Омский гарнизонный военный суд, признав незаконным задержание начальника 242-го центра ВДВ Олега Пономарева, тем не менее вчера определил его на два месяца в СИЗО. Полковник Пономарев стал первым фигурантом уголовного дела об обрушении казармы, в результате которого погибли 24 только что принявших присягу военнослужащих.
Военный суд рассмотрел жалобу адвокатов, утверждавших, что задержание полковника Пономарева являлось необоснованным и незаконным, а также ходатайство военного следствия о заключении подозреваемого под стражу на два месяца.
По мнению защитников, добивавшихся освобождения офицера, никаких серьезных аргументов у следствия, которые бы прямо подтверждали вину господина Пономарева в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия (ч. 3 ст. 286 УК РФ), в уголовном деле нет.
— Дело очень сложное, по нему назначено множество экспертиз,— сказал адвокат Анатолий Золотарев,— но пока нет их результатов — в материалах лишь общий набор характеристик трагедии, которые непосредственно в инкриминируемом преступлении моего подзащитного не уличают.
Сам полковник, пришедший в суд с иконой, выступал со слезами на глазах.
— Прошу считать меня соучастником этих событий, но попрошу выпустить на свободу,— заявил офицер.— Мне это нужно не для того, чтобы бежать. Прошу отпустить, чтобы попрощаться со своими погибшими солдатами, извиниться перед родителями тех, кто погиб, теми, кто лежит в госпитале... Мне дорога честь офицера, поэтому я стою здесь в форме и погонах.
По мнению представителя следственной группы Игоря Першина, в этом деле явно есть все основания считать, что Олег Пономарев виновен в превышении должностных полномочий.
— Именно им была дана команда на заселение солдат в казарму без ввода ее в эксплуатацию,— подчеркнул следователь Першин. Главный свидетель следствия — заместитель начальника центра Владислав Пархоменко — дал показания против господина Пономарева. Правда, сослался в них на слова некоего очевидца.
— В своих показаниях Пархоменко не говорит, что сам слышал о приказе от начальника части. Как же вы проводили следствие? — возмутился судья Сергей Денисенко, читая протокол допроса.— Откуда эта информация? Чему свидетелем он был? Здесь, в 13-м пункте, два слова "указывают очевидцы". Что он сам может сказать по факту обрушения? Как вы все записывали?
В деле был объявлен перерыв и в закрытом режиме начался второй процесс, где обсуждали возможность ареста полковника Пономарева.
— В этом деле нет оснований брать Пономарева под стражу,— пояснил "Ъ" Антон Антонов, второй адвокат подозреваемого.— Главное — это то, что он не опасен для общества. Он не будет предпринимать попыток к побегу. Не будет ни на кого давить. У него хорошая характеристика. Он участник боевых действий. У него 27 наград!
В итоге суд удовлетворил и жалобу адвокатов, и ходатайство следствия. Задержание полковника было признано незаконным, так как следствие не обосновало в протоколе его необходимость. При этом суд обязал заместителя руководителя военного следственного отдела по Омскому гарнизону Першина устранить это нарушение. Тем не менее другой судья Сергей Кудряшов все равно вынес постановление об аресте офицера на два месяца, до 14 сентября.
По словам источника "Ъ" в Минобороны, полковник Пономарев де-факто был вынужден "выбирать между двух зол": "Заселение военнослужащих-новобранцев в палатки повышает риск их заболеваний, а это гарантированный наезд "солдатских матерей" и прокуроров. Разрешил заселять — думал, что пронесет. Не пронесло". По информации "Ъ", вчера все документы по строительству объектов военного городка N35 были окончательно изъяты из профильных департаментов Минобороны.
Сегодня суд в Омске рассмотрит ходатайство следствия об аресте второго подозреваемого — директора ООО "Ремэксстрой" Александра Дорофеева, который ремонтировал рухнувшую казарму.