Россия и Турция сейчас переживают сложный период в отношениях — они довольно серьезно расходятся по сирийскому вопросу.
Россия оказывает содействие правительству Сирии во главе с президентом Башаром Асадом не только политически, но и военным образом. В то же время Турция поддерживает военные формирования противников Асада.
Такое противоречие уже привело к ряду острых заявлений. Однако кардинальная разница в отношении сирийского кризиса наблюдается уже несколько лет, и пока России и Турции довольно успешно удавалось отделить эту конфликтную точку от других направлений, где Россия и Турция постоянно усиливали свое взаимодействие.
Сегодня Россия является экономическим партнером для Турции номер один. Турция обеспечивает свою экономику газом российского происхождения на 56% и планирует еще больше увеличить эту долю. Российские туристы в огромной степени поднимают экономику Турцию. Турецкие компании активно участвуют в развитии российской экономики и получают значительные прибыли.
Вообще, за последние 20 лет экономика Турции получила огромные дивиденды от сотрудничества с Россией. И это экономическое сотрудничество пока только развивается, не останавливаясь.
На протяжении последних лет лидеры России и Турции — Путин и Эрдоган — демонстрировали очень позитивное и дружеское отношение друг к другу. А в Турции Эрдогана даже называют «наш турецкий Путин».
Такое постоянное развитие стратегического партнерства между странами не случайно. Россия после распада Советского Союза, по сути, стала новой страной и не претендует на гегемонию в мире. В то же время Турция находится на этапе быстрого развития.
На протяжении нескольких десятилетий главным идеополитическим союзником и патроном Турции были Соединенные Штаты Америки, которые гарантировали суверенитет и политическую стабильность в Турции.
Но сейчас эта ситуация кардинально изменяется: сотрудничество с США не нужно Турции для защиты от России. И даже наоборот, союзничество с США создает для Турции больше проблем, чем помощи в их решении. Дело дошло даже до того, что Эрдоган неоднократно заявлял, что заговоры с целью его свержения и дестабилизации политической организации идут из Америки.
Правда, он имел в виду не столько власти США, а таких турецких политиков, как Фетхуллах Гюлен, которые живут в США и создали большую сеть своих союзников в Турции. Участники этой сети, которую турки называют «внутреннее государство», и нанесли удар по Эрдогану.
Кроме США Евросоюз был второй опорой для Турции на протяжении десятилетий. Членство в ЕС было важнейшей целью турецкой внешней политики. И эта цель как бы стягивала турецкий политический класс, турецкую элиту в единое целое и обеспечивало тем самым ее единство.
Сейчас, когда становится очевидным, что Евросоюз, который продержал Турцию несколько десятилетий в своей приемной, уже точно не примет ее в свои ряды, членство в ЕС уходит с повестки дня как стратегическая и главная цель внешней политики.
Одновременно это означает, что ослабевает связность турецкого политического класса и экономических элит, которая обеспечивалось этой единой общенациональной целью. Таким образом, Турция лишается двух ключевых основ своей политики последних десятилетий.
В результате Турция выходит из тихой гавани в открытое море. И в этом море Турция оказывается очень похожа на Россию. И Россия, и Турция — это евразийские страны, они находятся почти на одном уровне экономического и социального развития. И Россия, и Турция сочетают в себе консервативное большинство и прозападноориентированное меньшинство.
Правящие классы России и Турции, их лидеры, Путин и Эрдоган, пытаются в своей политике совместить сохранение национальной идентичности и традиционных ценностей, в том числе и религиозных, с одной стороны, и современные институты светского государства, способные модернизировать экономику общества, — с другой.
И Россия, и Турция по разным причинам, но обижены на Европу. И Россию, и Турцию Европа отталкивает от себя, предпочитая держать их на расстоянии и скорее эксплуатировать, нежели считать их искренне своими союзниками. И Россия, и Турция вынуждены сталкиваться с высокомерием Европы и эгоизмом США.
Все это очень сближает Анкару и Москву.
Кроме того, и Россия, и Турция имеют прекрасные отношения с Азербайджаном. Не исключено, что в ближайшем будущем может сформироваться альянс Москва—Анкара—Баку, который станет дополнением альянсу Москва—Ереван—Тегеран.
Россия и Турция имеют прекрасные отношения в экономической сфере. При этом структуры российской и турецкой экономик не конкурентны друг другу, а взаимодополняемы. В России, например, развиваются такие отрасли, как атомное машиностроение, авиастроение, военно-промышленный комплекс. Эти направления не так сильны в Турции, зато у турецкой экономики очень мощные строительные, текстильные корпорации, туризм.
Поэтому интеграция российской и турецкой экономик может пойти естественным путем, и в случае, если Москва и Анкара найдут модус сосуществования в сирийском кризисе, Турция в состоянии стать первой страной, не входившей в Советский Союз, которая окажется членом Евразийского экономического союза.
Лидеры двух стран, которые пользуются огромной поддержкой населения и которые с большой вероятностью на протяжении еще большого количества лет сохранят свой контроль над государствами, имеют очень уважительные, может быть, даже дружеские отношения. Но Россия и Турция пока очень слабо взаимодействуют на уровне элит, экспертных структур, средств массовой информации, социально активных граждан, которые представлены в НКО.
Вообще, турки узнают о произошедшем в России событии не от своих корреспондентов, а через призму западных, и прежде всего европейских, СМИ, которые, понятно, весьма ангажированы. И российское общественное мнение тоже узнает о событиях в Турции прежде всего через призму западных интерпретаций.
В экспертных кругах России и Турции доминируют финансируемые Западом проекты. Но ни Запад, ни США, ни Евросоюз не заинтересованы в том, чтобы Россия и Турция самостоятельно развивали отношения друг с другом. Поэтому важнейшей задачей для наших стран является избавление от Европы как де-факто посредника в отношениях друг с другом.
Россия и Турция должны изгнать эту вечную тень гиганта из своих отношений и строить их самостоятельно.
У элит России и Турции есть комплекс представления о себе как о неполноценной Европе, а о своих институтах как о европейских, но недоразвитых. Тесное сотрудничество России и Турции, находящихся во многом в схожей ситуации, поможет обеим странам не только нарастить экономический потенциал, но и воплотить в жизнь более самостоятельную, эффективную модель развития, которую можно назвать евразийской или восточноевропейской.
Стратегическое партнерство России и Турции, таким образом, стимулирует отказ от квазиколониального мышления элит. Лишь благодаря этому наши страны смогут получить реальную выгоду от углубления связей с Евросоюзом и выстроить с ЕС по-настоящему партнерские отношения.