Минпромторг предложил радикально изменить законодательство о розничных рынках. Разрешить торговлю вне капитальных строений, упростить процедуру открытия новых рынков. И это далеко не все новации.
С начала 2000-х годов законодательство о рынках с каждым годом ужесточалось. Универсальные, то есть смешанные рынки, где торгуют и продовольственными, и непродовольственными товарами, запретили организовывать вне капитальных строений. А так как у многих собственников денег на строительство таких зданий не оказалось, они стали закрывать свои базары. И, как сегодня признают в минпромторге, с административными мерами явно переборщили.
По данным Росстата, с 2010 по 2017 год доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли страны снизилась с 12,4 до 6,6 процента. А количество рынков за последние десять лет сократилось почти в пять раз. По словам замминистра промышленности и торговли Виктора Евтухова, удручающая ситуация с рынками сложилась даже в традиционно "рыночных" южных регионах страны. В то же время Евтухов отмечает, что рынки и ярмарки крайне важны для продовольственной безопасности страны. Ведь для многих мелких и средних сельхозпроизводителей и производителей продуктов питания - они единственная возможность продать выращенную и произведенную продукцию. "В 2016 году половина сельскохозяйственных товаров была произведена в хозяйствах населения и фермерами", - сообщил замминистра. Однако продается из этого не более 15 процентов. Негде. Рынки закрылись, а торговые сети берут на реализацию только большие объемы. "Можно с уверенностью сказать, что до того, когда началось резкое сокращение количества рынков и иных малых форматов, в России не было никакой проблемы "диктата сетей над производителями", - считает Евтухов. У населения же сокращается возможность выбора товаров.
Для того чтобы снова разнообразить форматы торговли, дать производителям новые рынки сбыта, а покупателям - возможность выбора, минпромторг и затевает новую рыночную реформу. Предлагается признать утратившим силу Закон 2006 года "О розничных рынках", а обновленные нормы, регулирующие рыночную торговлю, включить в федеральный закон о торговле. Это даст возможность исключить ряд избыточных барьеров. Например, требование об организации рынка исключительно в соответствии с планом, который утверждается властями регионов и регламентирует не только места расположения рынков, но даже их количество и типы.
Требование о предельном сроке действия разрешения на право организации рынка (сейчас пять лет). Предлагается выдавать разрешения бессрочно или на срок действия аренды земли и иного имущества для организации рынка, а также на срок безвозмездного пользования землей в государственной или муниципальной собственности. Не должно быть и такого требования, как запрет продажи товаров на рынке с машин. Также предлагается установить, что в городах-миллионниках в составе рынка должно быть капитальное здание, но торговать сезонной продукцией можно и вне них.
Мнения экспертов разделились. Гендиректор Института маркетинговых исследований Александр Демидов считает, что возродить рынки не удастся. Да это и не нужно. "Это очень нишевая вещь, - объясняет он. - В других странах они существуют, но рассчитаны в основном на туристов. 90 процентов розничной торговли идет через сети".
А декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ "Высшая школа экономики" Татьяна Комиссарова, напротив, уверена, что рынки надо развивать. "Население не богатеет пока, особенно в малых городах и сельской местности, - подчеркивает она. - Люди начинают выращивать овощи, фрукты, хотят их продать, чтобы немного заработать. А им не дают. Ото всюду гоняют. Считаю инициативу минпромторга с экономической точки зрения очень верной. Но должен быть очень жесткий контроль, чтобы места выделялись настоящим производителям".