Завтрашний день у каждого будет свой. У одних — с мешками гречки и сахара. У других — с ненужными телевизорами. Чем запасается народ в регионах, почему в спешном порядке сотрудники вещевых рынков распродают вещи и какому новогоднему подарку будет рад среднестатистический россиянин — в материале «МК».
В одном из крупных магазинов бытовой техники на Ходынке работа встала.
Скучающие продавцы целыми днями протирают пыль с опустевших за неделю полок. Создают видимость работы.
— Очередных поставок до Нового года сказали не ждать, — делится молодой человек в униформе с тряпкой в руках.
Зато в торговом центре, продающем электронику, полки ломятся от новых поступлений. Телевизоры, холодильники — все, что смели на прошлой неделе, в минувший понедельник завезли снова. Правда, ценник подняли на 30–50 процентов, чем сразу снизили покупательскую активность.
— По новым ценам народ не особенно спешит отовариваться, — рассказывают продавцы. — Сейчас все больше спрашивают игрушки к Новому году для детей, гаджеты. Продаем только то, что осталось. Да и остатки теперь по недоступной для многих цене идут. Например, камера для «Плейстейшен» еще пару недель назад стоила 3000 рублей — теперь отдаем ее за 4800. Игра к ней тоже повысилась в цене — с 2 тысяч рублей до 3800. Популярные очки с камерой стоили порядка 1500 евро — сейчас их стоимость взлетела до 3000 евро. Кто же за такие деньги в кризис будет покупать? Ажиотаж по поводу айфонов тоже заметно спал. Люди предпочитают брать б/у телефоны, чем выкладывать по 50 тысяч за новый айфон…
В магазинах одежды сейчас тоже полным ходом идут распродажи.
— Несмотря на тотальные скидки, товар все равно не раскупают. Люди стали экономнее относиться к деньгам. А в следующем году эти вещи будут и подавно никому не нужны. Так что к Новому году большинство торговых точек выйдут в минус… — рассказывает консультант женской одежды в крупном торговом центре.
Буквально за копейки все отдают и на вещевых рынках.
— Мы уже не гонимся за наценкой. Надеемся сдать товар хотя бы по закупочной цене, — рассказывает сотрудник известного вещевого рынка. — Более-менее идут сейчас пуховики, шубы и зимние ботинки — их отдают за бесценок. Сапоги при грамотной торговле можно купить за 1000 рублей вместо прежних 4000. Шубы из норки за 30 тысяч отдают, тогда как раньше меньше чем за 70 тысяч не уступали. Конечно, вещи эти все — из Китая. Там у них тоже полный крах в связи с нашим кризисом. Недавно мой знакомый поехал за шмотками на оптовую базу в Китай и услышал от хозяина: «За неделю ты первый, кто приехал». Тогда как в обычные дни к нему из России до 100 человек с заказами приезжали. Некоторые фабрики, работавшие в Китае на россиян, закрылись. Сейчас у всех наших оптовиков и дистрибьюторов склады забиты обувью, одеждой: привезли много, а продать не могут. Почти все в таком положении. Кто отдает обувь на реализацию, согласны, чтобы с ними рассчитывались по результатам продаж. Раньше подобного нельзя было представить: обувь отдавали только по полной предоплате.
Рассчитывать на то, что народ начнет покупать российские бренды, не приходится.
— Я не знаю ни одного бренда, специализирующегося на продаже одежды российского производства. В основном российские бренды продают одежду, изготовленную за рубежом, — уверены специалисты. — Россия в этом плане конкурировать с другими странами не может, поскольку в нашей стране почти отсутствует производство трикотажа…
Некоторые сотрудники фирм, торгующие одеждой, решили обмануть кризис.
— Всю свою одежду мы отшиваем в Китае, — рассказывает директор российско-итальянской компании по производству модной одежды. — Понимаем, что в январе-феврале-марте нас ждет «яма». Ни продаж, ни покупок не будет. Но и новых поступлений тоже быстро ждать не придется. Мы разработали антикризисную программу. Когда во всех магазинах настанет дефицит товаров, мы сразу выставим коллекцию весна–лето-2015. Договорились с китайцами, которые шьют нам, еле-еле достигли соглашения. Обычно мы платили им за пошив коллекции предоплату 50%. На этот раз они заявили: «Только со 100-процентной предоплатой приступим к работе». Боятся, что россиянам после Нового года нечем будет платить. Договорились. Таким образом мы надеемся опередить наших конкурентов по вещевому сектору. Цены оставим прежние. Китайцы ценник пока не сильно подняли.
Свои антикризисные меры разрабатывают и простые люди в регионах.
— Сейчас выгодно открывать аптечные киоски — вот что покупает народ. Неплохо пойдут детские товары — это всегда нужно, — делятся торговцы.
На популярном пермском форуме в разделе «Продовольственный кризис» народ бурно обсуждает, чем закупился в последнее время. Читаешь и понимаешь: в регионах людям явно не до модной одежды. За пределами столицы вспоминают голодный 98-й год.
«В магазине фрукты коробками скупают для перепродажи на рынке».
«Вечером заходил в гастроном. Люди как ненормальные скупают муку, растительное масло и сахар. Полки с сыром пустые. Семга и лосось стоят вместо 190 руб. — 370 и 390 рублей».
«Вслед за мясом подорожала и шаурма».
«Я сегодня покупал испанскую грудинку. Дата выпуска — начало июня. Полно сыров из Европы, вот только срок годности уже истек — март 2014 года. Скоро на просроченный товар очереди начнут выстраиваться».
«Сегодня убогого вида мужичонка, солидно хромой, с клюкой, тащил волоком большую упаковку макарон, кейс набил мукой, в руке держал котомку с консервами. Вышел из магазина, схватился за сердце. Народ вызвал «скорую».
«Продавцы рассказывали, что люди стали сметать кетчуп и муку мешками».
«Наблюдала пермяков на распродаже чая. 100 пакетиков отдавали за 149 рублей. Народ будто первый раз в своей жизни чай увидел, хватали коробками. Сам не удержался, поддался общей панике, набрал 25 пачек чая и 4 кг кофе. В выходные надо еще взять».
«У меня в морозилке прекрасно разместилось 10 кг говядины, 3–5 кг баранины, сала 3 кг. Вот думаю, надо еще свинины закупить, и суровую зиму переживу...».
Вывод напрашивается сам собой. Если вы до сих пор не знаете, что подарить другу/родителям/коллегам на Новый год, купите мешок муки, сахара или коробку тушенки.
Одариваемые с благодарностью оценят антикризисный продуктовый набор.