Причина - так называемый зацепинг, катание на крышах, буферах и других внешних частях железнодорожных составов. Зацепинг находит все новые и новые жертвы. Есть ли рецепт спасения от экстремального увлечения?
По статистике, в России от зацепинга погибает несколько десятков молодых людей в год, а калечится в полтора раза больше. Но даже эти страшные цифры не останавливают молодых людей, которые ради острых ощущений цепляются за составы, путешествуют между вагонами скоростных составов и абсолютно непонятно зачем проверяют на прочность высоковольтные провода электричек.
«СЛАБОУМИЕ И ОТВАГА»
4 мая этого года от удара током погиб 16-летний зацепер из Мордовии. Несчастный случай произошел недалеко от станции Саранск. Как полагает следствие, парень решил проехаться на крыше электрички, где получил удар током. Тело подростка без признаков жизни обнаружили сотрудники железной дороги.
13 мая 13-летний подросток из Электростали погиб, когда пытался забраться на крышу электрички в Подмосковье и ухватился за высоковольтный кабель. В тот же день, но уже на станции Электроугли 15-летний парень забрался на электричку и начал раскачивать токоприемник. Результат очевидный - парня сильно шарахнуло током. Судя по травмам, как минимум пара тысяч вольт прошли через руку зацепера прямо в пах. Парень свалился на рельсы, откуда его вытащили стоящие на платформе пассажиры. Скорая увезла зацепера в больницу, где ему обугленный детородный орган спасли, но ампутировали нижнюю треть руки. Школьник до сих пор в реанимации.
22 мая в подмосковной Балашихе на станции Железнодорожной 14-летний мальчик залез на крышу электрички, которая отходила от станции, но когда поезд экстренно затормозил, подросток не удержался на ногах и упал на «рога» электрички. Последние секунды жизни зацепера попали на видео, которое снимали с платформы его друзья. На кадрах, запечатлевших страшную смерть, виден столб искр на том месте, где стоял подросток. Матери передали обгоревший труп сына, который раньше уже был замечен за опасным развлечением.
25 мая 15-летний подросток из Приморья получил травмы и был госпитализирован, после того как решил прокатиться на грузовом поезде. Проехал, впрочем, недолго - через 500 метров сорвался и упал, угодив ногами под колеса движущегося состава.
А 17-летний экстремал из Москвы умудрился четыре часа проехать снаружи «Сапсана», который летел со скоростью 200 км/ч. С поезда парень попал прямиком в руки полицейских города на Неве, которым зацепер похвастался тем, что не первый раз путешествует таким образом и намеревался точно так же вернуться в столицу. Но в Москву его в обычном купе привезла вызванная в Санкт-Петербург мама, в отношении которой составлен протокол о неисполнении обязанностей по воспитанию.
ЛОВЦЫ АДРЕНАЛИНА
Свои «подвиги» безрассудные экстремалы стараются снять на видео и выложить в Сеть. И вся эта бессмысленная удаль ради внимания и лайков! Как же еще привлечь к себе внимание, если все, что ты умеешь, — это висеть на подножке? Хотя Роскомнадзор блокирует подобные ролики и группы зацеперов, но их все еще достаточно на просторах интернета, потому что слишком много находится желающих наблюдать за опасными приключениями на грани жизни и смерти. «Чтобы победить зацепинг, необходимо блокировать любую информацию о нем в социальных сетях и сети Интернет, - считает лидер общероссийского движения «Сильная Россия» Антон Цветков, - причем не на уровне «общественники увидели и добиваются блокировки через прокуратуру», а на программном уровне - выявлять в течение секунды и автоматически блокировать. Зацепинг не экстремизм, но, возможно, информацию о нем нужно блокировать как опасную для жизни».
«В подростковом возрасте границы страха и риска стираются, детям кажется, что у них вся жизнь в запасе. Они не хотят видеть дальше своего носа и не задумываются о том, что маленькая ошибка в юности может стоить им жизни или испортить оставшуюся навсегда. Многие зацеперы, ставшие инвалидами, могли бы рассказать о том, чем обернулось их глупое увлечение, но кто будет их слушать? Подростки - особая категория, для которой мало авторитетных мнений, и многие ошибочно уверены: «Плохое случится с кем угодно, но не со мной». Юношеский максимализм и нигилизм нарушают контакт с реальностью, приводят к конфликтам с обществом, но, какими бы ни были мотивы, никакие запреты не сработают и даже сделают зацепинг еще привлекательнее. Детям нужно предлагать альтернативу», - считает психолог Инна Пестрова.
ПОКАЗАТЬ ДРУГУЮ ЖИЗНЬ
В СССР с этим было гораздо проще. Во-первых, если ловили, то милиционеры так пропесочивали «героя», что кататься снаружи электрички у него больше не возникало желания. Плюс в школу сообщалось о нарушителе, и там уже за него брались учителя, обещавшие за повторное нарушение все кары небесные. А еще тогда в стране было огромное количество реально бесплатных спортивных кружков и секций, где недоросли могли сбросить возрастной адреналин. В комплексе все эти меры если и не искореняли зецеперство - горячие головы найдутся в каждом поколении, - то точно не делали его массовым явлением.
Как же сегодня победить смертельную забаву подростков? Видеонаблюдение на платформах, турникеты и заборы на станциях, усиление контроля полиции и сотрудников железной дороги - хорошо, но к каждой электричке проверяющего не приставишь. Эффективная мера пресечения «подвигов» зацеперов, а главное - сохранения их жизни, - антивандальные видеокамеры с обзором 3600 на крышах поездов и по их бортам с выводом экрана в кабину машиниста. Необязательно ставить такую технику на каждый вагон - пары на весь состав вполне хватило бы. Даже если зацепер сбежит, его можно будет вычислить по камерам и выписать штраф ему или его родителям. И, конечно, существенно увеличить размеры наказания. Обязательно надо объяснить детям опасность смертельного увлечения, рассказать, какими могут быть его последствия. Профилактическую социальную рекламу лучше запускать не в телевизоре, который современные дети почти не смотрят, а в соцсетях и «Ютьюбе». Надо наглядно объяснить, что, путешествуя снаружи поезда, ты рискуешь оказаться на обочине путей или под колесами поезда.
Если подростку нравится экстрим и рискованные занятия, нужно направить его энергию в мирное русло - отправить на рафтинг, скейтбординг, скалолазание, альпинизм, дайвинг, картинг, предложить прыгнуть с парашютом, покувыркаться на батуте, погонять на картах… Подойдет любая спортивная секция, фитнес, единоборства - все что угодно, лишь бы ребенок мог реализовать свои потребности и почувствовать себя свободным. Обсудите с ребенком, что ему ближе. Пусть выбирает по душе, получает свою дозу адреналина и счастья!
А КАК У НИХ?
Во всех странах зацепинг запрещен, но пока ни одна страна не нашла действенных способов, которые отбили бы у подростков желание кататься снаружи поездов.
На фоне остальных стран самыми жесткими законами в отношении зацеперов отличаются США и Канада, где есть даже специальная железнодорожная полиция. Присутствие полиции в тактическом снаряжении и с автоматическими винтовками оказывает сдерживающий психологический эффект на потенциальных злоумышленников, а в составе поездов на платформах прохаживаются сотрудники полицейского департамента в штатском.
В некоторых странах выпускают поезда с закрытым межвагонным пространством, устанавливают съемные буфера, поручни и подножки на торцах кабин машинистов, ограничивая возможность проезда на хвостовом и головном торцах поезда, и даже специально смазывают поручни, помогающие взобраться на вагон, невысыхающими вязкими материалами, которые отбивают желание прикасаться к ним.
В Бангладеш против многочисленных зацеперов используют длинные бамбуковые палки, устанавливают на перронах высокие заграждения, а на крышах - колючую проволоку.
В Индонезии на электрифицированных линиях иногда повышают уровень напряжения контактной сети, делая максимально опасным нахождение наверху состава, а на неэлектрифицированных линиях устанавливаются специальные габаритные ворота с подвешенными на них бетонными шарами, которые сбивают людей с крыш.