Московский регион с понедельника, 30 марта, начал переход на жесткий карантин по коронавирусной инфекции вместо предполагавшегося ранее рекомендательного. Всем жителям Москвы и Московской области, кроме занятых на неостанавливаемых производствах, предписано не покидать местожительство без необходимости, в ближайшие дни будет введена пропускная система для перемещений внутри региона, но передвижение автотранспорта остается свободным. Всем зарегистрированным безработным с 1 апреля гарантировано экстраординарное пособие по безработице в размере, сравнимом с прожиточным минимумом. Лекарственное обеспечение больных коронавирусом становится бесплатным на дому. Анонсировано дальнейшее ужесточение режима — мэрия обещает ввести специальные пропуска, без которых нельзя будет передвигаться по Москве.
Указ о дополнительных мерах предотвращения масштабного и быстрого распространения COVID-19 (.pdf) был подписан Сергеем Собяниным в 19:42 и через три минуты опубликован — вместе с подробным разъяснением документа в блоге мэра. Аналогичные меры объявили в тот же момент Московская область и ее губернатор Андрей Воробьев.
Господин Собянин рассказал, что недавние решения о закрытии баров, ресторанов, фитнес-центров «дали огромный эффект для снижения непосредственных контактов жителей». «Передвижения по городу снизились на две трети. И это очень хорошо,— говорится в блоге мэра.— Хотя очевидно, что далеко не все нас услышали». Видимо, речь идет о том, что многие жители города решили провести теплые выходные «на шашлыках» в парках — например, в Серебряном бору или Лосином Острове. Видео и фотографии беззаботно отдыхающих кочевали по социальным сетям — как утверждают источники “Ъ”, близкие к мэрии, именно такое поведение стало последним доводом для введения режима строгой изоляции горожан.
«Люди восприняли объявленные президентом выходные как досуг и по-прежнему проводят время на улице, поэтому и было принято решение ввести жесткие меры,— говорит другой осведомленный собеседник “Ъ”.— Все эти шаги согласованы с Кремлем». По данным “Ъ”, решение действительно согласовывалось с правительством РФ и администрацией президента, но принималось губернаторами Москвы и Московской области под их ответственность. В Кремле считают московские меры «оправданными», заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Выбор в пользу жесткого карантина и почти полное совпадение его для Москвы и Московской области с режимами, вводившимися несколько недель назад в большинстве стран Евросоюза, очевидно, объясняется «европейским» характером распространения коронавируса в агломерации Москвы. На 29 марта число зараженных в двух регионах — 1126, темпы прироста — более 20% в сутки.
Новый указ мэра Москвы вводит «домашний режим самоизоляции» для всех жителей Москвы, в области они введены решением подмосковного оперативного штаба (Московская область пока своих нормативно-правовых актов об изменении режима не опубликовала).
С 30 марта покидать квартиру разрешается только в пяти случаях:
- обращение за экстренной медицинской помощью;
- необходимость добраться до работы;
- покупки, причем «в ближайшем работающем магазине или аптеке»;
- выгул домашних животных «на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания»;
- «необходимость вынести бытовой мусор».
На улице и в транспорте, а также в магазинах граждане «обязаны соблюдать социальное дистанцирование от других людей не менее 1,5 метра». Но даже такие меры лишь временные; мэр анонсировал, что «в ближайшие дни» покидать квартиру можно будет только «при наличии специального пропуска».
С правовой точки зрения сам режим не меняется (правительство Москвы в ближайшие дни, видимо, сделает это постановлением, при этом Мосгордума продолжает обсуждать ужесточение регионального закона об административной ответственности за нарушение карантина). Сохраняется режим «повышенной готовности» к эпидемии, но не вариант режима чрезвычайной ситуации или положения. Однако рекомендательные меры теперь распространены на все население, а их соблюдение будет отслеживаться и караться (в рамках действующего КоАП, УК и санитарных постановлений) жестче и последовательнее, чем в марте.
Наиболее активно обсуждаемая тема в соцсетях — разумеется, спецпропуска: кто их получит и на каких условиях — решительно неизвестно.
Источник, близкий к мэрии, сообщил “Ъ”, что процедура выдачи спецпропусков сейчас только разрабатывается — прежде всего, «для служб доставки, сотрудников логистических компаний, которые обеспечивают продуктами продуктовые сети, а также для работников таких сетей».
На этой неделе в ряде организаций уже выдавали сотрудникам некие «пропуска». Так, работник одной из продуктовых сетей рассказал “Ъ”, что им выдали «бумажку с ФИО, адресом прописки, местом работы и указанием, что организация входит в перечень тех, кому разрешено продолжить работу». Столичный врач на правах анонимности рассказал, что пропуска, «заверенные печатью клиники», были выданы в середине недели: «паспортные данные, прописка, профессия, список адресов, куда я могу поехать по рабочим вопросам». Статус таких пропусков неизвестен.
Мэр Москвы отдельно указал в своем блоге, что принятые ограничения не запрещают приезжать в Москву или покидать ее. «Речь только о том, что нельзя без веской причины передвигаться по городу»,— подчеркнул Сергей Собянин. Госпожа Пенькова также подчеркнула в беседе с “Ъ”, что ограничения вводятся «для людей, а не для автомобилей».
Вопрос о режиме работы такси в новых условиях пока в списке самых проблемных.
В Gett и «Ситимобил» в воскресенье сообщали, что ждут уточнений от правительства Москвы, но уверены, что такси продолжат работу в том или ином виде. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов (работает в такси) констатирует, что «на фоне ужесточения правил карантина пассажирские перевозки в такси почти умерли, заказов осталось очень мало» — многие таксисты, по его словам, переключаются на доставку еды из магазинов. Часть таксистов официально не трудоустроены, разрешение такси привязано к автомобилю, а не к водителю, господин Шкуматов также выражает опасения о том, что ГИБДД будет трактовать указ Сергея Собянина по-своему: «Допустим, ты вышел из дома, сел в свою машину и уехал по делам за 25 км — движение личного транспорта не запрещается. Однако инспектор может сказать, что ты тем самым нарушил запрет выходить из дома без крайней необходимости. Здесь могут возникать споры».
Службы транспорта Москвы пока отреагировали только на грядущее снижение пассажиропотока. В дептрансе Москвы “Ъ” сообщили, что весь транспорт столицы — метрополитен, наземный транспорт, МЦК, МЦД — работают по режиму выходного дня, с увеличенными интервалами. При этом, уточнили в департаменте, ночные наземные маршруты работают в обычном режиме.
В блоге Сергея Собянина говорится, что «в течение ближайшей недели будет развернута умная система контроля соблюдения домашнего режима и установленных правил перемещения граждан». Издание «Медуза» со ссылкой на источник, близкий к московскому оперативному штабу по борьбе с коронавирусом, утверждает, что каждый житель должен будет зарегистрироваться на городском сайте и указать адрес фактического проживания. После этого каждый человек получит личный QR-код, который нужно будет при необходимости предъявлять полиции. Подтвердить или опровергнуть это сообщение в официальных структурах “Ъ” не удалось.
Самим полицейским пока неизвестно, какие задачи будут поставлены для соблюдения карантина.
В столичной мэрии “Ъ” дали понять, что городская полиция в понедельник продолжит работать в прежнем режиме и отдельных указаний по надзору за соблюдением карантинных мер ей еще не поступало. Источники в ГУ МВД по Москве сообщили “Ъ”, что никаких приказов о мерах ограничительного характера до личного состава пока не доводилось, сотрудники продолжают нести службу в обычном режиме. В Росгвардии “Ъ” не ответили. Пресс-секретарь столичного мэра Гульнара Пенькова сообщила “Ъ”, что подобные указания будут определены в постановлении правительства Москвы, которое примут и опубликуют в ближайшее время.
Источник “Ъ”, близкий к мэрии, допускает, что власти города введут ограничения по времени доставки товаров — «это все решается прямо сейчас». В пресс-службе «Яндекс.Еды» отмечают, что пока не располагают информацией о том, что для доставки что-то меняется. В Delivery Club сообщили, что сервис продолжает работать в Москве и Московской области, «информации о каких-либо ограничениях в отношении курьеров у нас нет». В Ozon сообщили, что «находятся на постоянной связи с городскими службами, подали данные о машинах нашей курьерской службы». Компания добавила, что постаматы и пункты выдачи заказанных онлайн товаров «также продолжат работу». В сетях «Магнит» и «Вкусвилл» поясняют, что пока продолжают работать в штатном режиме — и логистика, и склады, и розничные магазины, во «Вкусвилле» добавили, что ждут дальнейших разъяснений по сотрудникам от властей. Пока неизвестно, как будет решаться проблема неформальной, но необходимой занятости в клининговых компаниях, с подсобным персоналом, грузчиков и т. д.
Вопрос о наказании за нарушение усиленных карантинных мер остается открытым и для Москвы, и для области.
Партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов указывает, что на федеральном уровне нет ответственности за несоблюдение указа столичного мэра, поэтому документ «пока носит характер рекомендаций». Пока такой механизм контроля и конкретные санкции не будут приняты на федеральном уровне, продолжает господин Боломатов, полицейские смогут выписывать нарушителям нормы указа об ограниченном передвижении лишь письменные предупреждения, но не штрафы. Эксперту уже известно о случаях выдачи похожих предупреждений в Москве. По его словам, 28 марта сотрудникам одной из компаний, проводивших работы на улице, полицейские выписали предупреждение со ссылкой на объявление президентом Владимиром Путиным нерабочей недели в стране. Аргументы сотрудников компании о том, что нерабочая неделя начнется с понедельника, постовыми, как заверяет господин Боломатов, не были приняты во внимание.
Адвокат «Правозащиты Открытки» Сергей Бадамшин указывает, что по Конституции «отдельные ограничения прав и свобод» могут быть установлены «в условиях чрезвычайного положения»: «Нет ЧП — нет запрета на передвижение,— резюмирует адвокат.— Никакие указы мэров <…> не могут ограничить ваше право выйти из дома, если вы не больны и не представляете опасность для окружающих». Схожие мысли высказывает и глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас: «Введение таких ограничений — исключительная компетенция Федерального собрания и президента». Впрочем, глава комиссии президентского Совета по правам человека (СПЧ) по гражданским свободам и гражданской активности Николай Сванидзе называет введение карантина «оправданной и справедливой мерой» — и уверен, что она «в ближайшие дни будет усилена введением комендантского часа». «Это жесткие, но очень важные сейчас меры, которые принимаются во всем мире,— говорит господин Сванидзе.— Однако они должны сопровождаться финансовой помощью: бедной части населения, к которой у нас относится большинство, и малому бизнесу, который вот-вот "ляжет" и может не оправиться от этого удара».
Исходя из сообщений двух регионов, режим «выходных дней» 30 марта—3 апреля в Москве и Московской области уже предполагает остановку большей части занятости, но теперь резко растет вероятность ее распространения в Москве и области и после 5 апреля — технически при нынешней эпидемии даже идеальный карантин на неделю вряд ли имеет смысл. Как и в случае с «длинными выходными», финансовые затраты в основном лягут на работодателей, часть из которых приостановит работу.
В связи с этим Москва и область вводят с 1 апреля экстренное пособие (стипендию) по безработице для уже зарегистрированных безработных — 19,5 тыс. руб. в месяц в Москве, 15 тыс. руб. в месяц для области; напомним, подать заявку в качестве нового безработного позволяет сервис госуслуг.
Цена вопроса для бюджетных систем Москвы и области — несколько миллиардов рублей в месяц, что вряд ли вызовет напряжение: потери работодателей ожидаются минимум на порядок больше, ВРП Москвы и области вместе составляют порядка 16% ВВП РФ.
Исходя из сообщений мэра Москвы и губернатора Московской области, на начавшейся неделе медики региона уже не будут ориентироваться на сплошную госпитализацию зараженных коронавирусом пациентов, госпитализации подлежат лишь пациенты со средним и тяжелым течением заболевания. Лечение легкой формы будет вестись на дому, бесплатные препараты для лечения будут предоставляться «скорой помощью, поликлиниками и волонтерами» — пока совершенно неочевидно, как эта система вписывается в бюджет и правила системы ОМС.
Из этого, увы, следует, что, исходя из расчетов специалистов мэрии и обладминистрации, без жесткого карантина перегрузка системы здравоохранения региона будет вероятна. Иначе эпопея с пропусками на перемещение внутри Москвы, вечером 29 марта буквально взорвавшая социальные сети (сайты мэра Москвы и правительства области работали со сбоями), была бы очень рискованной политически. Практически все причастные к решению в воскресенье даже неофициально (и строго анонимно) подчеркивали, что решение принималось не на федеральном уровне, а Сергеем Собяниным «в рамках его полномочий».
Отметим, оперативные штабы, аналогичные Москве и области, работают и в остальных 83 регионах РФ. Они, исходя из созданного прецедента, имеют аналогичные права и полномочия.