Представляя Александра Третьякова, приходится постоянно использовать слово «первый». Он стал первым российским скелетонистом—чемпионом мира, обладателем Кубка мира, бронзовым призером Олимпиады и, наконец, первым олимпийским чемпионом. В мире его называют «русская ракета» за очень быстрый старт, а в России его победы — главная причина популярности скелетона. Но, кажется, чем больше он выигрывает, тем больше уходит в себя
Растрепанные волосы, умные глаза — Третьяков располагает к себе, он предельно вежлив, постоянно улыбается, но первое впечатление общительного и открытого парня обманчиво. В разговоре он не очень-то охотно раскрывается. Если только речь не идет о скелетоне.
Не знаю. На меня это не давит, ничего не испытываю.
Я общался с ребятами, другими олимпийскими чемпионами Сочи, все нормальные.
Но никто из них, в отличие от вас, в ответ на вопрос: «Куда вы денете три миллиона призовых?», не говорил, что даже не думал об этом. Вы не любите деньги?
Как это не люблю? Деньги — это приятный момент в нашем деле. Но во время подготовки и во время соревнований думаешь не о них, а о результате. Потом уже, когда выигрываешь медаль, начинает доходить, что тебе положены призовые. Обычно об этом журналисты напоминают.
Люди работают за деньги.
Конечно. Только у нас все зависит от того, как ты поработал. Нет результата — нет денег, есть результат — много денег. Но в процессе никто не думает об этом. На Олимпиаде, на чемпионатах мира, когда начинаешь вспоминать о деньгах, сразу из колеи вылетаешь, разгружаешься, и все идет наперекосяк. Такая специфика. Настраиваешься на победу ради победы, ради положительных эмоций. А все эти призовые и награды идут как приятный бонус.
Как работает эта система? Тяжело настроиться, очистить голову от лишних мыслей?
Да нет. Надо просто представить, как стартануть, понять траекторию, создать в голове маршрут и мысленно его пройти. С опытом приходит умение не думать о посторонних вещах, сосредоточиться на трассе, на конкретной попытке. Помню свою первую Олимпиаду. Я там волновался, много народу было, много внимания уделяли. Лезли в голову лишние мысли. Со временем справился, ко всему привык. В Сочи был уже спокоен.
То, что вы описываете, напоминает какие-то опыты из духовных практик: очистить мысли, расслабиться, думать о цели. Вы религиозный человек?
В какой-то степени. Да, верю в Бога. Православный христианин. Хотя я ко всем религиям адекватно отношусь. Могу почитать что-то о них, посмотреть. Но духовные практики, йогу не люблю. Мне нужны более активные тренировки. У нас есть СБУ (специальные беговые упражнения), ОРУ (общие развивающие упражнения). А йога — ну что йога? Просто сидишь. Это для терпеливых людей, не для меня. Мне нужно больше действия.
Вы производите впечатление очень терпеливого человека. Я слышала, что вы можете всю трассу исследовать по сантиметру.
Да, но это интересно, не надо стоять на месте, нужно двигаться. Все трассы разные, отличаются конфигурация, лед.
Если вам показать фрагменты разных трасс мира, вы могли бы определить, где какая?
Если только лед показать, то нет. А если с виражом, то можно, думаю, догадаться.
А любимая есть?
Да они все любимые. У каждой есть что-то свое, особенное. Когда кубки мира идут, не надоедает, потому что каждый раз что-то новенькое. Быстро время пролетает.
Какой пол у саней
Как вы готовились к соревнованиям на трассе в Сочи?
Мы там очень много тренировочных заездов сделали. Могу даже приблизительную цифру назвать.
Двести?
Да, примерно.
Получается, что успех в вашем деле — повторение и повторение?
Тренировки и тренировки. До автоматизма отрабатываем.
Выходит, что самым лучшим скелетонистом был бы робот, которому заложили бы в память каждую трассу?
Да. Когда мы готовились к Олимпиаде, сидели в Сочи целый месяц, делали по семь-восемь заездов в день. Голова уже ничего не соображала, отключалась, а тело работало. Потом приехали на Кубок мира отбираться — и все, другие трассы не получаются, потому что слишком привыкли к одной. Приходилось буквально заново учиться ездить.
А почему после победы на Олимпиаде не захотели отдохнуть и пропустить сезон, как это сделали некоторые спортсмены?
Я прилично отдохнул. Потом надоело, и в мае понял, что устал отдыхать.
Олимпийский чемпион — это тот титул, к которому идешь практически всю жизнь. Потом ты его добился, и, кажется, должно случиться что-то особенное, что начинается новая жизнь.
Я примерно так и рассуждал. Но дальше был новый сезон. И сейчас я уже забыл про ту Олимпиаду. Другие соревнования, Кубки мира. Все идет, как и шло до Игр. Хотя я тоже думал: «Стану олимпийским чемпионом, и жизнь изменится».
Как вы это представляли себе? Что должно было измениться?
Не знаю. Думал, что все, задача выполнена и можно будет уходить из спорта. Но спорт просто так не отпускает.
Чем бы вы занимались, если бы ушли?
Не знаю даже.
Может, поэтому вам и страшно попасть в реальную жизнь?
А я не в реальной жизни сейчас?
Я говорю о реальной жизни среднестатистического россиянина. Вы живете в замкнутой системе. В армии солдатам просто: они знают, когда им вставать, когда им ложиться, что им делать в течение дня. В спорте похожая ситуация?
Что-то общее есть. Но все равно у нас сборы не круглый год. Какое-то время ты все-таки находишься дома, а там взрослая жизнь и какие-то постоянные дела, которые возникают помимо тренировок.
Вам кажется, что вы взрослый чело- век?
Катаюсь на саночках — и взрослый человек? Не знаю. Хотя сам считаю, что взрослый.
И скелетон для вас не игрушка?
У нас с ним сугубо деловые отношения.
Имени ему не даете?
Вот это точно нет. Скелетон и есть скелетон. Хотя знаю многих спортсменов, которые и пол у своих саней различают, и имена им дают.
Шлем на двоих, скелетон на троих
Ваш скелетон делали специально «под вас»?
Да. Когда делают, учитывают рост, вес спортсмена. У кого-то плечи тяжелее, у кого-то задняя часть тела. Когда проходишь трассу, нужно балансировать, центр тяжести должен находиться в определенном месте, чтобы легче было скелетоном управлять. Тут все не так просто.
А когда вы едете, кажется, что все это очень просто. Зрителю, со стороны.
Так и выглядит. Все говорят: «Что там, ерунда!»
Только страшно. Особенно на старте, наверное.
Когда занимаешься первый год, страшно бывает. Сейчас нет.
Тот же боб выглядит надежнее, основательнее.
Хотя он опаснее намного.
Почему?
Как раз потому что он основательный. На меня тридцатикилограммовый скелетон упал, когда я на трассе ошибся, и ничего, скинул его с себя и спокойно докатился. А в бобслее, если авария, перевернешься, двести килограммов тебя сверху прижмет — и попробуй что-то сделай!
С другой стороны, там спортсмен не один. Все вместе поднатужились и...
Когда падение происходит, каждый борется сам за себя.
Вы ведь сами перешли в скелетон из бобслея.
Как раз в тот год скелетон стал олимпийским видом спорта, его начали активно развивать. В сборную набирали молодых и быстрых парней. А я понимал уже, что в бобслее серьезных результатов добиться не получится.
Но почему решили, что получится в скелетоне? Все-таки никогда у России не было высоких результатов в этом виде. Начинали практически с чистого листа. Не было серьезной базы, школы.
Да, было тяжело в те времена: один шлем на двоих, один скелетон на троих. Закалило характер.
Как удавалось показывать результаты в таких условиях?
Никак. Не было результатов. Первый раз поехал на международные соревнования, это был Кубок Европы. Стал там сороковым.
Где эмоции круче, адреналина больше? В бобслее или скелетоне?
В любом виде спорта. Я и в легкой атлетике выступал за университетскую команду. Там тоже адреналина хватало. Думаю, это не от вида спорта зависит, а от борьбы между спортсменами, плотности результатов, уровня.
Любовь с первого взгляда
От чего в спорте вы получаете удовольствие?
В скелетоне — от всего.
Непрофессиональные спортсмены занимаются спортом ради удовольствия.
Я тоже.
Что вы любите, помимо спорта?
Семью, конечно. У меня супруга, дочь. Очень тяжело переношу разлуку с ними, когда в разъездах. Но жена прекрасно понимает, что спорт это мое любимое дело, моя работа.
Вы бы отдали дочку в скелетон?
Скелетон — еще более или менее нормальная дисциплина, по сравнению с тем же бобслеем или санями. А дочка, я думаю, сама определится. Конечно, нужно, чтобы она занималась физкультурой, бегала, следила за собой.
Как ее зовут?
Ева… Может, она вообще не захочет спортом заниматься. Скажет: «Буду играть на пианино». И все. Спросит совета — посоветую, а навязывать свое не буду. Но пока еще точно не представляю, как это все произойдет, не знаю еще.
Вы дочку воспитываете?
Да, когда дома.
В чем заключаются ваши отцовские функции?
Что-нибудь показывать, объяснять. Она же маленькая. Ей всего два года. Покажешь ей: «Вот это собака». Треугольнички всякие, развивающие игрушки.
Что изменилось у вас, когда родилась дочь?
Я готовился к ее появлению, ждал. Друзья, у которых есть дети, предупреждали, что поначалу будет та еще жесть, что ночами не будем спать. В первые месяцы и правда было очень тяжело. Недосыпали, я прекрасно это помню. Свободного времени не было. Но я ее полюбил с первого взгляда. И сразу же очень четко понял, что теперь живу не для себя.
У вас перед глазами пример родителей, воспитавших вас?
На каждого человека больше всего должны влиять родители, быть каким-то примером по жизни, в отношениях и вообще.
Помните, что вам родители говорили в детстве?
«Сейчас дядю милиционера позовем». Всякое было. В детском садике, когда я плохо себя повел, подрался и щеку разодрал одному мальчику, отца вызвали на беседу. Воспитатель говорил ему что-то про меня, я стоял рядом. Потом отец сказал мне: «Все, пошли домой». По дороге я все ждал, что папа будет ругаться, но ничего не было.
Какой вывод вы сделали из этого? Что можно драться?
Я понял, что лишний раз лучше не рисковать. В первый раз простили, во второй — не выйдет.
Скорости хватает
Говорят, что у спортсменов нет интересов кроме спорта. Это ведь не так?
Ну, я точно не творческий человек. Но хобби есть — рыбалка. Сам процесс нравится. На природе, вдалеке от цивилизации порыбачить с друзьями.
У каждого уважающего себя рыбака должна быть история о том, как он поймал во-о-от такого карпа!
Мы один раз рыбачили на искусственном рыбозаводе, и там я и правда поймал вот такого карпа. Было дело. Понятно, что это нечестно. В дикой природе максимум щуку на один-два килограмма вытаскивал. Это было дома, в Красноярском крае. На речке Мана. Там щучка редко ловится, река горная, быстрая. Я не планировал ее ловить. Но закинул, достал и очень удивился.
На что ловите?
На спиннинг рыбачу, блесну закидываю. Не люблю просто сидеть с удочкой. А блесна — там постоянно движение, там менять их можно.
Не слишком вы любите состояние покоя.
Вообще-то да. Но иногда сильно устаешь, и вот тогда покой просто необходим. Вспоминаю, с Олимпиады вернулся, очень хотелось спать. Была б моя воля, спал бы дня два, отлеживался. А надо было туда-сюда, мероприятия, журналисты. Кроме рыбалки, кстати, еще хоккей люблю.
Играете?
На коньках плохо стою. Люблю смотреть больше. На матчи хожу.
Есть любимая команда?
«Авангард» и «Сибирь».
Вы приходите на матч, а вас там узнают?
В Красноярске часто узнают. В самых неожиданных местах. На улицах, в магазинах. Продавцы узнают. Дети, бабушки, дедушки.
И автограф просят?
Просят.
А за пределами Красноярска?
Меньше. В Москве бывало, что в метро узнавали меня. Пограничники узнавали.
Дает это в жизни какие-то бонусы? Вот вы превысили скорость: «А я олимпийский чемпион». «Ладно, тогда поезжай».
Не знаю. Не ловили. Когда на камеру снимают — там уже не поможет.
А превышаете?
Нет, стараюсь по правилам ездить, не нарушать. Мне на трассе скорости хватает.
Нормальный характер
Спорт меняет человека?
Спорт закаляет, приучает с детства работать изо всех сил, терпеть и идти к цели, а в нужный момент собраться и показать все, на что способен. Все спортсмены, которые выступают на высоком уровне, обладают этими навыками.
Но ведь было немало талантливых атлетов, которые не добились успеха именно потому, что им не хватило этих качеств: упорства, настойчивости, умения терпеть. Получается, спорт не всегда воспитывает в людях характер?
Есть такая проблема. Бывает, человек талантлив, но из-за того, что все легко дается, ему становится неинтересно, быстро надоедает. И он бросает. Не знаю, по каким причинам. А бывает наоборот. Нет у человека предрасположенности к чему-то, но ему очень нравится, и он работает все больше, вкладывается, тренируется, и, в конце концов, добивается большего результата, чем остальные.
Вы к какому из эти типов относитесь?
Я где-то посерединке.
Бывает такое, что вы просыпаетесь и: «Не хочу этот скелетон вообще! Только не сегодня!»
Да, бывает такое. Называется у нас «перекат». Перед Олимпиадой во время подготовки мы дни считали до выходных, в календаре вычеркивали. А в выходные ничего не хотелось.
Что тогда делали?
Пройдешься, воздухом подышишь и валяешься.
И «перекат» проходит?
За день он не пройдет, понятно. Нужно время.
Назовите самые главные качества в человеке, на ваш взгляд.
Человечность в человеке главное. А еще для меня очень важно, чтобы человек был честным. Философские у вас вопросы.
Само собой. Потому что о скелетоне вы готовы говорить часами, а о том, какой вы сам, нигде никакой информации нет. Вы всегда отшучиваетесь и ничего о себе не рассказываете. Хотите быть самым таинственным олимпийским чемпионом?
Не знаю. А что, остальные все сразу рассказывают? Все олимпийские чемпионы по первому запросу про себя все выкладывают?
Многие. Очень сложно что-нибудь скрыть, даже их поступки говорят за них. А вы никогда не вспылите, никогда не покажете эмоций. Все ваши интервью настолько ровные, а поступки такие выверенные, что сложно понять, какой у вас на самом деле характер.
Нормальный характер.
Александр Третьяков
Родился в 1985 году в Красноярске. Заслуженный мастер спорта России. Стал первым в истории российского скелетона олимпийский чемпионом в 2008 году. Бронзовый призер Олимпийских игр в Ванкувере 2010 года. Обладатель Кубка мира (2008–2009), чемпион мира (2013), многократный чемпион Европы и России. В российской сборной команде с 2004 года. Награжден орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени