К концу марта ажиотаж на авторынке приблизился к уровню первых дней военных действий в 2022 году — дилеры и аналитики говорят о росте «эмоциональных покупок» машин. Покупатели опасались удорожания автомобилей с 1 апреля из-за изменений правил ввоза из стран ЕАЭС, потенциальной волатильности курса после выборов президента РФ, а также отмены скидочных программ. В таких условиях машины активно покупали даже в кредит под 20% годовых. На рынке ожидают продолжения роста продаж в апреле, поскольку производителям нужно расчищать переполненные склады, а покупатели «привыкли бояться подорожания».
Продажи новых легковых автомобилей в РФ в последнюю неделю марта составили 38,4 тыс. и почти вышли на рекорд реализации с начала кризиса, наблюдавшийся с 28 февраля по 6 марта 2022 года. Такие данные приводит «Автостат». В начале марта 2022 года граждане в панике скупали машины на фоне объявлений о приостановке поставок западных автоконцернов.
Сейчас, считают собеседники “Ъ”, речь тоже идет об «эмоциональных покупках». Основным стимулом стало ожидание удорожания автомобилей с 1 апреля на фоне изменения правил ввоза из стран ЕАЭС. Помогают продажам сохраняющиеся скидки и программы поддержки, говорят опрошенные “Ъ” дилеры и аналитики.
«Все побежали покупать здесь и сейчас, боясь, что в апреле и мае будет дороже»,— поясняет директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов.
Сергей Удалов из «Автостата» считает, что это «искаженное понимание ситуации»: хотя модели, которые ввозятся параллельным импортом, действительно подорожают, глобально на уровень цен влияют объем складов и покупательная способность.
Гендиректор «Автодома» Андрей Ольховский добавляет, что «нельзя обойти и ситуацию с избирательными процедурами в РФ», которые тоже повлияли на спрос: «Было много сообщений про возможный рост курса валюты после выборов, что могло бы привести к росту стоимости автомобилей».
Спрос поддерживает и максимальное число специальных акций, субсидированных кредитов и программ поддержки от производителей, отмечает замгендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев. Скидки и программы поддержки, как писал “Ъ” 14 марта, запускались для распродажи запасов на складах, ввезенных в РФ еще в 2023 году, но так и не реализованных на фоне замедления рынка осенью. Сергей Удалов уточняет, что темпы накопления стоков уменьшились, но добиться их сокращения не удалось.
В итоге в марте продажи вышли на рекордный с начала кризиса уровень в 146,5 тыс. автомобилей, оценили в «Автостате» на основе данных АО ППК (СП агентства и «Электронного паспорта»).
Дилеры ожидают, что в апреле продажи как минимум не снизятся. «Рынок будет похож на мартовский, поскольку еще есть автомобили по старым ценам и те, кто не успел в марте купить машину, придут в апреле»,— говорит Николай Иванов. Он добавляет, что изменений в скидочной политике на апрель нет.
Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин подтверждает, что скидки сохраняются, так как на складах еще остаются автомобили 2023 года выпуска: «Их надо распродать, для того чтобы заполнить новым ассортиментом автомобилей, произведенных уже в 2024 году». Он также говорит о росте трафика в салонах в апреле.
«Сегодня скидки и спецпредложения еще действуют по многим брендам на новые автомобили,— соглашается Ренат Тюктеев.— К концу второго квартала уровень поддержек от производителей, стимулирующий спрос, снизится». Рост продаж в апреле продолжится, добавляет он, «возможно, в более спокойном ритме, нежели в марте».
«Апрель и май будут продолжением марта»,— считает и Андрей Ольховский. Он подчеркивает, что в РФ ввезли «неимоверно большое количество автомобилей с льготной таможней, их надо распродать». «Часть продавцов будет стремиться получить дополнительную прибыль. Но думаю, что вряд ли это удастся, потому что автомобилей слишком много»,— говорит он.
Во втором квартале продажи вырастут на 15–20%, но в следующие месяцы «потенциал спадет, если ЦБ не понизит ключевую ставку», считает господин Ольховский.
Политика скидок и спецпредложений также оказывает эффект на покупателей, говорит Сергей Удалов: «Программы поддержки и скидки, в отличие от изменения рекомендованных розничных цен, отменяются одним днем, и все это понимают». Причем аналитик пока не видит риска того, что нынешние продажи перетянут спрос с будущих периодов. Как и опрошенные “Ъ” дилеры, он указывает на фактор отложенного спроса.
Но рост цен будет, подчеркивают участники рынка. «Влияние запрета ввоза иномарок из стран ЕАЭС на цены — вопрос математики,— поясняет Андрей Ольховский.— Думаю, что рост будет постепенным и в нормализованном состоянии даст толчок на повышение стоимости автомобилей в среднем на 20–25%».
Сергей Удалов добавляет, что потенциальные покупатели привыкли существовать в парадигме постоянного опасения удорожания автомобилей, в том числе из-за потенциальных изменений курса. «Если есть возможность, автомобиль покупают здесь и сейчас,— поясняет он.— Например, выдачи автокредитов идут не только по моделям с субсидируемыми ставками, но и активно выдаются кредиты под 20%».