До начала движения на Московском центральном кольце (МЦК, бывшее название — МКЖД) остаются считаные дни. Его запуск не только полностью изменит транспортную схему столицы, но и придаст импульс градостроительному развитию прилегающих территорий. Реконструкция кольца вдохнет новую жизнь в целый ряд депрессивных районов, объединенных железной дорогой в так называемый ржавый пояс Москвы. Толчок созданию новой жилой среды, сформированной по принципу «город в городе», как свидетельствует мировой опыт, дает сбалансированная многофункциональная инфраструктура ТПУ. Об этом и расскажет наш материал «Градостроительство».
Важнейшая задача, которую позволяет решить запуск Московского центрального кольца, — это реабилитация и вовлечение в хозяйственный оборот территорий, долгое время находившихся в запустении. Не секрет, что в течение последних 25 лет производственный потенциал столицы неуклонно снижался, предприятия закрывались или перепрофилировались, и промышленный пояс, сформировавшийся вокруг железнодорожного кольца, постепенно превращался в «ржавый». Во многих сложившихся и вполне благоустроенных районах, например в Свиблове, участки, примыкающие к МЦК, были похожи на зоны отчуждения, которые местные жители предпочитали обходить стороной.
Запуск пассажирского движения позволит в корне изменить сложившуюся ситуацию. На первом этапе — и тут основная нагрузка ложится на городской бюджет — преобразования затронут территории, примыкающие к станционным павильонам.
В преддверии открытия здесь развернулись масштабные благоустроительные работы: кладут асфальт и тротуарную плитку, устанавливают скамейки и другие малые архитектурные формы, разбивают газоны, делают качественное освещение. Отдельный большой блок связан с развитием местной улично-дорожной сети: ведь ко многим станциям даже не было нормальных подъездных путей.
— Будет сформирована улично-дорожная сеть для подъезда к узлам железнодорожного кольца, а значит, и к заброшенным промзонам, которые станут привлекательными для инвесторов в плане застройки, получив транспортную доступность, — отмечает глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
Помимо новых маршрутов общественного транспорта, появятся и локальные пешеходные связи.
— Наша задача — чтобы жители близлежащих районов получили удобную пешую доступность, — подчеркивает чиновник.
Новые точки роста
В последующие годы транспортно-пересадочные узлы на МЦК получат дополнительное развитие. Горадминистрация рассчитывает, что они будут формироваться как центры общественно-деловой активности и точки притяжения для всех жителей района.
По предварительным проработкам уже в ближайшие годы в их составе может появиться около 600 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости и 40 тысяч новых рабочих мест. В частности, ТПУ «Ботанический сад», который ГК «Пионер» построит по проекту всемирно известного японского архитектурного бюро Nikken Sekkei, предусматривает офисный центр (на него придется около 44,6 тысячи квадратных метров), торговый комплекс (он займет 45,4 тысячи квадратных метров) и апарт-отель YE’S площадью 51,3 тысячи квадратных метров.
Усилиями проектировщиков Nikken Sekkei создан мастер-план знакового столичного проекта, представляющего собой новое поколение ТПУ. В его основу положена концепция так называемого транзитно-ориентированного девелопмента (Transit Oriented Development, TOD). Комплексная концепция проекта предполагает создание компактного субцентра, состоящего из трех функциональных зон.
Первая и самая важная — это технологическая часть ТПУ, объединяющая транспортную инфраструктуру МЦК, метро, общественного транспорта, такси. Вторая зона представляет собой места приложения труда, в том числе и для местных жителей — объекты коммерческой инфраструктуры: торговый и офисный центры, а также апарт-отель. Таким образом реализуется идея органичного соединения транспортного узла с многофункциональным проектом при помощи удобного пересадочного пространства.
Рядом, в третьей зоне развития, расположатся жилые объекты: современный жилой квартал «LIFE — Ботанический сад», который ГК «Пионер » планирует достроить в рамках редевелопмента промзоны к 2018 году. За счет комплексного подхода реализация проекта позволит не только облегчить транспортную ситуацию в районе, но и решить проблему «маятниковой миграции», создав новые рабочие места.
Дополнительным бонусом для Свиблова станет реабилитация Яузы. Прибрежную зону планируется привести в порядок: оборудовать пешеходные и велосипедные дорожки, игровые площадки и места для отдыха. Таким образом, в районе появится новая рекреационная зона, доступная для всех возрастных категорий.
Освоение будет комплексным
По оценкам горадминистрации, в непосредственной близости от МЦК находится 10,8 тыс. га промышленных и коммунальных земель, нуждающихся в реновации. На них планируется возвести около 2 миллионов квадратных метров недвижимости — строительство развернется по обе стороны от путей. Многие промзоны являются перспективными территориями комплексного освоения, стимулом для развития которых станет открытие станций МЦК. По мнению экспертов, жилье комфорт-класса, которое появится на месте бывших промзон, способно изменить имидж этих локаций и улучшить восприятие района в целом.
Среди наиболее перспективных проектов комплексной застройки, расположенных вблизи Московского центрального кольца, специалисты выделяют площадки «Большого Сити», промзоны ЗИЛ, Грайвороново, Южный порт, а также участок бывшего «Московского зеркального комбината, где ГК «Пионер» возводит жилой квартал «LIFE — Ботанический сад».
Проект полностью соответствует концепции LIFE, разработанной с учетом пожеланий современного горожанина. Это, во-первых, удобное местоположение (Location) и транспортная доступность, которую в данном случае обеспечивает наличие станций метрополитена и МЦК, развитая сеть маршрутов общественного транспорта и развитая улично-дорожная сеть.
Во-вторых, использование современных технологий, разнообразных планировочных решений и оригинальной архитектурной концепции (Innovation). Все дома комплекса строятся по монолитной технологии с использованием вентилируемых фасадов. Корпуса будут разноэтажными, а жилая часть высоко поднята над землей, чтобы в нижнем уровне могли разместиться кафе, магазины, отделения банков, аптеки и прочие объекты, необходимые для удобной и комфортной жизни.
Примечательно, что пользоваться этой инфраструктурой смогут не только владельцы жилья в «LIFE — Ботанический сад», но и те, кто живет в окрестностях. Благодаря строительству ЖК жители уже существующих домов получат короткий путь к северному выходу из метро. Он пройдет по центральной зеленой аллее комплекса, мимо площади, которая, как и пешеходная зона, должна стать общественным пространством, притягивающим жителей района.
В-третьих, проект учитывает потребности семей (Family): в самом ЖК будут построены детский сад и школа. Внутридомовые территории планируется оборудовать по принципу «двор без машин»: под каждой из четырех очередей строительства запроектированы подземные паркинги.
А место наземных парковок займут игровые и спортивные площадки и тихие рекреационные зоны для людей пожилого возраста. Наконец, ЖК «LIFE — Ботанический сад» может похвастаться соседством больших природных территорий (Ecology). Рядом расположен самый большой ботанический сад Европы, занимающий площадь 25 га. Также в непосредственной близости от жилых корпусов находятся богато озелененные берега реки Яузы.
Проект планировки предусматривает, что комплекс «LIFE — Ботанический сад» разместится к северу от железной дороги, а с южной стороны будут строиться коммерческие объекты, входящие в состав одноименного ТПУ. Таким образом, общая площадь застройки составит около 17 га — вместо неугодий и заброшенных промышленных объектов рядом с МЦК появятся новые «ворота» в Свиблове, формирующие современный имидж всего района.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— МЦК - это «ржавое» кольцо Москвы, которое превращается в кольцо для движения пассажирских поездов, для того чтобы промзоны вокруг этого кольца стали развиваться, чтобы на них строились новые микрорайоны и создавались новые рабочие места. Редко в каких мегаполисах реализуются столь масштабные проекты. Это 54 километра наземного метро, 31 станция, 31 транспортно-пересадочный узел, интеграция с радиальными направлениями железной дороги и метро.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марат Хуснуллин, заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
- Мы рассматриваем ТПУ на МЦК вместе с развитием прилегающих территорий и в перспективе видим ТПУ как некие центры общественно-деловой активности, центры притяжения. Попытаемся решить две задачи: обеспечить эффективные транспортные связи с прилегающими территориями и сформировать точки экономической активности. Реорганизация транспортной системы МЦК — это глобальный проект строительства ключевой транспортной артерии города.
СПРАВКА
Активная фаза реконструкции дороги началась только в 2011 году. За 5 лет на кольце проложили новые пути, полностью заменили контактную сеть, модернизировали основные мосты и путепроводы, реконструировали старые и оборудовали новые остановочные павильоны. Первая очередь включает запуск пассажирского сообщения и 24 ТПУ. Для завершения проекта, по оценкам горадминистрации, потребуется еще около 1,5–2 лет. В полном объеме МЦК — это 17 пересечений с 11 линиями метро и 10 станций-пересадок на 9 радиальных направлений железных дорог.
ОСОБЕННОСТИ
Концепция
Создание ТПУ вдоль Московского центрального кольца имеет с точки зрения градостроительства ряд преимуществ:
● Комфортные условия для пересадки пассажиров, в том числе маломобильных групп граждан;
● Обеспечивают комплексное развитие прилегающих территорий;
● Выполняют роль субцентра, где жители могут получить все, за чем раньше приходилось выбираться «в город»;
● Существенно улучшают имидж района;
● Архитектура подчеркивает современный облик мегаполиса.
Почему москвичи выиграют от запуска МЦК
● Появится еще одно скоростное кольцо;
● Снизится нагрузка на действующие линии метрополитена, в том числе на кольцевую;
● Уменьшится нагрузка на городские вокзалы и платформы радиальных направлений железной дороги;
● Не придется ехать в центр, чтобы попасть в соседний район;
● Повысится доступность рекреационных и зеленых зон;
● Смогут развиваться ранее заброшенные промышленные и коммунальные зоны.
ГРАФИК РАБОТЫ
Часы работы и стоимость проезда по железнодорожному кольцу будет такая же, как в метрополитене. А график движения поездов планируется корректировать по мере роста популярности МЦК. Поначалу поезда по МЦК будут ходить с интервалами 6 минут в часы пик и до 15 минут в остальное время. К 2020 году по мере застройки прилегающих к кольцу территорий пассажиропоток увеличится до 300 миллионов человек.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
Идея создать окружную железную дорогу вокруг Москвы принадлежала министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте (1849–1915). По проекту инженера Рашевского половина железнодорожных путей должна была использоваться для перевозки пассажиров, другая — для транспортировки грузов.
Строительство оценивалось в 40 миллионов рублей, но из-за войны с Японией смету урезали и вместо четырех путей к 1907 году было построено только два. Людей по кольцу возили всего несколько лет: в 1920-е годы с появлением трамвайного и автобусного сообщения необходимость в пассажирских поездах отпала, и МКЖД полностью переориентировалось на перевозку грузов. Вновь идеи Витте из-за прироста населения и автомобилей стали актуальны в начале ХХI века.