ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Апрель 1, 2024

«Мы устали от страха»

Рейтинг: 0

Автор: Мария Лисицына.. Ежедневная Деловая Газета Рбк

Как жители приграничного Грайворона уезжали из своих домов под падающими снарядами, прятались от дрона в болоте, различали, «Град» или «Ураган» над головой, и как устраивают свою жизнь сейчас — в репортаже РБК.

«Ощущение, что прямо возле дома танки лупят»
Город Грайворон в окрестностях Белгорода и раньше был одним из наиболее пострадавших от обстрелов приграничных пунктов, но многие жители не покидали свои дома. Новые массированные обстрелы городского округа (включает в себя 40 населенных пунктов, численность населения — около 26 тыс. человек) начались в ночь на 12 марта — около полуночи. «Было ощущение, что возле дома стоят танки и лупят, такой стоял грохот. В 6:00 мы встали — начало взрываться где-то рядом с нами, без конца выла сирена. Я даже не знаю, как это передать, когда все летит, взрывается, непонятно даже, с какой стороны», — рассказала

РБК жительница одного из сел в Грайворонском округе Дарья.
«Было очень страшно. Кто-то прятался в ваннах, кто-то — в коридорах, кто-то — в подвалах», — говорит Анжела, жившая в Грайвороне. По ее словам, жители города в это время скупали в магазинах надувные матрасы, чтобы спать в коридорах во время обстрелов. «Вокруг было очень громко. Было настолько громко, что казалось, выйдешь и обнаружишь у порога снаряд. Я утром выходила и сначала выглядывала, ничего ли не валяется во дворе. Мы очень устали от этого страха», — добавила она.

В первые дни обстрелов сирены, предупреждающие о ракетной опасности, выли почти непрерывно, вспоминают местные жители. «Этот звук доходит до каждого нерва», — вспоминает Ольга, живущая в селе Гора-Подол.

Первое сообщение об обстрелах глава Грайворонского округа Геннадий Бондарев опубликовал в своем телеграм-канале в 8:05 12 марта, это было напоминание о необходимости оставаться дома в случае ракетной атаки. Позже губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков в ежедневной сводке о последствиях обстрелов в области сообщил, что по Грайворонскому округу 12 марта было выпущено не менее 165 снарядов. Помимо этого, он указал, что в некоторых селах были «множественные прилеты», без уточнения их числа.

Тогда же в Грайворонском округе начались первые отключения электроэнергии и газа. Утром 13 марта глава округа сообщил, что движение рейсовых автобусов в некоторые села Грайворонского округа, в том числе Мокрую Орловку, Дроновку и Горьковский, временно приостанавливается.

На фоне непрерывных обстрелов жители Грайворона и приграничных сел начали спешно выезжать в более безопасные места. «Мы [с сыном] выскочили из дома как были — только в домашнем. Хорошо, что у меня заранее сумки были налажены, еще с мая, мы же живем как на пороховой бочке, — говорит Светлана, которая жила в Грайвороне. — Едем, мимо нас пролетел танк, свалил столб, с той стороны проводами тоже что-то задело, переехал колонку. Мы дальше едем, а по всему асфальту торчат снаряды».

Следы от танков до сих пор видны на шоссе, ведущем из Белгорода в Грайворон. По мере приближения к границе, в районе села Головчино, на обочинах можно увидеть горелые проплешины — по словам местных жителей, это следы от контролируемой детонации неразорвавшихся кассетных боеприпасов, которыми обстреливают приграничье.

Практически у всех жителей, с которыми общался РБК, к началу массированных обстрелов уже были собраны «тревожные чемоданчики» с одеждой, обувью, документами, детскими вещами, необходимыми лекарствами. Грайворонцы в большинстве собрали их еще в прошлом мае.

«Муж между сиренами посадил меня с детьми в машину, я перекрестилась и на одном дыхании выскочила из Грайворона, — рассказала Дарья. — Даже не знала, куда мне ехать, куда деваться. Выехала за Борисовку (поселок городского типа в 30 км от Грайворона. — РБК) и остановилась у магазина. Приехал муж, и мы еще час думали, куда нам поехать. В итоге поехали к знакомым в Борисовке».

По словам собеседников РБК, они уезжали самостоятельно, на личных машинах или на такси. Как рассказала Анжела из Грайворона, некоторые из ее знакомых по сарафанному радио узнавали, что в грайворонском Доме культуры есть пункт временного размещения, а также возможность выехать на организованном автобусе. Те, кто воспользовался такой возможностью, говорят, что их на несколько часов размещали в ПВР, а затем, во время затишья между обстрелами, вывозили в Борисовку. Инвалидам и пожилым помогали эвакуироваться бойцы территориальной обороны — на руках заносили коляски в автобусы.

15 марта Гладков сообщил в телеграм-канале, что проехал села Гора-Подол, Глотово, Козинка (это ближайшие к границе села в Грайворонском округе). «Вместе с бойцами территориальной самообороны и священником вывезли жителей в безопасное место и отправим, если будет желание, к родным или в ПВР», — написал он. В телеграм-канале Бондарева 19 марта был репост записи Гладкова о том, что власти продолжают вывозить жителей округа «через подомовой обход» в безопасные места, в первую очередь в Старый Оскол.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

предыдущая
  • Поделиться в
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни