ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 17, 2018

На полярных морях и на южных

Рейтинг: 0

Автор: Елена Булова. Вечерняя Москва

Сухопутный мальчишка с Патриарших прудов всю жизнь ищет затонувшие корабли

85 лет назад из Мурманска во Владивосток вышел пароход «Челюскин». В Чукотском море судно оказалось полностью заблокировано льдами, начало дрейфовать и в конце концов было раздавлено ими и затонуло. Наш обозреватель беседует с участником экспедиции в Северном Ледовитом океане, нашедшей затонувший корабль, профессором, ученым, членом Русского географического общества, лауреатом премии Совета Министров СССР Иосифом Рабиновичем.

— Иосиф Исаакович, насколько я знаю, экспедиций по поиску «Челюскина», в которых вы участвовали, было две с разницей в несколько лет, и вы нашли его только со второго захода?

— Совершенно верно. В первой экспедиции, которая состоялась через 70 лет после гибели «Челюскина», в 2004 году, принимало участие свыше 20 человек. А во второй — в четыре раза меньше.

— С чего началось ваше участие?

— С любопытного знакомства. У меня в библиотеке хранилась старая книга 1935 года о челюскинцах в бархатном голубом переплете, отделанная серебром. И когда я попал на Чукотку, то решил передать ее в музей, где встретил классического музейного работника. Он был из старых интеллигентов, с криво застегнутым пиджаком, но обладавший поистине энциклопедическими знаниями. «Голубчик! — воскликнул он. — Такое издание на Дальнем Востоке есть только в Магадане, да и то подпорченное, не со всеми страницами! А почему бы вам не поднять «Челюскин»? Он ведь затонул тут рядом, недалеко». Вот такая была интересная встреча.

Когда первая поисковая экспедиция все-таки стартовала, в ней было немало водолазов из разных мест, умеющих хорошо нырять. Начальником и душой экспедиции был Алексей Михайлов, он окончил МГУ по специальности «геофизика», с ним уже потом меня связала многолетняя дружба. Но тогда, в 2004 году, мы «Челюскин» не нашли. Ко второй экспедиции число желающих и верящих в эту затею подсократилось. Но нам крупно повезло. И в итоге мы подняли со дна стойку ограждения и кусок обшивки прожектора.

На пирсе при возвращении в порт нас уже ждали представители прессы. Срез металла находок мы послали в Копенгаген, фирме «Бурмейстер и Вейн», где в 1932 году построили «Челюскин» и сохранились архивы. Они провели экспертизу и ответили, что да, действительно, это стойка ограждения данного парохода. В Москве прошла выставка. Из Питера приехала Карина Васильева, родившаяся на «Челюскине». Ее отца Василия Гавриловича включили в состав специалистов, которые должны были сменить вахту полярников на дальневосточном острове Врангеля, а он не захотел расставаться с беременной женой.

Пригласили и Аллу Буйко, которую родители взяли в то плавание — ей тогда было два года. Папа ее ехал на остров Врангеля начальником полярной станции. У Карины родители остались живы. А у Аллы маму и папу потом расстреляли — она всю жизнь прожила в детском доме. Вот такие разные судьбы. Обе семьи плыли на пароходе, обе должны были быть высажены на Врангеле, зимовать на полярной станции.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни