владимир Кудряшов, 56-летний бортинженер Константин Преображенский, 52-летний лоуд-мастер Сергей Юрасов, и авиамеханики — 42-летний Станислав Думанский и 27-летний Павел Кудрявцев. Они погибли сразу. Еще шесть сотрудников компании находились в своих номерах на втором этаже, среди них - командир воздушного судна. Они сумели забаррикадироваться в комнатах. Спецназ пошел на штурм, 150 заложников, в том числе и пятерых россиян, освободили. Всего погибли 19 человек. Пережить этот кошмар не довелось троим сотрудникам «Волга-Днепр»: их не было в отеле, они как раз готовили самолет к вылету.
КАК УЛЬЯНОВЦЕВ ЗАНЕСЛО НА МАЛИ
На самом деле ничего странного тут нет. Сотрудники «Волга-Днепр» где только не бывали. Флот компании уникальный — в эксплуатации 12 самолетов АН-124, это знаменитые грузовые «Русланы», которые могут перевозить сверхтяжелые и не стандартные грузы на очень далекие расстояния. Так много нет ни у кого. Созданная в 1990 году и сделавшая ставку именно на эти самолеты, компания не прогадала. Заказы на перевозку поступают со всего мира. Какие только грузы и в какие точки земного шара летчики не доставляли: мобильные буровые установки из Бельгии в Кувейт, космические аппараты на космодром Байканур, промышленное оборудование для газоперерабатывающего завода в Папуа — Новая Гвинея, асфальтный завод из США в Россию, привозили гуманитарку пострадавшим после цунами в 2005 году по заказам ООН и Международного Красного Креста, жертвам урагана «Катрина» и других ЧС.
В Бамако российский экипаж привез строительное оборудование из Норвегии. Роскошный Radisson в самом центре столицы (номера по 16 тысяч в сутки) компания позволить себе могла. Да и другой альтернативы по сути и нет. На все остальное в беднейшей Мали без слез не взглянешь. Заселились на два дня. Возвращаться домой должны были уже в субботу...
«БЫЛИ ЛУЧШИМИ В СВОЕМ ДЕЛЕ»
Прилетели сегодня. Не все. «Руслан» долго кружил в небе из-за тумана, но летчики все-таки приняли решение садится. В аэропорту их ждали родные.
- Я как чувствовала, поставила в четверг свечку Николаю Чудотворцу. Может, это его спасло, - говорит жена ульяновского пилота Александра Самойлова. Обнимает мужа. И оба не могут сдержать слез: и от того, что встретились, и от того, что шестерых друзей уже не вернуть.
Тела погибших в Ульяновск привезут через неделю. Их имена руководство компании не называло долго, хотя опознали мужчин почти сразу. Сотрудники лично приходили в семьи вместе с психологом, чтобы сообщить горестную весть. Не хотели, чтобы о смерти близких они узнавали из теленовостей и интернета.
Жена погибшего бортинженера Константина Преображенского старается держаться, но просит пока не задавать ей вопросов. Тяжело отвечать. Вместе с Константином они вырастили двоих детей. Дочь сейчас живет в Москве, сын пошел по стопам отца – закончил авиационное училище и стал пилотом.
- Последний раз говорил с Костей вначале октября — поздравлял его с днем рождения, - рассказал нам сослуживец Преображенского Геннадий Дегтярь. - Я часто летал в одном экипаже, когда работал в Ульяновском авиаучилище. Потом наши пути разошлись - он устроился в «Волгу-Днепр», а я полетел в Африку. Нас многое объединяло. Это был не просто хороший человек, это был – человечище. Студенты, когда он преподавал, его обожали, узнавали, что лететь на ГОСЫ с Пребраженским, аж приплясывали, ведь Костя всегда им покажет режим полета, поможет, объяснит.
Станислава Думанского из этой командировки не дождались жена и маленький ребенок. Несмотря на то, что ему было 42 года, брак у Станислава был первый. Семью хотел такую чтобы на всю жизнь, не разменивался на скорые отношения, поэтому так долго ждал свою единственную, которая родила ему долгожданного сынишку. Папу теперь он будет помнить только по фотографиям.
А самого молодого члена экипажа 27-летнего Павла Кудрявцева в Ульяновске ждала девушка.
- Паша был простым, добрым, ответственным человеком. Всегда мечтал связать свою жизнь с авиацией и мечту исполнил, - рассказал нам одногруппник Павла Николай Малышев. - А еще мечтал о семье, встречался с девушкой.
Штурмана Александра Кононенко похоронят в Нижнем Новгороде — именно там его из каждой командировки ждали жена и дочка. Он летал по всему миру, с самыми важными миссиями, а погиб от рук террористов в Мали.
- Я помню его веселым жизнерадостным балагуром. Все неурядицы встречал он с оптимизмом и никогда не падал духом, - с печалью рассказал нам один из бывших сослуживцев Александра. – В начале 2000-ых, когда наша авиакомпания начала разваливаться, все стали разбегаться кто куда – кто запчастями на рынок торговать, кто в охранники подался. А Саша не хотел расставаться с профессией. Изучил в совершенстве английский язык и устроился в «Волга-Днепр» - стал летать по всему миру в качестве штурмана на АН-124-100 «Руслан».
- Для авиации это огромная потеря, потому что специалистов такого класса не так уж и много, - сказал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. - Мы сегодня встретили выживших, они чувствуют себя нормально. Выражаем соболезнования родным и близких. В ближайшее время мы решим вопрос о выплате компенсаций.