С большим украинским «контрнаступлением» произошла очередная трансформация. Как сообщила американская The Washington Post со ссылкой на военные источники, началась уже третья фаза наступления ВСУ, которая уж точно даст результат.
Стоит напомнить, как решительный «наступ» постепенно превращался в «многофазную» операцию. Большое наступление, когда ВСУ задействовало стратегические резервы, началось 4 июня. Основные бои развернулись на Запорожском направлении, однако они принесли ВСУ лишь огромные потери – в Интернете разошлось многочисленное видео с десятками сожженных и подорванных на минах немецких «Леопардов» и американских «Брэдли».
На Западе и в Киеве неудачу списали на «коварных русских», которые неожиданно стойко обороняются, и на их ужасные минные поля. После этого объявили о начале второй фазы. Она началась 26 июля, но пошла с тем же результатом, что и первая. И вот теперь новая корректировка планов – объявлена третья фаза.
Благодаря намеренным информационным вбросам в западных СМИ о планах большого украинского наступления было известно еще полгода назад. О нем начали писать еще в январе, анонсируя его начало сперва в апреле, потом в мае. НАТО не скрывало, сколько техники поставил Альянс для двух новых украинских армейских корпусов – 9-го и 10-го, сформированных специально для того, чтобы за трое суток прорвать нашу оборону, выйти к Крыму и Азовскому морю, по пути взяв Мелитополь, Бердянск и Мариуполь.
Киев получил от стран НАТО под это наступление 250 танков, включая «Леопарды», английские «Челленджеры», французские AMX-10, а также порядка 1000 боевых бронированных машин разной масти. Были переданы гаубицы, самоходки, комплексы ПВО, реактивные системы.
С исполнением этого плана вышла незадача. Хотя с главным направлением наступления источники американских СМИ не обманули: поход к Крыму и Азовскому морю до сих пор остается главной целью «наступа». О том, какую цену ВСУ уже заплатили за достижение этой иллюзорной цели, рассказало 4 августа российское Минобороны. Согласно его данным, ВСУ с 4 июня потеряли 43 тыс. военнослужащих.
Потери техники составили 4900 единиц различного вооружения: 26 самолетов, 9 вертолетов, 1831 танк и других боевых бронированных машин, включая 25 танков Leopard, 7 французских колесных танков AMX, 21 американская БМП Bradley. Потеряны также 747 орудий и минометов, включая 76 американских гаубиц М777, а также 84 самоходки из Польши, США, Франции и Германии.
Как можно оценить эти потери? Ну, вот, например, официальные данные МИД Украины о количестве вооружений ВСУ на 1 января 2022 года. Тогда в ВСУ насчитывалось 1970 танков, 3575 бронетранспортеров, 2376 БМП, 3182 орудия, 488 боевых самолетов, 102 ударных вертолета, 215 тыс. военнослужащих. К началу 2023 года почти вся та военная техника была утилизирована.
Получается, только за два месяца ВСУ потеряли в запорожских полях целую армию, которую ей полгода помогали оснащать и обучать три десятка стран НАТО. Вопрос: сколько времени потребуется Украине, чтобы восполнить эти потери и может ли Киев рассчитывать на такую же помощь НАТО при практически полном отсутствии результата на поле боя.
Оценивая очередной трансформацию наступления ВСУ, командир батальона «Восток» Александр Ходаковский в своем канале назвал его ползучим, «которое сложно было даже отфиксировать - так мало это начало отличалось от рядового всплеска активности».
«Стратегия (ВСУ) сейчас вполне линейная и построена на принципе «вода камень точит», - сделал вывод Александр Ходаковский.
По его мнению, главная задача ВСУ сегодня – сковать наши силы на разных участках фронта, чтобы мы не имели возможность перебросить силы на главное направление – южное или запорожское. «Почему-то мне кажется, что если на юге противник сможет поставить нас в критическое положение - где-то начнётся серьезная операция. А может, она начнётся и по каким-то своим причинам - мы все втайне на это надеемся», - заключил комбат.
За реализацию этих надежд отвечает российский Генштаб. Он точно знает направление нашего удара. Не исключено, что им станет тот участок линии боевого соприкосновения, который на днях посетил министр обороны Сергей Шойгу. Он побывал в штабе группировки «Центр» и заслушал доклад командующего группировкой генерал-лейтенанта Андрея Мордвичева. Эта группировка успешно действует на Краснолиманском направлении.
Генерал Мордвичев был назначен командующим войсками Центрального военного округа и одновременно командующим группировкой «Центр» в зоне СВО в феврале. Генерал несколько раз был командирован в Сирию, в ходе СВО руководил войсками при штурме «Азовстали» в Мариуполе.
В июле в интервью «Соловьев Live» генерал дал такой прогноз относительно наступления ВСУ: «Для наступа у них хватит до конца августа времени, …сильно такого ничего не достигнут, …к весне, я думаю, это все закончится».
Если прогноз генерала верен, то скоро многофазному украинскому наступлению придет конец.